Сегодня День Рождения любимой автомобильной компании В.И.Ленина - Rolls-Royce. Основана она была в 15 марта 1906 года Генри Ройсом и Чарлзом Роллсом, так что сегодня почтенной фирме 112 лет от роду. Как часто бывает с Днями Рождения - это отличный повод поговорить не об имениннике, а на совершенно другую тему. Например, о Владимире Ильиче Ленине и его отношениях с автомобилями этой марки.
Собственно с Rolls-Royce началось близкое знакомство Ильича с автотранспортом и приятным назвать его нельзя. Случилось оно в 1909 году во Франции. Русский эмигрант господин Ульянов возвращался домой из местечка Жювизи-сюр-Орж, где он наблюдал за полетом аэроплана. Возвращался на велосипеде - ничего другого позволить бедный русский себе не мог. По дороге Ленин был сбит автомобилем Rolls-Royce Silver Ghost (Серебряный призрак), он отделался легкими ушибами, а велосипед превратился в груду металлолома. Водитель, оказавшийся парижским аристократом, выплатил по решению суда изрядную сумму пострадавшему.
Дальше, на протяжении восьми лет, про отношения Ленина и автомобилей ничего неизвестно. Следующее публичное общение с автотранспортом случилось уже в Петрограде 3 (16 по новому стилю) апреля 1917 года и описывается оно народным стишком:
Это что за большевик
лезет к нам на броневик?
Кепку с пуговкою носит,
букву "р" не произносит,
с кверху поднятой рукой,
догадайся, кто такой!
Владимир Ильич залезал на опытный броневик «Остин-Путиловец». В основе машины лежал британский броневик «Остин», усовершенствованный на Путиловском заводе.
Уже через несколько месяцев Ленин превратился в пассажира люксового автомобиля. Впервые машину Ленину подали к Смольному 27 октября (по старому стилю) 2017 года.
Это точно был автомобиль французского происхождения, но вот какой возникают вопросы. По одним данным это был лимузин Тюрка-Мери 28 с кузовом «ландо-лимузин», приобретенный для старшей дочери Николая Второго, Великой Княжны Татьяны. После нее с февраля по октябрь 1917-го на машине передвигался министр-председатель Временного правительства Александр Керенский. Машина с закрытым, сделанным под заказ кузовом, была оснащена 4-х литровым двигателем 50-сильным и выпущена в 2015 году. По другой версии первым автомобилем, возившим вождя революции был туристический ландо-лимузин под названием Turcat-Mery 165 FM. Под капотом у него был всего 28-сильный двигатель. Этот автомобиль находился в царском гараже, который потом перешел в распоряжение Временного правительства. После событий Октябрьской революции все машины передали для обслуживания членов Военно-революционного комитета.
Все это не так важно по сравнению с тем, что тачку у Ильича угнали. Вот просто взяли и увели прямо от Смольного в декабре 17 года.
Вождь был сильно раздражен, большевики уязвлены и машину нашли, но Ленин пересел уже на следующего «француза» - лимузин Delaunay-Belleville 45, которым ранее пользовался последний император Российской Империи. Двухтонная машина, оснащенная 4-х ступенчатой коробкой передач и 6-и цилиндровым мотором, разгонялась до фантастической по тем временам скорости в 110 км/час.
У этой машины печальная судьба. Когда Ленин возвращался с митинга автомобиль был обстрелян заговорщиками, сам Владимир Ильич не пострадал, а машина пошла под полное списание.
А дальше опять исторические разночтения. Точно известно. Что Ленина возили на Renault — 40 CV. между прочим - это первая в истории машина с усилителем тормозов, а еще у нее был шестицилиндровый двигатель. Отличный автомобиль, который у Ленина опять угнали. И не просто угнали, а унизительно высадили вождя революции с женой в Сокольниках. Известно, что бандой командовал главарь по фамилии Кузнецов, известный как Яшка-Кошелек. Все-таки забавное было время, когда главу государства можно было просто так гоп-стопнуть вечерком на окраинах города.
Возвращаясь к разночтениям, известно, что в гараже у Ленина еще был Rolls-Royce Silver Ghost 1914 года с мягким верхом, оснащенный 55-сильным мотором, экспроприированный из гаража Михаила Романова (по другой версии машина принадлежала одному из братьев Рябушинских). И существуют две версии на каком автомобиле Ленина везли в Кремль после покушения Фанни Каплан. По одной - это был Renault, а по другой Rolls-Royce.
В любом случае, последние годы жизни Ленин ездил на автомобилях Rolls-Royce, а после окончательного переезда в Горки, получил в гараж совершенно уникальный автомобиль. Дело в том, автомобили того времени не выдерживали зимней дороги от резиденции Ленина в Москву и обратно, чтобы вождь мог спокойно перемещаться были созданы автосани на базе Rolls-Royce Silver Ghost Continental.
Специалисты 4-го Государственного автомобильного завода его перевели на «движители Кегресса», установив вместо заднего моста гусеничную тележку, а спереди – лыжи. В результате переделок скорость автомобиля со 135 км/час до 60. Водителю приходилось справляться и с другими неудобствами — резиновые гусеницы пробуксовывали на мокром снегу, очень часто рвалась цепная передача. Но сам Ленин был в полном восторге от созданной для него машины и очень любил на ней путешествовать. Это единственный известный Rolls-Royce на гусеничном ходу.