Собираетесь в долгий путь на автомобиле в зимнее время? Неважно, путешествие это или поездка выходного дня в пригород по хорошо знакомой трассе - отсутствие в багажнике некоторых пунктов из короткого списка ниже могут стоить вам как минимум потраченного времени, а как максимум - отмороженных конечностей. Разберем все самое жизненно необходимое на трассе оборудование.
1. Полноразмерная запаска
Важность запасного колеса сложно недооценить, однако, именно в зимнее время имеет смысл обратить на него особое внимание. Так называемый «банан», узкое запасное колесо, которым укомплектовано большинство автомобилей с завода, без сомнений, даст вам возможность двигаться. Однако и скорость передвижения, и устойчивость автомобиля на таком колесе будут оставлять желать лучшего – такое колесо легче сорвать в занос, а ехать больше 80 км\ч на нем просто опасно. Не пожалейте времени и найдите подходящее колесо, например, со всесезонным протектором: имея удовлетворительное сцепление с дорогой зимой, оно не растеряет шипы и при использовании в летние месяцы.
2. Запас топлива - канистра бензина и октан-корректоры
При всем богатстве выбора АЗС, до сих пор существует опасность попасть в «пробел» на трассе между несколькими станциями, и риск остаться без топлива. Добавим к этому невозможность слить бензин из другого бака, ведь большинство современных автомобилей защищены от слива бензина хитрыми горловинами - и вот у нас потенциальная проблема. И если летом решение этой проблемой может быть быстрым и без особых сложностей (летом, кстати, и водители останавливаются для помощи охотнее), то зимой это ожидание может продлиться довольно долго. Размер канистры может варьироваться от обитаемости трассы, но 5 литров стоит иметь хотя бы ради того, чтобы выручить незадачливого соседа по дорожному полотну.
Не менее важным вопросом может быть и качество бензина – иногда только по виду колонки можно усомниться в качестве содержимого цистерн, а о топливе с высоким октановым числом на них не приходится даже и мечтать. Один бутылёк корректора может повысить октановое число целого бака на 1-3 значения, например, с 92 до 95. Оборотная сторона медали – осадок, который остается после такого топлива на свечах. Но ведь лучше доехать в тепле кабины до СТО и там проверить свечи, чем не ехать совсем, верно?
3. Лопата и трос
Начало обгона – встречная полоса – обгон - возврат на полосу – занос – кювет. Сюжет этот, увы, воплощается в жизнь чаще, чем хотелось бы. Вылет с трассы зимой может оказаться и щадящим, но автомобиль уже за пределами дороги и его нужно вызволять. Желание другого водителя помочь так и останется его желанием, если ни у вас, ни у него не будет троса – и вот мы уже ждем следующего. Во время ожидания будет не лишним откопать снег из-под машины, чтобы помочь спасителю не только ревом своего мотора, но и энергией с колес.
4. Противоскользящие цепи
Если ваш зимний маршрут проходит через сложные участки, например, перевал Култук близ Байкала, подумайте о цепях. Снегопад может сделать проблемным движение даже для полноприводных автомобилей – разгон, конечно, будет тем же, а вот с торможениями придется попотеть. Цепи достаточно легко надеть и снять сразу после преодоления проблемного участка.
5. Наличные деньги
Даже если вы знаете, что на этом участке трассы стоят только современные заправки с магазинами, терминал может попросту не работать – такая проблема их иногда настигает. Что тогда? Останется только просить других водителей поверить вам, что вы не мошенник, и заплатить за ваше топливо под честное слово и обещание перевести деньги, как только будет возможность. Вам точно нужен этот социальный эксперимент?
6. Регистратор
К сожалению, аварийность на трассе зимой только возрастает, а учитывая непредсказуемость поведения автомобилей в заносе, имеет смысл фиксировать происходящее на дороге. Ведь потенциальный виновник аварии даже не обязан ударить ваш автомобиль – достаточно только создать аварийную ситуацию, и вот уже другие автомобили бьют друг друга, а виновник едет дальше. Установить личность водителя и доказать его виновность в суде порой не под силу даже нескольким свидетелям, поэтому не стоит полагаться на волю случая. В качестве бонуса, некоторые модели регистраторов могут выполнять и функцию радар-детектора, становясь существенно полезнее.
7. Лампы дневного света
Отсутствие головного света при езде по трассе это не только нарушение закона, но и смертельная опасность. Даже в сумерках уже бывает невозможно разглядеть машину на встречной полосе, не то, что ночью. Имейте в бардачке хотя бы одну запасную лампу ближнего света с подходящим вашему автомобилю цоколем (у всех автомобилей он разный, это легко найти в поисковике).
8. Термос с кофе
Пугающее равнодушие на дороге очень легко замерить – попробуйте вечером остановиться на трассе на аварийке минут на 10 и посмотрите, сколько людей остановится. Скорее всего их будет немного, а что если водителю стало плохо, и он просто не может выйти из кабины? Отсутствие топлива, кювет, поломка, резкое ухудшение самочувствия вкупе с боязнью других участников остановиться для помощи могут вынудить вас отправиться в поход по трассе до ближайшего населенного пункта. Термос способен держать тепло вплоть до суток, а живительное тепло может когда-то спасти вам жизнь.
Таким образом, даже самые банальные и параноидальные, на первый взгляд, вещи, делают нас защищенными в неравной борьбе со стихией и техникой. Кто знает, что именно из этого короткого списка станет критически важным в следующей поездке? Искренне надеюсь, что использовать эти приспособления вам не придется никогда. Сделайте все, что от вас зависит, и смело смотрите, что готовит следующий поворот. Удачи на дорогах!