Раз "москвич", два "москвич", три "москвич"! В третьей серии нашего проекта "Советский автолюбитель" в одном месте мы собрали три машины производства Московского завода малолитражных автомобилей - два 403-х и один наш 407-й. Причем, что необычно, 403-е абсолютно идентичные! Один в один - одна история, два друга-владельца, практически одинаковое уникальное состояние с "родной" краской и небольшими пробегами. Удивительную историю двух клонов-"москвичей" читайте в нашем материале.
Двое из ларца - одинаковы с лица
История просто потрясающая. Все началось в 1964 году, когда два друга и одновременно коллеги-инженеры Минского приборостроительного завода им. Ленина решили купить себе машины. На накопленные деньги в один день в магазине на Кольцова они взяли себе по "москвичу". Причем в очереди стоять не пришлось - купили сразу по ходатайству завода.
И были они как в присказке "двое из ларца - одинаковы с лица". Два абсолютно идентичных 403-х: оба 1964 года выпуска, одинаковый серо-голубой цвет и оформление салона. Владельцы даже восстанавливали ручки, когда те пришли в негодность, у одного мастера или самостоятельно - они имеют одну текстуру, которой не было в "оригинале".
Раньше как было? Какой-то промежуток времени (возможно, неделя или несколько дней) производится модель одного цвета и оформления салона. Затем меняют краску и материалы - делают машины с другим оформлением интерьера и экстерьера. То есть эти два "москвича", возможно, и с конвейера съехали в очень небольшой промежуток времени.
Номера кузова и шасси близки: 34056 и 33773, 33648 и 33630 соответственно. Но что еще интересно, машины ставились на учет друг за другом в один день, поэтому номерные знаки отличались одной цифрой: 30-67 МИА и 30-68 МИА!
Через два года после того как были куплены машины, владельцы купили места в гаражном кооперативе и самостоятельно построили гаражи. "Москвичи" "прописались" по соседству через стенку. Одна машина проехала 50.000 км, на ней в основном ездила жена инженера. Вторая - 80.000 км.
Что удивительно, даже повреждения машин были практически одинаковые: они были чуть-чуть биты в одно и то же переднее левое крыло! Когда и как была повреждена первая машина, история умалчивает, крыло второй машины повредил сын наследника уже в 90-х, оно было перекрашено тогда же, но следы остались. Просто мистика какая-то: повреждения в одном и том же месте!
На момент покупки их состояние было примерно одинаковое. У обоих машин до сих пор "родная" краска и большинство узлов и деталей. Если что-то и менялось, то только на оригинальные детали и даже того же года производства, что и машина.
Вторая жизнь двойников
Владеет сегодня машинами один человек. Павел, коллекционер и реставратор ретроавто, вначале купил 403-й с "номером" 30-67 МИА. Спустя некоторое время он увидел в объявлениях о продаже такой же "москвич" и был очень удивлен, когда приехал в тот же минский гаражный кооператив и увидел вторую такую же машину в соседнем гараже.
В правом гараже хранился первый купленный "москвич", в левом - второй.
"Машины сохранились в очень неплохом состоянии, причем практически одинаковом, но требовали некоторых ремонтных работ и обслуживания. Пока что в идеал вывел первый автомобиль, со вторым тоже было проведено немало работ, но для идеального состояния надо еще немного поработать", - рассказывает Павел.
Первый купленный "москвич" сегодня находится в лучшем состоянии - с ним было проведено больше работ. Полностью перебирались тормоза, чистилась и обслуживалась топливная система, менялась шестерня ГРМ, подушки двигателя, шланги охлаждения и термостат. Перебиралась электрика, приводилась в порядок выпускная система, проводились многочисленные регулировочные работы и многое другое. Подкапотное пространство после промывки специальной химией у обеих машин просто засверкало.
В салоне потрескавшийся и оплавившийся от времени пластик был заменен новодельным, самостоятельно проведена химчистка. Был перебран рулевой редуктор и кулиса. У обоих автомобилей цветовая гамма ткани и кожзама синяя, хотя ткань могла быть красной или других цветов. Вообще варианты оформления салонов часто менялись, поэтому найти одинаковые "москвичи" непросто, машины постоянно модернизировались. Эти же два абсолютно идентичные.
