Автор этих строк надеялся, что новые эпизоды "Звездных войн" продемонстрируют новые классы имперских и республиканских истребителей. Однако чуда не произошло. У повстанцев появился усовершенствованный X-Wing T-70, тогда как имперцы обзавелись модифицированными T/F с хвостовыми турелями. При этом, с «полей сражений» окончательно пропали ударные истребители: Y и B-wing-и (появившиеся в 8-ом эпизоде горизонтальные бомбардировщики не закрыли дыру, образовавшуюся в классе ударных космических аппаратов). Впрочем, даже до 7-го эпизода было понятно, что X-Wing является универсальной машиной повстанцев, при наличии которой другие типы летательных аппаратов не нужны. Можно пойти еще дальше и сказать, что история развития повстанческого космофлота повторяет историю развития авиации ВМФ США. Давайте рассмотрим эти параллели подробнее.
В 1983-ем, в год выхода «Возвращения джедая», основным классом авианосцев ВМФ США были корабли типа «Nimitz», на палубах которых располагались 4 вида боевых машин: истребитель завоевания господства в воздушном пространстве F-14, ударные A-6 Intruder и A-7 Corsair, а также противолодочный S-3 Viking. На некоторых авианосцах можно было заметить самолет РЭБ EA-6B Prowler.
Подобно американским ВМФ Холодной войны, повстанческий флот шел в атаку на Эндор имея свой собственный костяк из 4 летательных аппаратов (без машины РЭБ). Роль истребителя выполнял X-Wing T-65, ударные крылья состояли из стареньких Y-Wing за штурвалами которых сидели ветераны Явина и новых B-Wing. Кроме того, в атаке принимали участие скоростные A-Wing, предназначенные для маневренных боев с новейшими истребителями Империи. Подобно авиации времен Холодной Войны, повстанческие эскадрильи были независимы от базы (планетарной или космической, в роли которой выступал авианосец) и в случае необходимости могли совершить «прыжок» до ближайшего целого форпоста.
Информация к размышлению. A-Wing самая странная машина повстанцев, не имеющая прямого имперского аналога. Данный истребитель, обладающий высокой скоростью и маневренностью, несет слабое вооружение. Его сильные стороны проявляются во время разведывательных миссий и рейдовых операций против слабозащищенных имперских конвоев. Если вы играли в X-Wing Alliance, то наверняка помните дикую миссию, во время которой один из A-Wing-ов должен собрать информацию об имперском флоте, хотя на его хвосте висит чуть ли не десяток T/F и T/I. Это типовая задача для подобного класса машин.
Что касается Империи, то ее ВКС в точности повторяли шаблоны, заложенные в развитие советских ВВС. Империя сделала ставку на планетарные базы и разрушение повстанческих авианосных групп. Для этого ей нужны были два типа истребителя (тяжелый плюс легкий, маневренный) и мультифункциональный бомбардировщик. На первом этапе кампании (то есть до битвы при Эндоре), означенная выше тройка состояла из Tie-Fighter, маневренного Tie-Interceptor и разрушительного Tie-Bomber (кроме того, на вооружении Империи находился тяжелый Tie Brute, некий аналог Ту-128, предназначенный для защиты бескрайней периферии Касселя). Во время кампании адмирала Трауна (это теперь не-канон) против Новой республики на смену старому поколению имперских истребителей пришло второе поколение машин: Tie Advanced, Tie Defender и Tie Scimitar. Эти истребители стояли в строю долгие десятилетия и успели принять участие во Второй Гражданской войне.
Это интересно. Далеко не все фанаты Star Wars знают, что Империя пыталась создать собственный ответ на X-Wing. Машина, получившая названия Tie Hunter обладала складными крыльями (привет T-65), гипердрайвом и щитами. Первое использование T/H состоялось вовремя Фрезианской кампании. Позже Hunter-ы активно использовались в битве при Эндоре, а также во время операций, связанных с подавлением мятежа адмирала Заарина. Широкого распространения T/H не получили из-за чрезмерной сложности конструкции, на которую накладывалась дороговизна производства и недостаточная огневая мощь. Увидеть T/H в бою вы можете, например, в Rogue Squadron III.
