Текст: Антон Ширяев; Фото: Toyota
Ночь, тайга, на термометре -18, вокруг полно волчьих следов и сам собой начинаешь петь хит Короля и Шута «Жаль нет ружья...». Мощный снегопад превратил вполне проходимую колею в опасную ловушку, а излишне резкая работа с газом водителей головных машин колонны сделали из самой колеи целину. И вот всего третий по счёту внедорожник нашей группы сидит на раме. Сидит так, что своими силами его не откопать, а любые попытки выдернуть его другими Land Cruiser приводят лишь к тому, что садятся и они. Хвост колонны не доехали даже до этого подъёма и сел ещё раньше. Копаем, толкаем, ломаем ветки, подкладываем под колёса, снова толкаем и так по кругу. Безуспешно! И чертовски холодно – даже после активного толкания и копания согреться не удаётся. Пару глотков коньяка или виски не помешали бы...
Кайдзен
Наверное, если распечатать все тексты про Toyota, в которых упоминается слово «кайдзен», и выложить листы А4 в линию, то хватит, чтобы построить мост в Крым. И всё же без кайдзена в этот раз никак не обойтись, ведь нынешний рестайлинг Land Cruiser 200 проведён в соответствии с философией «непрерывного совершенствования», что собственно и означает это японское понятие. Не смотрите на серьёзно изменившуюся внешность, главное – это масса маленький улучшений, скрытых внутри. За что журналисты ругали «двухсотку» на протяжении всего цикла её производства? Несколько старомодный салон, хаотично разбросанные по всей передней панели кнопки, слабые тормоза с невнятным приводом, а также не лучшие фары головного света. И в итоге мы получили, не удивляйтесь: новый цвет кожи, улучшенные материалы отделки, современную мультимедиа-систему, электронные системы активной безопасности, сгруппированные по тематике кнопки, увеличенные в размерах передние тормозные диски, в целом перенастроенную тормозную систему и полностью светодиодные фары головного света и задние фонари.
И ничего лишнего. Ну, ещё программу управления дизельным двигателем, на который приходится 80% продаж в России, подкорректировали: вместо 235 л.с. и 615 Нм теперь 249 л.с. и 650 Нм. Теперь находиться в салоне приятнее, к тормозам больше нет никаких претензий, даже на тёмных лесных дорожках светло как днём, а нужную кнопку больше не нужно искать по всему салону. Бинго! Казалось бы, не такие и глобальные изменения, но впечатление от машины сильно изменилось. «Двухсотка» стала менее деревенской и более премиальной, как уроженец из маленького города после жизни в столице неумолимо становится москвичом или петербуржцем. Посетовать можно лишь на мультимедиа-систему, которая по моему разумению стала хуже. Во-первых, на неровной дороге пользоваться сенсорными кнопками сложнее, чем обычными – на ощупь уже не нажмёшь. Во-вторых, процессор не достаточно производительный – периодически система заметно подтормаживает. Впрочем, такие претензии у меня почти ко всем комплексам с сенсорным управлением. Неужели есть кто-то на планете, кому это нравится?
Утюг-путешественник
Официально настройки подвески и рулевого управления Land Cruiser 200 не менялись, так что ожидать чего-то нового не стоит – всё та же фантастическая энергоёмкость подвески, эталонная курсовая устойчивость и некоторая отрешённость от дороги, но вместе с тем солидные крены и недостаточная поворачиваемость на входе в повороты.Всё вполне ожидаемо, учитывая массу и габариты машины. Если попытаться устроить на «крузаке» гонки, то варианта развития событий два: 1) вы разобьётесь; 2) вы очень испугаетесь. Не знаю, как гоняют на рамных внедорожниках водители машин сопровождения, но я на подобной технике передвигаюсь медленно и степенно. И поэтому получаю удовольствие от комфорта. Здорово, что «тойотовцы» не повелись за всеобщей модой и не установили на своего флагмана колёса большого диаметра – максимум по-прежнему 18 дюймов, но дизайн всех дисков новый.
В отличие от летней поездки на юг, когда большую часть времени я провёл за рулём, на Урале удалось протестировать задний диван машины. И вердикт однозначен – на роль машины с водителем «двухсотка» подходит плохо, а вот для дальнего путешествия – идеально! Спинка заднего дивана регулируется по углу наклона в широком диапазоне, так что можно превратить её в некое подобие кровати и поспать после своей смены за рулём (или за лопатой, как в нашем случае), а две отдельные зоны климата, масса дефлекторов и подогрев заднего дивана позволяют не бояться даже самого сильного мороза.