"Родную" краску удалось восстановить у одного талантливого маляра, который смог идеально подобрать цвет и точечно ликвидировать царапины, сколы, "жуки" и следы повреждения крыла. После полировки следы ремонта ЛКП видны только с очень близкого расстояния, да и то если приглядываться. С поврежденным крылом будут еще проведены дополнительные работы: возможно, получится отремонтировать его беспокрасочным способом. Правда, это повреждение заметно только тем людям, которые разбираются в этих машинах.
Кроме того, были найдены и установлены колесные диски в "родной" краске, клейменные 1964 годом, а также смонтирована новая советская резина (ГОСТ 1980 года). По мере необходимости менялись и хромированные детали на такие же, но новые или просто в хорошем состоянии.
В итоге сегодня эта машина выглядит и едет так, будто она только-только покинула конвейер завода! Как подчеркивает владелец, реставрацией это нельзя назвать, но полное восстановление машинам и не нужно, они неплохо сохранились и так. В их оригинальности - большая ценность.
Вторая машина на фотографиях не особенно отличается от первой, но вживую выглядит чуть хуже. Ее, впрочем, тоже без полной реставрации можно привести в идеальное состояние. С другой стороны, таких сохранившихся 403-х сегодня с огнем не сыщешь. А тем более когда их сразу два - в одном месте, у одного хозяина.
Тем не менее, у второго также были перебраны тормоза, рулевое управление, система питания и электрика, отрегулировано зажигание. Заново сделаны высоковольтные провода, собран из трех один карбюратор. Был отремонтирован передний диван, поставлены на место снятые при незаконченном ремонте запчасти, которые хранились у старого владельца в гараже. Машина сегодня тоже на полном ходу. Со временем в идеальное состояние будет приведена и она, на этот раз - с перекраской некоторых элементов, но с сохранением большого количества кузовных деталей в "родной" краске.
Салон пока не щеголяет новым пластиком, но его состояние изумительное. Даже у моего 407-го есть небольшая потертость на водительском месте, а здесь ткань везде абсолютно целая.
На одной из машин даже сохранилась заводская наклейка на внутренней крышке багажника.
Часов у одного "москвича" нет - как опцию владелец их не заказывал. Но крепления на крыше под тканью есть у всех.
Значки и "треугольники" на передних крыльях на обоих автомобилях красные, хотя на моем 407-м они зеленые. В зависимости от цвета кузова ставились тот или другой вариант. То же самое и с тканью салона - цвета менялись в зависимости от цвета кузова.
Вот такая удивительная история. Владельцев, увы, уже нет в живых, но их машины оказались в правильных руках и будут становится только лучше. Первый "москвич" ко всему прочему участвует в различных ретромероприятиях и снимается в фильмах. Его можно увидеть, например, в сериалах о советской эпохе "Фарца" и "Красота по-советски. Судьба манекенщицы".
Машину нередко в сезон можно увидеть и на дорогах Беларуси. Павел любит ездить, слушая радиостанции по старому штатному ламповому радиоприемнику.
Рестайлинг по-советски. Сравнительный тест "москвичей" моделей 407 и 403
А у нас есть уникальная возможность сравнить оригинальные модели 407 и 403. В чем модернизированный "Москвич-403" стал лучше?
В комментариях к прошлому видео некоторые пользователи писали, что эти машины были "слизаны" с западных. Действительно, многие советские машины "начинаются" с западных аналогов, однако модели 402, 407 и 403 одни из немногих были полностью разработаны советскими инженерами, причем в духе тенденций того времени. Ко всему прочему, они были неплохо спроектированы и качественно сделаны для тех лет, поэтому их можно считать одними из лучших советских авто. По крайней мере, они вполне неплохо конкурировали с европейскими образцами, даже активно шли в западные страны на экспорт. Это факт. Идентичных моделей с Запада вы не найдете.
Историю "Москвича-407" мы подробно рассказывали в прошлой серии. Если вкратце, это была модернизация "Москвича-402". 403-й же тоже был модернизацией, сейчас бы это назвали рестайлингом.
