Мне часто говорят: «Вы проводите онлайн-тренинги. А как же с разминками? Люди будут уставать слушать. Не смогут подвигаться, размяться, поэмоционировать…»
Тогда я в свою очередь спрашиваю: «А для чего вы проводите разминки в аудиторных тренингах?»
Отвечают, как правило, так: «Чтобы снять напряжение у участников», «Создать положительный эмоциональный настрой», «Раскрепостить», «Снять зажимы», «Познакомить друг с другом», «Создать доверительную атмосферу».
Возникает естественный вопрос — а откуда берутся эти зажимы, дискомфорт, отсутствие положительного настроя?
Есть предположение, что сам тренер их и создает. Например, поспешил начать тренинг - сделали формальное знакомство и доверился разминке. «Это упражнение вытянет то, что я не доделал!»
А всегда ли разминки создают тот настрой, который ожидает тренер?
Предлагаю разобрать печально известное упражнение «Снежный ком». Оно очень простое — первый участник говорит вслух свое имя, второй участник повторяет имя первого и называет свое имя. Третий участник повторяет имя первого, второго участника и называет свое имя… И так по кругу до последнего участника, который должен напрячь свою память, повторить имена всех присутствующих и не забыть при этом свое имя. Как вы думаете, какое состояние будет у последних участников тренинга? Комфортное, раскрепощенное? Скорее всего, наоборот.
Это упражнение можно с легкостью провести и в онлайн-тренинге. Для него не нужно передвигаться по аудитории. А участники онлайн-тренинга видят и слышат друг друга на виртуальной платформе.
Но я его ни за что не буду проводить эту разминку ни в аудиторном, ни в онлайн-тренинге.
Зачем учить имена? Экономия на бейджах? Какова цель этого упражнения?
Есть тренеры, которые считают, что большое количество проведенных разминок сможет вытянуть тренинг или сделать его увлекательным, вовлечь участников. Но сами по себе задания, упражнения, игры не формируют ничего, кроме кратковременной эйфории.
Формируют вопросы анализа после них. Но эти вопросы многие тренеры задают формально. Примерно так: «Вам понравилось задание? Вы отработали нужные навыки?....»
В такой обратной связи сразу две ошибки – закрытые вопросы и слово «навык», который во время тренингов не формируется.
Получается, что если после разминки ни о чем не спросили, а использовали для создания положительного эмоционального настроя, то ее можно легко заменить или провести по-другому.
Если вы проводите тренинг профессионально, обдумывая каждый свой шаг с точки зрения смыслового наполнения для участников, то вид разминки не влияет на вид его проведения. В онлайн-тренингах также, как и в аудиторных тренингах разминок не должно быть много. Они должны быть продуманы и проводиться в рамках темы тренинга.
Примеры разминок в онлайн-тренинге
Пять минут в начале тренинга для всех - делятся профессиональными успехами или личными новостями. Это сближает, создает общий эмоциональный фон.
Видео экскурсии по своему месту обучения – откуда выходит на тренинг. Это создает доверие, открытость и принятие участников онлайн-тренинга.
Разминок в онлайн-тренингах, также, как и в аудиторных тренингах не должно быть много. Но они должны быть наполнены смыслом как для тренера, так и для участников.
Итак, три важных совета о разминках в тренингах:
· Изучайте, как воздействовать на группы и не полагайтесь на разминки для вовлечения и создания нужной атмосферы. Есть очень много приемов, которые работают сильнее, чем разминки.
· Собирайте не упражнения, а вопросы анализа. Польза от ваших тренингов повысится в несколько раз.
· Создавайте эмоциональную атмосферу, используя предложения и креативность самих участников тренинга. Они на наших онлайн-тренингов придумывают и проводят разминки, наполняют их смыслом в рамках темы тренинга.
Хотите узнать больше о том, как проводить онлайн-тренинги?
Присоединяйтесь к тренингу тренеров с уникальной программой и ведущими из Европы. Пройдет в Москве 26-27 марта http://si-nergy.trainings.tilda.ws/