Найти тему
Lx

Повреждения самолётных колёс

Оглавление

Вот такой бодрячок прилетел к нам некоторое время назад:

Поэтому я вам слегка расскажу о повреждениях колёс.

Частично это уже было разобрано в недавнем посте про колёса, но сегодня я ещё немного покажу страшных картинок из руководства производителя.

Итак, недавнось к нам прилетело колесо с шурупчиком в шине.

-2

Очень ровненько он так влез, как будто его туда специально вкручивали.

В таком случае вынимать посторонний предмет запрещено.

Надо сдувать шину и менять колесо.

Что мы и сделали.

-3

(картинка, правда, от другого колеса, но принципиально всё было так же)

Зарядные штуцеры бывают обычного, автомобильного, размера.

А бывают такие вот, примерно вдвое большего диаметра. Но устройство то же самое.

А вот это уже другой, тоже недавний, случай:

-4

Основное колесо.

Чем-то попало прямо в канавку.

И корд немного повредило:

-5

Но чаще у нас встречается обычный износ:

-6

Интересен рисунок корда:

-7

Тут он металлический.

Чаще всего колёса заменяются по износу. По моим прикидкам, одно колесо летает один-два месяца до замены.

А теперь покажу картинки из руководства одного крупного производителя шин.

1. обычный износ

-8

Верхняя картинка - это такая ненаучная фантастика.

Производитель считает, что при правильном соответствии массы самолёта и давления в шинах они должны изнашиваться равномерно по всем канавкам.

Этого не получается никогда, ни у каких компаний. Нигде я не видел такого износа.

Даже по показанным фоткам видно, что внутренние канавки изнашиваются быстрее внешних.

Кроме того, тут действует человеческий фактор.

Так как внутренние канавки обычно изнашиваются раньше, то для равномерного износа требуется снижать давление в шинах.

Мы пробовали этот прикол, когда я работал в другой, большой, компании.

Но всегда оказывается, что при проверке по Daily check давления в шинах бдительный техник докачивает колёса до нормального значения.

Кроме того, производитель пишет, что при недокачанных (относительно нормального давления) колёсах при качении образуется волна деформации резины перед пятном контакта. И от этого шина быстрее изнашивается, и трескается внутри канавок. Так что экономичный износ противоречит другим критериям нормальности.

Меняем при отсутствии канавок или появлении корда.

Для 737 можно отложить замену даже при видимости корда - они только предупреждают, что наварка будет невозможна, и количество посадок должно быть небольшим.

Пройдёмте далее.

2. порезы

-9

Всё понятно - об арматурину в бетоне, и всякое такое.

Обычно все повреждения регламентируются по отношению к корду.

Без повреждения корда допустимый порез может быть сантиметров 30 длиной.

Если корд проявился, допуск - примерно до 5 см длиной и до 3 мм шириной.

Что интересно, ни в одном случае не даётся такой важнейший для практики параметр, как глубина пореза в мм.

Раньше мы пользовались Люфтганзовскими материалами, где для нового колеса 737 CL указывалась максимальная глубина пореза 9 мм.

Но - опять же - в руководствах от производителей что самолёта, что шин, такой точности вы не найдёте - там всё регламентируется видимостью и повреждениями корда.

Кстати, кордов в шине много :)

-10

Поехали дальше.

3. шевронные порезы/надрывы

-11

Пишут, что появляется на шероховатых поверхностях.

Нередкое явление.

4.

-12

Пишут, что появляется при аквапланировании или скольжении по наледи при посадке.

Пару раз видел.

Менять так же - при повреждении корда или влиянии на баланс.

5. трещина в канавке

-13

Меняем при видимости корда.

Возможные причины - недостаточное давление внутри шины, перегруз, неправильное хранение.

Похоже, бывает просто от старения - одно время у нас на 737 CL была партия шин, где все подряд трескались.

6. расслоение

-14

Расслоение. Не встречал.

7. оторванная дорожка протектора

-15

Тоже не видел.

8. полный отрыв протектора

-16

Не видел.

9. последствия юза (скольжения)

-17

Это видел пару раз на Boeing-737-500, летавшем некоторое время с деактивированной антиюзовой автоматикой.

В этом случае пилоты должны жать на тормоза нежно. А не сильно, как всегда.

Видимо, в тех случаях нежности не хватало.

У нас, правда, протиралось не до дыр, а всего пару слоёв корда. Всего их на основном колесе 737 CL четырнадцать.

Надо менять, да.

И, наконец, хит сезона - повреждение типа "писец всему":

10. ударный разрыв

-18

Совсем жёсткая посадка или попадание очень постороннего предмета.

Если самолёт после такого разрыва двигался, то соседнее колесо также должно быть заменено. Из-за воздействия нерасчётных нагрузок.

В общем, вот в таких случаях мы колёсики и меняем.

-19

Снятое пойдёт на переборку, контроль, и установку новой шины.

Всем безопасности и регулярности.

Авто
5,66 млн интересуются