На примере карбюраторного двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21093 (21083, 21099) определим причины неисправности "почему двигатель плохо запускается в сырую погоду". С этой проблемой довольно часто сталкиваются владельцы автомобилей с большим пробегом. И решать ее приходится сразу, так как нужно ехать, а двигатель плохо запускается или не запускается вовсе.
Сырая погода подразумевает повышенную влажность воздуха. Такая влага вызывает ускоренное окисление контактов в соединениях и утечку тока по сырой поверхности. Все это мешает нормальной работе системы зажигания двигателя так как снижается мощность искры на свечах, либо она вообще пропадает. От этой информации и будем отталкиваться при составлении списка причин плохого запуска двигателя автомобиля в сырую погоду.
Двигатель автомобиля плохо запускается в сырую погоду, почему?
- Окислились выводы аккумуляторной батареи (АКБ)
Из-за этого пропадает контакт в соединениях "выводы АКБ - клеммы проводов к ним". Ток в бортовую сеть автомобиля не поступает, двигатель не запускается.
- Утечка тока в высоковольтной цепи системы зажигания
По сырым высоковольтным проводам, крышке катушки зажигания, крышке трамблера искра утекает на "массу" не доходя до свечей зажигания. В результате снижается сила искрового разряда между электродами свечей зажигания или его нет вовсе. Двигатель может запуститься, но будет троить и пытаться заглохнуть. По мере его прогрева неисправность может исчезнуть.
- Окислились контакты и соединения в цепи низкого напряжения системы зажигания
В соединительных колодках проводов системы зажигания окисляются наконечники проводов, электрический ток не протекает, в цепи получается "обрыв".
- Окислилось соединение "двигатель - кузов"
Как известно, на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 электрооборудование выполнено по однопроводной схеме. Функцию минусового («массового») провода выполняют кузов и двигатель автомобиля. Поэтому отрицательные выводы всех электроприборов (источников и потребителей электроэнергии) соединены с кузовом или двигателем.
Минусовой толстый провод (обычно черный) идет от минусовой клеммы АКБ к корпусу коробки передач. Другой толстый провод (чаще всего т.н. «плетенка») от этой же минусовой клеммы идет к кузову и крепится на шпильку рядом с аккумулятором. Такое соединение обеспечивает наличие «минуса» от клеммы АКБ на всех электроприборах после поворота ключа в замке зажигания и обеспечивает нормальную работу стартера (стабильный пуск двигателя).
Если контакт в соединении с кузовом и коробкой по причине окисления потерян, то без "массы" не будет работать система зажигания, не будет крутить стартер.
Что делать если двигатель плохо запускается или не запускается в сырую погоду?
Зачищаем соединения "выводы АКБ - клеммы проводов".
Протираем сухой ветошью крышку катушки зажигания, высоковольтные провода, крышку трамблера.
Несколько раз рассоединяем колодки проводов на датчик Холла и коммутатор.
Восстанавливаем контакт в соединении провода с минусовой клеммы АКБ с кузовом автомобиля.
Примечания и дополнения
Если сырая погода сопровождается околонулевыми значениями на градуснике и возможно замерзание влаги, то имеет смысл в дополнение к перечисленному проверить не обледенел ли карбюратор. В ряде случаев влага скапливается в его диффузорах, замерзает, например, после стоянки автомобиля после чего запустить двигатель становится проблематично. Либо он может поработать некоторое время и заглохнуть. После чего опять запуститься.
Усугубить и без того неважную ситуацию с запуском двигателя в сырую погоду может использование деталей системы зажигания с уже истекшим или истекающем ресурсом.