Еще в 2017 году "Автоваз" гордо рапортовал, что относительного 2016 года Lada XRay демонстрирует отличные результаты продаж. Всего за прошлый год отечественный автогигант реализовал 33 319 штук компактных кроссоверов, что позволило занять 9-место в рейтинге самых популярных машин. Однако 2018 год стал для Икс Рея просто провальным.
В январе 2018 года было реализовано всего 1 912 шт. новых XRAY. Машина выпадает из 10-ки на 12 место. В феврале продано 1 917 штук (минус 203 машины относительно февраля 2017). А это уже 19 место! В марте ситуация казалось бы выравнивается - 2 957 проданных машин, но это опять 14 место и минус 63 машины относительного прошлого года. При этом продажи конкурентов только растут, ведь и весь рынок в целом в положительном тренде.
Причин провала модели довольно много. Перечислим несколько основных.
1. Новый 1.8 литровый двигатель мощностью 122 л.с. оказался сырым. Первые покупатели столкнулись с диким жором масла. Литр на 1000 километров пробега и сизый дым из выхлопной трубы. Причиной стали некачественный клапана китайского производства, которые забыли отполировать в местах сопряжения с маслосъемными колпачками. В итоге масло напрямую лилось в камеры сгорания. Говорят, что сейчас проблему исправили, но имидж подпортили основательно.
2. Откровенная теснота на заднем сидении. Потребители продукции "Автоваза" привыкли использовать свои машины по полной. Однако выяснилось, что для поездок на дачу, места для рассады, тещи, собаки и детей (с их огромными детскими креслами) на заднем диване нет.
3. Чудо коробка АМТ оказалась еще одним серьезным недостатком машины. Конечно инженеры "Автоваза" заявляют, что постоянно что то там подправляют и переделывают. Но почему этого нельзя было сделать до запуска машины в серию.
4. Если на предыдущие 3 причины покупатели ХРей закрывали глаза, то осенью 2017 года на рынок выходит универсал Лада Веста СВ. Автомобиль с гораздо большей колесной базой, с просторным салоном и большим багажником. То есть проблема тесноты номер 3 сразу отпадает, проблема номер 1 с недоделанным мотором к этому моменту уже решена.
Мало того, цена универсала 654 900 рублей против 614 900 за Xray, разница всего 40 тысяч рублей заставляет людей чуть переплатить и взять более крупный универсал Vesta SW. Особенно это касается покупателей с семьей.
Не надо думать, что маркетологи на "Автовазе" идиоты и не знают причин, по которым спрос на ХРей в 2018 не растет (на растущем рынке). Поэтому появилось интересное решение. Предлагается сделать разницу цены между Lada Vesta SW и ХРей существенно больше. Тут есть два варианта - поднять цену на универсал или опустить стоимость Xray. Похоже на "Автовазе" решили пойти разумным путем и готовятся к снижению стоимости компактного кроссовера (а-ля высокого хэтчбека).
Сейчас на "Автовазе" готовят более дешевую комплектацию. Предполагается оставить одну подушку безопасности, вместо двух. Убрать аудиосистему с монохромным дисплеем (4 динамика), оставив лишь аудиоподготовку на 2 динамика. Поставить более дешевые колесные диски (с более дешевой резиной). Наружные зеркала в цвет кузова с указателями поворотов станут не крашенными (черными) и лишатся указателей поворотов.
Будем надеяться хоть бампера будут красить в цвет кузова. В общем задача сократить стоимость машины максимально, но какова будет цена в итоге, пока никто не знает. Остается только пожелать "Автовазу" удачи в сокращении опций до минимума.