Но, к сожалению, при огромных размерах машины в салоне не сказать, что много места в длину. Приходиться постоянно просить переднего пассажира приподнять сиденье, чтобы ступни пролезли под впереди стоящее кресло. Да и развлечений никаких нет. Так что мой выбор даже в случае езды с водителем – переднее правое кресло, мягкое, широкое, снабжённое вентиляцией... Смешно сказать, но спереди места стало немного меньше в ширину из-за увеличившейся в размерах центральной консоли. Конечно, субтильным людям вроде меня жаловаться не на что, но богатыри в нашей группе ворчали, что правая нога упирается в распухшую центральную консоль. И японцы не были бы японцами, если б не умудрились обратить это в свою пользу. Уж не знаю, сажали ли они за руль сумотори, но ровно в том месте, где нога соприкасается с панелью появилась мягкая кожаная обивка. Кайдзен, братцы, как он есть!
Правильное применение
А вот, если воспринимать Land Cruiser как машину для инспекции нового завода, прииска или газопровода в глуши, а не как карету для поездок в Большой или Мариинский театр, то всё меняется. Ни спереди, ни сзади не устаёшь, даже самая разбитая дорога разглаживается, а отсутствие вертикальной раскачки приводит к тому, что сзади в «двухсотке» не укачивает. Я после продолжительных рейдов с лопатой наперевес вообще умудрялся сладко спать по полтора-два часа. Не устаёшь и за рулём – мощности хватает для обгонов, неровности не сбивают машину с курса, так что необходимости подруливать нет, а тормоза теперь не вынуждают напряжённо мониторить ситуацию впереди – знаешь, что остановишься безопасно. Конечно, это не легковой автомобиль и даже не кроссовер: мощности всё ещё не слишком много, руль туговат и не сказать, что так уж информативен, да и тормозов не в избытке даже сейчас. Спасибо ещё, что задний мост не спрыгивает с траектории, как это происходит на Tahoe. Но, увы, рамный автомобиль с мостом сзади не может ехать по-другому. А откажись японцы от рамы, так стоны фанатов модели будут слышаться и в лесах Сибири, и в австралийском аутбеке, и среди барханов Аравии.
Война
«Мы не можем ждать милостей от природы, взять их – вот наша задача!», –примерно так можно было охарактеризовать то, чем мы занимались на протяжении большей части времени на Урале. Силой выбивали у природы возможность двигаться вперёд. Организаторы пресс-тура решили показать нам всё, что может Land Cruiser 200 и подготовили трассу, которая была потенциально проходима лишь при соблюдении очень большой аккуратности и отсутствии ошибок. Но поздним вечером после 400-километрового марш-броска по уральским дорогами избежать ошибок было невозможно... Главным ограничителем проходимости флагманской Toyota является её масса и габариты. Если в городе при наличии должного опыта контролировать размеры машины довольно легко, то на бездорожье, где на счету подчас каждый сантиметр, у меня возникали проблемы, – я периодически цеплял обочину, и... «крузак» затягивало в целину как в зыбучие пески. Тогда путь к спасению один –сразу же остановиться, включить заднюю передачу и аккуратно выбраться по своим же следам.
Но даже в этом случае, если вы заехали слишком далеко, создав альтернативную колею, далеко не факт, что со второй попытки вы попадёте туда, куда нужно. При хорошем раскладе автомобиль всё же выбирался на дорогу, но для следующих в колонне поле вашей битвы со стихией превращалось в настоящее препятствие. Второй вариант действий – прибавить газу. И у дизельного, и у бензинового моторов с головой хватает тяги, чтобы тащить Land Cruiser вперёд даже сквозь глубокий снег. В первую ночь, когда снега было ещё не так много, этого хватало, чтобы выбраться. Одна проблема –после красивого снежного прохода боком по обочине и последующей ловли обратного «хлыста», при возвращении в колею позади оставался «Сталинград». В итоге те, кто были в хвосте колонны, садились регулярно. К чести коллег, застрявших никто не бросал в беде –копали, толкали и раскачивали всем миром. Удивительно, но масса «крузака» иногда помогала – оказалось, что если хорошенько раскачать внедорожник, то можно... промять днищем мягкий снег и «сняться с мели»! А в тот раз, который описан в начале статьи, машина и вовсе освободила себя сама – за время долгого сидения «крузак» растопил часть снега и спустя пару часов мало-помалу сам выбрался их плена. Но спустя сутки человек проиграл. И не только природе.
«Покорми лайку и ничего не трогай»
На протяжении всего времени тест-драйва составитель маршрута, главный инструктор, верховный копатель и толкатель экспедиции, известный организатор трофи-рейдов Александр Дерюгин настоятельно рекомендовал нам не надеяться на свою правую ногу, а использовать Crawl Control. Напомню, это ползучий круиз-контроль Toyota, позволяющий водителю отдать функции поддержания постоянной минимальной скорости движения автоматике. Человеку же остаётся только задавать траекторию. В Toyota не скрывают, что задача электроники – помочь неподготовленному водителю в сложных условиях. Естественно, большинство журналистов отнеслись к Сашиным комментариям с пренебрежением. Мол, и без вашего «кролика», как любовно называл систему Александр, справимся. И садились вновь и вновь.
