Найти тему
dmitriy konstantinov

Велосипедные шлемы

Оглавление

!!! Актуальная версия статьи тут: http://electropowerbikes.com/velosipednyj-shlem/

А эта морально устаревшая. :(

Суперкороткий экскурс в историю велосипедных шлемов

Примерно с 1920-х годов некоторые велолюбители использовали шлемы аналогичные мотоциклетным и лётным. До 1970-х годов массового запроса на велошлемы практически не существовало. Только на велогонках использовались шлемы визуально похожие на современные шоссейные, но сделанные из набитых опилками кожаных сосисок. Последние десятилетия усилиями маркетологов и с появлением реально опасных направлений велоспорта тема стала популярна и коммерчески интересна.

(с) David Uhl
(с) David Uhl

Субъективное

Большинство здравомыслящих велосипедистов сразу после покупки велосипеда или после повреждения башки приобретают велошлем. Подход у всех разный. Кто-то подолгу изучает статьи и ассортимент, кто-то идет в первый попавшийся спортивный магазин и сразу покупает понравившуюся модель. Лишенные здравомыслия катаются надеясь на то, что при падении головой не приложатся.

(с) Erik Isakson
(с) Erik Isakson

Откатавшись 20 лет на горном велосипеде без шлема я задумался о его приобретении только собрав электровелосипед для загородного существования. В прошлом несколько раз пытался обзавестись этим девайсом. Но безуспешно. Мешали приобретению два обстоятельства. Во первых, мне не нравится носить что-то на голове. Во вторых, никакие шапки за исключением кепок мне не идут. Как-то будучи на рекламных съемках в Милане я затащил супер-профессиональную стилистку в магазин головных уборов. Примеряя на меня различные шапки, она обхохоталась до боли в животе. Так ничего адекватного и не подобрала.
Когда я одеваю на себя стандартный велошлем и смотрюсь в зеркало, в моей голове непроизвольно возникает только одно словосочетание: «это п####ц».

Собрав электровелосипед, я твердо решил все же что-то для защиты головы приобрести и внимательно изучил теорию и то, что сейчас продается. Чем с вами и делюсь. Сразу отмечу, что меня интересовали только бюджетные варианты. Дорогие изучайте тут. И я не эксперт по велошлемам. Таковых вообще в природе не существует.

Требования к велошлему для ебайка отчасти отличаются от требований к велошлему для интенсивно педалирующего велосипедиста. Во первых, шлем может быть не столь тотально вентилируемым (постоянно крутить педали не обязательно), во вторых, он в идеале должен лучше защищать голову при падениях (скорости-то побольше). В остальном требования одинаковые. Шлем должен максимально хорошо защищать голову, быть симпатичным, удобным, легким, открытым или фулл-фейсом (с дополнительной защитой нижней челюсти) и не пробивать дыру в бюджете.

Коротко про классификацию велосипедных шлемов

Шлемы для обладателей электровелосипедов не делают, поэтому выбираем из того, что есть. В зависимости от стилей катания велосипедные шлемы имеют следующие разновидности — шоссейные, МТВ, даунхилльные, трековые, ВМХ, скейтинговые, а также детские, подростковые и женские (это самая загадочная разновидность). Шоссейные велосипедные шлемы встречаются чаще всего. У них продолговатая обтекаемая форма, очень большие вентиляционные отверстия. Шлемы МТВ очень близки по конструкции к шоссейным, но дополнительно оснащены съёмным козырьком.

-4

Велосипедный шлем для шоссе и МТВ с отстегивающимся козырьком. Цена: 1 723 руб.

Велошлемы для даунхилла напоминают по своему строению мотоциклетные, однако имеют гораздо меньший вес. В таких шлемах обязательна защита для подбородка. ВМХ-шлемы такие же (обязательная защита подбородка, лёгкий вес, большой квадратный козырёк).

-5

Велосипедный шлем с защитой челюсти. Цена: 2 329 руб.

Конструкция трековых велошлемов – компромисс между защитными характеристиками и аэродинамическими. Они продолговатой формы. Хвостовая часть удлиненная, с заходом на спину, вентиляционных отверстий нет или их мало.

Трековый велошлем
Трековый велошлем

Скейтинговые шлемы округлые, в просторечии называются «котелок». Изготовлены с применением жёстких пластиков, вентиляционные отверстия небольшие.

-7

Скейтинговые шлемы. Цена: 738 руб.

А нужен ли велошлем? Хз…

Существует мнение, что шлемы создают ложное чувство безопасности. Возможно и так, но мне нравится чувство безопасности, пусть и ложное.

Экспериментально доказано, что взрослые велосипедисты привыкшие носить шлемы, катались без шлемов медленнее. При этом наличие шлема никак не влияет на среднюю скорость велосипедистов привыкших ездить без шлема (как раз мой случай).

