Найти тему

Крупнейшие катастрофы в истории: Japan Airlines 123

Оглавление

В истории авиации, не считая террористических нападений, произошли две воздушные катастрофы, в которых зафиксировано наибольшее число жертв. Первой было столкновение самолетов Pan Am в 1736 году и KLM 4805 на острове Тенерифе в 1977 году, а второй – катастрофа рейса 123 авиакомпании Japan Airlines в 1985 году. Последняя является самой большой по количеству погибших в одном самолете.

Фото airlive.net
Фото airlive.net

Катастрофа самолета Japan Airlines 123

12 августа 1985 года в 18 часов 12 минут Боинг 747-SR46 линии Japan Airlines рейс 123 стартовал как обычно с аэродрома Ханеда в Токио, направляясь в находящуюся за 450 км Осаку. Короткий, 54-минутный перелет был для него рутиной. Эта машина была одной из 29 специальных авиалайнеров, модифицированных к коротким полетам и частым стартам и приземлениям. Самолет помещал 563 человека и был оснащен четырьмя двигателями Pratt & Whitney JT9D-7A. До этого дня лайнер провел в воздухе 25030 часов и выполнил 18835 стартов и приземлений.

В тот день на борту находилось 524 человек, в том числе 15 членов экипажа. В 18.24, когда самолет поднялся на высоту около 7300 м, произошел внезапный взрыв и декомпрессия корпуса. Экипаж стал утрачивать контроль над машиной, но ни один бортовой прибор не показывал причину аварии. Вместо этого, был предоставлен код 7700, означавший критическую ситуацию.

Фото airlive.net
Фото airlive.net

Пробуя восстановить контроль над полетом, пилоты заметили, что самолет кидает то вверх, то вниз, теряя при этом скорость, а кабина была полностью разгерметизирована. Через несколько минут они смогли немного овладеть полетом, но приостановить падение им не удалось. Среди пассажиров стала нарастать паника. Пилоты пробовали добраться на какой-нибудь аэродром, а экипаж американской базы Йокота предложил помощь, но команда рейса 123 не связалась с ним.

В 18.40 лайнер находился возле горы Фудзи, а экипаж все время пробовал справиться с управлением, но машина вела себя непредсказуемо, теряя высоту, и сравнялась с вершинами окружающих гор. Пилотам удалось обогнуть несколько из них, но в 18.56 самолет ударился об склон горы Осутака на высоте 1460 м над уровнем моря.

Опоздавшая спасательная операция

Из-за места катастрофы информация о точном местонахождении разбитого самолета дошла до японских служб лишь в 19.15 (или в 18.59 по официальным данным). Передали ее контролеры базы Йокота, с которыми связался экипаж американского С-130, увидевший в лесу пожар. Сразу начался сбор спасательных команд, а свою помощь снова предложили американцы, но японские службы не воспользовались ей.фото

Фото  airlive.net
Фото airlive.net

В 20.42 над местом катастрофы появился вертолет японских сил самообороны. Экипаж доложил, что крушение значительно расфрагментировано, и вокруг видны многочисленные мелкие пожары. Считалось, что никто не мог пережить авиакатастрофу, поэтому службы собирались в деревне Уеномура. Только утром следующего дня около 9.00 спасатели добрались до места катастрофы.

Вид был ужасающим, так как машина распалась на много частей, ударяясь о деревья. Несмотря на это, в 10.45 возле оторванной хвостовой части нашли 4 живых человека. Это были Юми Очейа, стюардесса, летящая пассажиром, Хироко Йошизаки и ее восьмилетняя дочь Микико Йошизаки и двенадцатилетняя Кейко Каваками, которую нашли на дереве. В момент катастрофы они все находились в задней части корпуса.

Катастрофа, которой можно было избежать

Во время осмотра тел жертв, врачи заявили, что авиакатастрофу пережило много людей, но они умерли из-за ран и гипотермии ночью. Если бы спасательная операция началась сразу и если бы они воспользовались помощью американской армии, скорее всего, спаслось бы гораздо больше.

Немедленно начатое расследование показало, что катастрофа произошла в результате разрыва переборки давления в хвосте и, следовательно, отрыва вертикального стабилизатора. Однако переборка была повреждена намного раньше, 2 июня 1978 года, когда машина во время посадки зацепила взлетную полосу хвостом. Повреждение было небрежно отремонтировано на заводе, где указанные элементы переборки плохо прикрепили.

Фото baaa-acro.com
Фото baaa-acro.com

С каждым последующим полетом конструкция все сильнее напрягалась и стала разрываться. Но этого никто не заметил. Согласно исследованию, некачественно отремонтированная часть должна была выдержать около 9000 взлетов и посадок, но на практике она продержалась 12 500. Поэтому катастрофа была вопросом времени. Повреждение, которое произошло при разрыве переборки, было настолько большим, что у экипажа не было шанса спасти самолет.

Вину за этот случай в основном принял на себя завод Боинга, выплативший компенсацию родственникам жертв. Авиакатастрофа Japan Airlines рейс 123 – самая большая катастрофа в истории за числом жертв в одном самолете.