Все машины повстанцев были оборудованы джамп-двигателями, что позволяло наносить удары по вражеской инфраструктуре в любой точке Имперского космоса. Первое поколение имперских истребителей (за исключением канонерки Assault gunboat XG-1) не имело подобных двигателей и было привязано к базам, вследствие чего военная машина Императора была ориентирована на создание планетарных крепостей возле самых важных планет и инсталляций. Истребительные полки империи должны были быть готовы к внезапному появлению противника. Их целью было отражение атаки с минимальными потерями, а вовсе не преследованием повстанцев до точки сбора. Этим должны были заниматься поисковые группы, состоящие из Imperial Star Destroyer и Interdictor.
Выживание Повстанческого союза было бы невозможно без секретных баз (единственных точек ремонта поврежденных машин), разбросанных по всей Галактике. Вне всякого сомнения, многие базы были расположены в глубине имперских территорий, в космосе Хаттов, а также в анархических уголках космического пространства. Базы не смогли бы существовать, если бы имперская административная машина не тонула бы в тотальной коррупции. Многие имперские губернаторы смотрели на делишки повстанцев сквозь пальцы только лишь потому, что ремонтные работы обеспечивали загрузку их промышленных и людских мощностей. Кроме того, повстанцам можно было выгодно продать дополнительные части машин, а также доисторический хлам, оставшийся со времен Войн клонов (большая часть Y-Wing-ов попала у руки повстанцев напрямую из имперских арсеналов).
В объективной реальности существование нескольких типов боевых машин приводило к тому, что на авианосце работало несколько технических команд, каждая из которых обслуживала свой вид военной техники. Повстанцы изящно решили эту проблему, свесив дополнительные работы на дроидов.
Разобравшись с логистикой посмотрим на причины сокращения типов истребителей, находящихся в распоряжении повстанцев.
В реальном мире, после завершения Холодной Войны, зоопарк крылатых машин, базирующихся на американских авианосцах, сократился всего до двух типов. В настоящее время на большинстве авианосцев используется F/A-18 в качестве ударного истребителя и E/A-18G в качестве машины РЭБ. Другие типы самолетов оказались не нужны в мире прокси-войн и локальных конфликтов. Не прижились в ВМФ и проекты следующего поколения, подобные A-12 и Super Tom Cat F-14+. Причиной провала стала избыточная дороговизна этих самолетов при неочевидных плюсах использования.
История с массовым использованием T-70 полностью продублировала ситуацию, сложившуюся с F/A-18. Добвив Империю Палпатина, повстанцы приступили к срезанию костов и унификации технической базы. Не трудно предположить, что устаревшие T-65 до сих пор состоят на вооружении Республики во второстепенных регионах Галактики. Что касается отсутствия легкого бомбардировщика, то повстанцы в принципе отказались от него, сделав ставку на громадные MG-100, которые являются аналогом современных B-52 или B-1B.
В VIII эпизоде появились улучшенные A-Wing, а это в свою очередь значит, что общий технологический уровень Первого ордена не превосходит имперский, а то и вовсе отстаёт от него. Обратите внимание на то, что в Legend вселенной, где Имперцы продолжали усовершенствовать свое оружие, ни о какой программе развития X-Wing-а не могло быть и речи. На массовое использование T/A и T/D Республика ответила не модификацией T-65, а запуском серийного производства E-Wing, который вобрал в себя мультифункциональность T-65, усиленную скоростью и маневренностью A-Wing.
Если предположить, что усовершенствование военной техники будет продолжаться в X, XI, XII эпизоде, то мы без сомнения столкнемся с республиканским аналогом F-35, который будет представлять собой единый унитарный истребитель нового поколения, способный противостоять продвинутым типам имперских машин, подобных Tie Siliencer.
05.07.2018
(с) Илья Садчиков