Найти в Дзене
Истории об истории

Лебединая песня небесных исполинов: как взорвался и сгорел самый большой дирижабль в мире

Оглавление

Огромные дирижабли начала ХХ века плавали по небосводу подобно китам в океане.

Величественные и невесомые машины были способны перевезти сотню тон груза и десятки людей даже через необъятные просторы Атлантики. Однако за монолитной оболочкой, внушающей иллюзию непоколебимой надежности, скрывался легковоспламеняющийся чрезвычайно опасный газ. В этом на собственном горьком опыте и убедились несчастные пассажиры немецкого дирижабля «Гинденбург» в 1937 году.

Лидер трансатлантических воздушных перевозок

Дирижабль жесткой конструкции LZ 129 «Гинденбург» поступил в эксплуатацию в марте 1936 года. На тот момент это был едва ли не самый крупный воздухоплавательный аппарат современности.

Дирижабль «Гинденбург»
Дирижабль «Гинденбург»

Дирижабль изначально проектировался на работу с гелием, но его пришлось приспособить под более легкий водород. Причиной стала политика: в этот период к власти в стране пришли национал-социалисты, и США отказалась поставлять гелий в Германию.

Дирижабль был оборудован по первому разряду. Кроме уютных кают, ресторана, и салона-гостиной на борту имелся даже душ. Все было сделано по последнему слову техники того времени. В гостиной даже играл рояль, специально изготовленный из авиационного алюминия.

Ресторан «Гинденбурга»
Ресторан «Гинденбурга»

На борту дирижабля «Гинденбург» во всем старались угодить своим пассажирам. Несмотря на то, что конструкция была заполнена колоссальными объемами горючего водорода, на борту все-таки имелась специально оборудованная с учетом всех мер безопасности, курительная комната.

Пассажиры, ценившие комфорт и скорость передвижения, с удовольствием пользовались услугами «Гинденбурга» в трансатлантических перелетах. Билеты на воздушное судно, несмотря на существенную стоимость, практически всегда раскупались полностью.

Дирижабль LZ 129 «Гинденбург» достигал длины 245 метров, мог нести на борту 72 пассажира, 36 членов экипажа и в общей сложности до 100 тонн полезной нагрузки, при этом он разгонялся до 135 километров в час.

За год «Гинденбург» успел совершить 63 полета.

Катастрофа, завершившая эру дирижаблей

Погожим весенним вечером небесный исполин в очередной раз вылетел из Германии и 6 мая 1937 года зашел в воздушное пространство США, готовясь совершить посадку на авиабазе Лайкхерст. На борту воздушного судна находились 61 пассажир и 36 членов экипажа, кроме того, в транспортном отделении размещалось около тонны груза, почты и багажа.

Управлял «Гинденбургом» капитан Макс Прусс, опытный воздухоплаватель и участник Первой мировой войны. Желая продемонстрировать пассажирам свою лихость, он провел судно над Нью-Йорком так, что едва не касался крыш небоскребов, а затем взял курс на конечный пункт маршрута.

«Гинденбург» над Нью-Йорком
«Гинденбург» над Нью-Йорком

В четыре часа по полудни дирижабль вышел к авиабазе, но разрешения на посадку не получил — с запада надвигался сильный грозовой фронт. Коротая время и развлекая пассажиров полетом над побережьем, через пару часов Макс Прусс получил радиограмму диспетчера о том, что непогода отступила и с посадкой не стоит тянуть.

В семь с небольшим «Гинденбург» завис над мачтой авиабазы Лайкхерст. Экипаж сбросил с дирижабля причальные канаты для наземных служб и его уже начали заводить на посадку, как вдруг в хвостовой части вспыхнули языки пламени.

В считанные секунды огонь стремительно двинулся в сторону носа воздушного судна, прозвучали взрывы. Дирижабль накренился и рухнул на землю, догорая и разваливаясь на куски.

Горящий «Гинденбург»
Горящий «Гинденбург»

По свидетельствам очевидцев, с момента возгорания и до гибели «Гинденбурга» прошло всего лишь полминуты. Во время крушения сразу погибли 26 человек. Часть жертв сгорела, а также отравилась угарными газами. Не уцелело и большинство пассажиров, выпрыгнувших за борт, — высота была слишком велика. Вскоре от полученных ран и ожогов скончалось еще 10 человек, общее количество жертв катастрофы выросло до 36.

Разыгравшаяся драма вызвала огромный общественный резонанс. Во время приземления на поле присутствовали представители прессы, которым удалось заснять трагическую гибель «Гинденбурга». Печальное известие мгновенно облетело весь мир.

Горящий «Гинденбург»
Горящий «Гинденбург»

Комиссия экспертов сделала вывод, что причиной аварии стала утечка водорода и короткое замыкание между причальным канатом и корпусом дирижабля из-за грозы, наэлектризовавшей сырой воздух.

Правительство Германии было шокировано происшествием и отреагировало полным запретом на международные пассажирские перевозки, а через три года все оставшиеся дирижабли и вовсе разобрали на металл. Страна вступила в мировую войну, легкий алюминий понадобился для строительства боевых самолетов.

Эра величественных дирижаблей подошла к концу.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!