Найти в Дзене
Авто Легенды

Авто легенды СССР: Соболь ГАЗ-2752

Оглавление

Первые шаги

Автомобили семейства «Соболь» воспринимаются многими как уменьшенные в габаритах «Газели». Отчасти так и есть у этих машин много унифицированных между собой деталей и узлов, особенно кузовных, В то же время стоит помнить, что «Соболи» разрабатывались на Горьковском автозаводе как самостоятельное, более комфортабельное, динамичное и экономичное семейство малотоннажных автомобилей. В отличии от «Газелей» у них намного больше, чем может показаться на первыйвзгляд. По плавности хода и устойчивости на дороге «Соболь» максимально приближен к легковым машинам. Он имеет более короткую колесную базу (на 140 мм короче, чем у«Газели>) и меньший задний свес, за счет чего общая длина автомобиля сократилась на 660 мм. Благодаря этому «Соболи» более маневренны, чем их старшие собратья. Полная масса ограничена 2800 кт, в то время как для «Газелей» она составляет 3500 кг. Легкие «Соболи», имея те же самые силовые агрегаты, более динамичны, а их максимальная скорость выше.

К проектированию нового семейства коммерческих малотоннажных автомобилей приступили лишь в 1996 году. В это время бортовые «Газели» уже вовсю сходили со сборочного конвейера, а цельнометаллические фургоны и микроавтобусы вот-вот должны были запустить в серию. Но поскольку новое семейство, получившее название «Соболь», было во многом унифицировано с «Газелями», его разработка не заняла много времени. «Соболь» довели до серийного производства менее чем за два года.

Для отработки конструкции и испытаний было построено пятнадцать опытных образцов, которые в общей сложности прошли 400 тыс. км (максимальный пробег одного автомобиля 50 тыс. км). Помимо дорожных испытаний, «Соболь» испытывали и на стендах. К примеру, кузов трясли на «пульсаторах» — гидроцилиндрах, которые в соответствии с записанной программой в ускоренном режиме воспроизводили неровности реальной дороги.

Первый макетный образец нового автомобиля был готов в августе 1996 года, в конце июня 1998-го началась технологическая подготовка к выпуску «Соболя», а в ноябре 1998 года первые серийные машины покинули сборочный конвейер. Специально для производства этой модели ГАЗ смонтировал в цехах 430 единиц нового оборудования.

Вначале выпускались только микроавтобусы ГА3—22174 и фургоны ГА3—2752 с высокой крышей — они по кузовным деталям были максимально унифицированы с «Газелями». За первый год собрали 630 фургонов и 401 микроавтобус.

Весной 1999 года началось производство топ-модели — микроавтобуса «Соболь Баргузин» с низкой крышей. Позже были освоены бортовые грузовики и шассиГА3-2310 «Соболь».

Учитывая все факторы, объемы производства «Соболей» на начальной стадии оказались небольшими — чуть менее 15 тысяч автомобилей в год. В 1999 тоду выпустили 8671 фургон ГАЗ-2752 и 5210 микроавтобусов ГАЗ-22174 Для сравнения: «Газелей» за тот же год было изготовлено 93 569 штук.

Долгое время «Соболь» оставался в тени «Газели»: потребители не понимали, почему более компактный «Соболь» стоит в среднем на 10% дороже «Газели», ведь по логике должно быть наоборот. Это отпугивало многих потенциальных клиентов. Небольшое оживление производства «Соболей» наметилось лишь после того, как грузовому транспорту грузоподъемностью более 1 т запретили въезд в центр столицы без пропусков. На «Газели» уже просто так не проедешь, а на «Соболе» —в самый раз.

Со временем «Соболь» стал удачно конкурировать с дешевыми и аскетичныни грузовиками и развозными фургонами УАЗ, практически полностью вытеснив их с улиц больших городов. А с появлением на рынке полноприводных модификаций «Соболя» автомобили УАЗ начали вытесняться и с бездорожья. Первыми, кто в полной мере оценил достоинства полноприводных «Соболей», стали коммунальщики и спасатели. Они с удовольствием пересаживались с уазиков на «Соболей» с колесной формулой «4х4».

Специально для «Соболя»

-2

Большую часть узлов и агрегатов ходовой части, кузова и отделки салона «Соболь» унаследовал от «Газели». В то же время ряд узлов создавали специально для «Соболя». Прежде всего, это передняя независимая двухрычажная подвеска на цилиндрических пружинах с газонаполненными амортизаторами и стабилизаторома Она вполне обеспечивает курсовую устойчивость и плавность хода на высоких скоростях: благодаря ей по устойчивости и плавности хода «Соболь» вплотную приблизился к легковым машинам. Напомним, что у « Газели » спереди кованая балка, подвешенная на полуэллиптических рессорах. По конструкции передняя подвеска «Соболя» схожа с той, что когда-то стояла на «Чайке». Однако это полностью новая и оригинальная конструкция, элементы которой, как утверждают горьковскиеинженеры, не унифицированы с другими газовскими машинами. Оригинальным в «Соболе» является рулевое управление со встроенным в механизм гидроусилителем. Дисковые тормоза которые были установлены, позволиют эффективно тормозить.

Грузовые и грузопассажирские варианты «Соболей» комплектуются шинами размером 185/75R16, а для микроавтобусов были разработаны более современные низкопрофильные покрышки размерностью 225/60R16.

Изначально владельцам «Соболей» на выбор предлагались четыре двигателя. Базовым считался старый «волговский» 8-клапанный мотор. С рабочим объемом 2,445 л и мощностью 100 л.с. при 4500 об/мин. Первое время он ставился практически на все выпускаемые автомобили, но со временем его доля в выпуске начала уменьшаться, пока в 2006 году он окончательно «не ушел на покой».

Более перспективными считались 16-клапанные бензиновые двигатели: инжекторный (145 л.с,) и его упрощенная карбюраторная версия (110 м.). Оба мотора рабочим объемом 2,3 л с двумя верхними распределительными валами и микропроцессорной системой зажигания. Обслуживание этих двигателей стало менее трудоемким за счет применения гидравлических компенсаторов зазоров клапанов (гидротелкателей), гидравлического натяжителя цепи и поликлинового ремня привода вспомогательных агрегатов.

Комфорт и элегантность

-3

Если «Газель» изначально создавалась как бортовой грузовик, то «Соболь» задумывался, прежде всего, как компактный и комфортабельный минивэн — универсальный автомобиль для учреждений, фирм и больших семей. Этот элегантный автомобиль наглядно демонстрировал, что на колесах можно не только передвигаться, но и полноценно отдыхать и даже работать.

Грубо обработанный «газелевский» руль в кабине «Соболя» уступил место более приятной на ощупь «пухлой баранке» меньшего диаметра с удобными выемками для пальцев. Изменились и подрулевые переключатели: вместо массивных и громко «хрустящих» при переключении рычажков ставились другие, более удобные и акку-ратные. Большое внимание уделялось комплектации салонов в вариантах семейного автомобиля и мобильного офиса: на машины устанавливались кресла повышенной комфортности с обивкой из натуральных и синтетических тканей.

-4

Технические характеристики

-5
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал Авто Легенды, чтобы не пропустить новый материал.

Авто
5,66 млн интересуются