В начале 1960-х годов МЗМА готовился к переходу к следующему "Москвичу-408". Это была уже принципиально новая модель. Но запаздывала подготовка к производству кузова автомобиля. Поэтому было принято решение до старта серийного производства обновить 407-й, в том числе с использованием некоторых узлов перспективного 408-го.
Московский завод малолитражных автомобилей, не прекращая выпуска "Москвича-407", приступил к производству автомобилей "Москвич-403". Новая модель, особенно ее шасси, существенно отличается от предыдущей модели. Изменения в конструкции направлены на дальнейшее улучшение эксплуатационных качеств автомобиля и одновременно упрощение и сокращение объема его технического обслуживания (журнал "За рулем" №4, 1964 год).
Подробнейшим образом конструктивные особенности "рестайлингового" "москвича", который выпускался с 1962 года, описывались в нескольких выпусках журнала "За рулем".
Кузов почти такой же, как и у 407-го, однако он не взаимозаменяемый, поскольку применена новая подвеска с подрамником, "подвесные" педали сцепления и тормоза, изменены подмоторная рама и моторный щит.
Двигатель отличается вертикальным, а не горизонтальным расположением фильтра грубой очистки масла пластинчатого типа. Это изменение вызвано применением в рулевом управлении нового маятникового рычага. Кроме того, пространство, освободившееся за счет изменения расположения фильтра, позволило делать праворульные "москвичи" для экспорта в страны с левосторонним движением. Изменилась и система охлаждения - она получила более эффективный радиатор.
Сцепление - с гидроприводом выключения, педаль стала навесной, а не напольной. Главный тормозной цилиндр "переехал" в подкапотное пространство, педаль также стала навесной. Педали теперь стало удобнее нажимать. Раньше, например, тормоз нельзя было выжимать с пяткой на полу, стопу нужно было отрывать. Теперь же дозировать усилие стало намного удобнее. К слову, впервые в отечественном автомобилестроении были применены саморегулирующиеся колесные тормозные цилиндры, не требующие регулировки зазора между барабаном и колодками в процессе эксплуатации. По усилию на педали сцепления ничего не поменялось - выжимать ее легко как в 407-м, так и в 403-м. Но включение сцепления происходит плавнее, снизился шум работы привода, практически исчезли вибрации. Педаль "газа" была сдвинута ближе к моторному щиту - теперь не нужно выгибать стопу. Появился и новый водительский коврик, раньше он состоял из нескольких частей сложной формы, которые быстро приходили в негодность - найти их сегодня целыми в 402-х и 407-х непросто.
Однако появилась новая проблема с точки зрения эргономики, о которой не написал журнал "За рулем". Если в 407-м удобно ставить левую ногу слева от педали сцепления, то теперь здесь появилась кнопка стеклоомывателя, которая мешает ноге. Уменьшил свободное пространство и бачок. Сам же "опрыскиватель", как его тогда называли, реализован с помощью диафрагменного насоса - "груши" в народе, которую можно увидеть в передней левой арке прямо у колеса.
Изменилась не только передняя подвеска, но и рулевое управление с рулевой колонкой, а еще 403-й получил новую конструкцию механизма переключения передач.
Что в итоге? 403-й ведет себя собраннее на неровной дороге и, как показалось, меньше кренится. Механизм переключения передач более четкий, но здесь, возможно, дело в том, что в нашем 407-м кулиса пока не обслуживалась. Хотя по меркам советских автомобилей работает она весьма неплохо. В салоне появился новый элегантный руль с переключателем "поворотников" слева, а не сверху рулевой колонки, что также удобнее.
Внешне у 403-х нет "клыков" на бамперах, правда, исчезли они еще на поздних 407-х. Но главное отличие - исчезло советское знамя на капоте, осталась только хромированная капля.
Но все же основная цель "рестайлинга" - переход к новой 408-й модели, серийное производство которой стартовало в 1964 году. Этот автомобиль был лучше прежнего, а если бы был выпущен чуточку раньше, это бы еще больше упрочило позиции советских автомобилей на рынке Западной Европы. Впрочем, это была бы уже совсем другая история…
Юрий ГЛАДЧУК
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY
По всем интересующим вопросам связаться с владельцем машин можно по адресу klobzik@moskvich.by