Британский учёный Иэн Уолкер обнаружил, что велосипедистам в шлеме, водители оставляют меньше места для проезда. В среднем водители приближались к велосипедисту в шлеме на 8.5 см ближе, чем к велосипедисту без шлема. Количество водителей, проезжающих на расстоянии меньше метра от велосипедиста, увеличилось на 23 %, если велосипедист был в шлеме. Что логично: байкер в шлеме воспринимается априори более адекватным и подготовленным, чем его коллега в гражданской одежде. Следовательно, можно обгонять его плотнее, не боясь, что тот вильнет под колеса. Конечно, это повышает риск несчастного случая. Да и хрен бы с ним. Я по асфальту почти не езжу.

Надо полагать, что самый безопасный способ катания вместе с автотранспортом — это имитация поддатого велосипедиста. Пойте хорошую песню, выписывайте кренделя и машины будут объезжать вас как можно дальше.

Статистика в странах и регионах, где приняты законы об обязательном ношении шлемов не демонстрирует очевидного снижения травм головы велосипедистов. Высказываются предположения, что такие законы контрпродуктивны.

В 1998 году Европейская федерация велосипедистов (ECF) приняла документ, в котором были отвергнуты законы об обязательном шлеме, которые, с точки зрения федерации будут иметь более негативные, чем положительные последствия для здоровья.

С законами о велосипедных шлемах по странам можно ознакомиться в Википедии.

В США две трети велосипедистов поступивших в больницу, имеют травму головы. Девяносто процентов смертей велосипедистов вызваны столкновениями с автотранспортными средствами.

В 2010 году исследования проведенные в Новой Зеландии показали, что среднее число серьезных травм в миллион часов, составлял 6.2 для велосипедистов, 1,0 для пешеходов и 0,8 для водителей автомобилей. Что свидетельствует о том, что велосипед является весьма опасным средством передвижения. При этом исследования из Китая, Дании, Нидерландов и Англии показывают, что люди регулярно катающиеся на велосипеде живут дольше, т.к. польза для здоровья намного перевешивает риск аварий.

В анализе 2014 года частота смертей на велосипеде:
США — 4,7 трупа на 100 миллионов километров,
Германия — 1,3 жмурика,
Нидерланды — 1,0 откинувшихся,
Дания — 1,1.

Исследование более 4000 случаев травм велосипедистов в авариях в городе и районе Ганновера в период между 1985 и 2003 годами показало следующее: 
— из 4264 травмированных 78 или 1,7% носили шлем,
— 16,8% несчастных случаев происходили непосредственно на велосипедных дорожках,
— 64,3% всех аварий произошло на перекрестках, переходах или входах в здания,
— наиболее частыми были травмы ног (62%), в основном из-за прямого воздействия автотранспорта;  в 46% случаев были ранены руки, в 21% грудная клетка, в 48% случаев были травмы головы, из которых 68%, т.е. 32% всех несчастных случаев, имели травмы «выше уровня уха», т.е. «в пределах защитного диапазона шлема».

По России данных нет, но если будут, то понятное дело весьма нелицеприятные для сограждан. Так что пусть они за бугром без шлемов катаются, а я хочу голову защитить, она у меня одна.

Некоторые модели велосипедных шлемов

Ассортимент отечественных магазинов в плане велошлемов довольно скуден и монотонен. Зато через интернет-магазины можно найти более-менее интересные модели. Мой субъективный выбор основанный на критериях: симпатично, практично, не дорого, опубликован ниже. При этом все модели имеют несколько вариантов расцветки, я публикую только один из вариантов (стальные смотрите по ссылкам).

-8

Велошлем весом 340 гр. Цена: 1 675 руб

-9

Каплевидный велошлем весом 245 гр. Цена: 1 704 руб. Можно втыкаться затылком в землю в прямом смысле этого словосочетания. )

-10

Велошлем весом 360 гр. Цена: 1 587 руб.

-11

Велошлем IXS Trail RS. Разработан, испытан и изготовлен в сотрудничестве с легендой фрирайда и даунхилла Ричи Шлей для кросс-кантри. Сертифицирован по стандарту EN1078 и CPCS, включает 22 вентиляционных отверстия. Козырек шлема Trail RS Helmet крепится с использованием регуляторов. Также козырек имеет механизм быстрого разблокирования для предотвращения повреждений при аварии. Вес: 320 г. Цена: 2 031 руб.

-12

Каплевидный велошлем весом 260 гр. Цена: 1 285 руб.

Для владельцев электровелосипедов нет никакого смысла ограничивать свой выбор только вело- и мотошлемами. Существует весьма большой ассортимент прекрасных шлемов для скейта, горнолыжного спорта и сноуборда.