На третий день экспедиции, когда после очередного заряда снегопада продолжительностью в сутки дороги стали совсем непроходимыми, Саша стал сам садиться за руль застрявших машин, чтобы поскорее вызволить их из снежного плена. И делал он это... с помощью Crawl Control! Выставлял скорость, высовывался из окна, чтобы видеть колёса, и потихоньку пробовал разные траектории. Ведь главное в таком случае – не допускать пробуксовки, что «кролик» и делает. Когда спустя 11 часов борьбы мы вернулись на твёрдое покрытие, пройдя по заснеженным колеям всего... 9 км (!), то вынуждены были признать свою капитуляцию. Собственными силами мы смогли развить скорость 818 метров в час, что в любом случае меньше скорости машины с включённым Crawl Control. Может, с самого начала нужно было забыть о мужской гордости и довериться «автоматике»? Как космонавту Гуррагче кормить лайку, ничего не трогать и не мешать электронике?
Справедливости ради, надо сказать, что далеко не все электронные системы оказались настолько полезны. Например, камеры кругового обзора расстроили не самым высоким разрешением – на бездорожье лучше выпустить штурмана ходить вокруг машины или, если вы один, выйти самому. Фронтальная камера летом часто помогала мне попасть в колею, но при длительном движении в колее зимой на изображение с неё не отвлечёшься, что превращает её в игрушку для пассажиров. Не оценил я и новую функцию – прозрачный капот. Land Cruiser 200 теперь может показывать изображение того, что находится под машиной. Реализовано это крайне просто и остроумно – на дисплее просто показано изображение, снятое машиной пару метров назад. Но, скорее всего, в других условиях я бы говорил совсем другие вещи.
А вот, что однозначно не помешало бы «крузаку», так это блокировка заднего диффференциала, которая, кстати, есть на Prado и несколько снежных режимов в системе Multi Terrain Select. Ну, а если совсем размечтаться и обнаглеть, то было бы здорово увидеть на LC200 гидро-пневматическую подвеску, как на Lexus LX570. Тем паче, что в США и на Ближнем Востоке продаётся Land Cruiser с V8 5.7 от старшего брата. И, я уверен, следующий Land Cruiser, не важно будет ли это полностью новое поколение или очередной рестайлинг, получит то, о чём я прошу. Потому что вместе с нами бился с Уральской стихией заместитель главного инженера Такаки Мизуно.
Героизм вопреки
Мизуно-сан признался, что во время разработки и испытаний «двухсотку»... вообще не испытывали на снегу! Не считать же за испытания проезд тарированных неровностей на полигоне и подъём по раскатанному грейдером горнолыжному склону? После нескольких дней на Урале японский инженер признался, что не представлял столь суровых условий и столь протяжённого бездорожья. Не ожидал он и таких возможностей от машины. Да, мы не справились, не достигли границы Европы и Азии, не взяли перевал, который штурмовали. Но я не уверен, что это было даже теоретически возможно. Когда в снегу зарывались лифтованные Land Cruiser 70 на «злых» колёсах, ждать геройств от стандартного Land Cruiser 200 было глупо. Поразило другое – мы ни на секунду не сомневались в наших машинах. Мы знали, что в любой ситуации будут работать все электронные системы, не погаснет дисплей, не затупит компрессор пневмо-подвески, не сойдёт с ума электроника, не заест в том или ином положении «автомат»... Я всего лишь описываю ситуации, которые происходили со мной на внедорожниках различных премиум-марок.
Да, «крузак» прост, как паренёк из уральской провинции: рама, мост, пружинная подвеска, большеобъёмные V8, не самые дорогие материалы в салоне, подтормаживающая мультимедиа, – но столь же добр и надёжен. Land Cruiser 200 – концентрат японского духа. Того самого, что позволял этому народу тысячелетиями выживать на скалистых островах, что позволил возродиться после Войны, что позволил Японии стать мировым промышленным и экономическим лидером. Эта Toyota призвана служить своему хозяину, не взирая ни на какие сложности, бороться до конца и даже погибнуть, но до последнего стараться выполнить волю хозяина. Поэтому её и любят там, где нежной фиолетовой коже на передней панели предпочитают крепкое железо. «Передайте инженеру-сан, чтобы в Toyota не забывали о нас. Тут не выживет ничего, кроме «крузака», – сказал нам водитель одной из «семидесяток». И отрадно, что обновление Land Cruiser 200 показывает – японцы не забывают.