-13

Шлем для зимних видов спорта и скейта. Вес: 350 гр. Цена: 1 961 — 2 022 руб.

-14

Шлем для зимних видов спорта и скейта. Вес: 510 гр. Цена: 1 748 руб.

Утепленный вариант шлема — неплохое решение для любителей зимних велопрогулок.

-15

Утепленный шлем для зимних видов спорта. Цена: 1 656 — 1 775 руб.

Защитные очки при перемещениях на больших скоростях весьма желательны. Как-то в юности мчался я на мотоцикле Ява по совершенно безлюдной дороге под Тверью (тогда еще Калинином), а в следующий момент осознал себя лежащим в бурьяне в неестественной позе. Осторожно пошевелив конечностями выяснил, что кости вроде бы целы. И тут с ужасом понял, что смотрю только одним глазом. Осторожное ощупывание незрячего глаза дало следующую информацию: там что-то влажное и волосатое… Это наверное глаз от удара перевернулся и снаружи торчат нервы, мелькнуло в сознании… Замирая от страха я ухватил выбитый глаз пальцами, выкулупнул его из глазной впадины и поднес к зрячему глазу. Вот оно думаю, как это бывает «взглянуть в глаза самому себе»…
К счастью это оказался мертвый шмель. Как позже выяснилось по особенностям окраски фингала, он попал мне под надбровную дугу и отрикошетировал в глаз. Зрение не пострадало, только декоративность лица, пока бланш не рассосался.

-16

Каплевидный велошлем с пристегивающимся визором. Вес: 450 гр. Цена: 1 842 руб.

-17

Каплевидный велошлем с пристегивающимся визором (можно выбрать вариант с очками разного цвета). Вес: 235 гр. Цена: 1 594 — 2 248 руб.

-18

Каплевидный велошлем с пристегивающимся визором. Вес: 300 гр. Цена: 1 422 руб.

Забрало помимо защиты глаз отчасти экранирует встречный поток воздуха и позволяет соплям стекать в рот, а не размазываться ветром по лицу. Выколет ли оно осколками вам глаза при падении, неизвестно. На первый взгляд штука ценная, но никаких исследований по поводу эффективности и безопасности велошлема с забралом мне найти не удалось.

-19

Велошлем с пристегивающимся визором. Вес: 600 гр. Цена: 1 257 руб.

Неплохая линейка шлемов для мотоциклов в стиле ретро может заинтересовать владельцев круизеров и электровелосипедов сделанных на основе круизеров и мангалов.

-20

Мотоциклетный шлем в стиле ретро. Вес: 1 кг. Цена: 2 900 — 3 480 руб.

-21

Мотоциклетный шлем в стиле ретро. Вес: 850 гр. Цена: 2 733 руб.

-22

Простой вариант мото-вело шлема в стиле немецкой каски. Вес: 550 гр. Цена: 1 405 руб.

-23

Мотоциклетный шлем в стиле ретро со встроенным визором. Вес: 700 гр. Цена: 1 598 руб.

Зубы нынче дороги, поэтому в качестве первого велошлема я выбрал себе фулл-фейс. Очки я и так постоянно ношу, от насекомых и летучего мусора глаза более-менее защищены, а пахать родной челюстью землю не хочется. Следующей покупкой вероятно будет открытый вариант типа MET Parabellum 2016

-24

Шлем фулл-фейс. В комплекте перчатки, очки и маска. Вес 950 гр. Цена: 2 187 — 2 344 руб.

Можно найти и подешевле.

-25

Шлем фулл-фейс. В комплекте перчатки, очки и маска. Вес 950 гр. Цена: 1 065 — 1 225 руб.

И дороже, зато с продуманной вентиляцией.

-26

Шлем 661 Comp был разработан для райдеров начального уровня. Легкий поликарбонатный корпус, панорамный порт для глаз, вентиляционные каналы. Соответствует стандартам: CPSC, CE. Вес меньше 1 кг. Цена: 3 592 руб.

-27

Шлем фулл-фейс. Вес 1650 гр. Цена: 3 370 — 4 376 руб.

Судя по форумам, у многих вызывает затруднение выбор размера шлема. Китайцы обычно используют такую размерную классификацию:

-28

Во всем известном интернет-магазине chainreactioncycles.com:

-29

Для прохладной погоды и неспешных перемещений вне автодорог велошлем особо не нужен. В качестве головного убора отлично подходит балаклава. Цена: 320 руб.

-30

Сравнительных тестов китайских и европейских велошлемов мне найти не удалось. Предполагаю, что качество их продукции в бюджетном сегменте ничем не отличается.

В идеале велошлемов должно быть несколько. Для разных типов перемещений в пространстве и времён года.

Дмитрий Константинов
09.02.2018

Авто
5,66 млн интересуются