Найти тему
ABW

Разница - в одной цифре. Удивительная история двух "москвичей"

Раз "москвич", два "москвич", три "москвич"! В третьей серии нашего проекта "Советский автолюбитель" в одном месте мы собрали три машины производства Московского завода малолитражных автомобилей - два 403-х и один наш 407-й. Причем, что необычно, 403-е абсолютно идентичные! Один в один - одна история, два друга-владельца, практически одинаковое уникальное состояние с "родной" краской и небольшими пробегами. Удивительную историю двух клонов-"москвичей" читайте в нашем материале. 

Двое из ларца - одинаковы с лица

История просто потрясающая. Все началось в 1964 году, когда два друга и одновременно коллеги-инженеры Минского приборостроительного завода им. Ленина решили купить себе машины. На накопленные деньги в один день в магазине на Кольцова они взяли себе по "москвичу". Причем в очереди стоять не пришлось - купили сразу по ходатайству завода. 

И были они как в присказке "двое из ларца - одинаковы с лица". Два абсолютно идентичных 403-х: оба 1964 года выпуска, одинаковый серо-голубой цвет и оформление салона. Владельцы даже восстанавливали ручки, когда те пришли в негодность, у одного мастера или самостоятельно - они имеют одну текстуру, которой не было в "оригинале".

-3

Раньше как было? Какой-то промежуток времени (возможно, неделя или несколько дней) производится модель одного цвета и оформления салона. Затем меняют краску и материалы - делают машины с другим оформлением интерьера и экстерьера. То есть эти два "москвича", возможно, и с конвейера съехали в очень небольшой промежуток времени.

-4

Номера кузова и шасси близки: 34056 и 33773, 33648 и 33630 соответственно. Но что еще интересно, машины ставились на учет друг за другом в один день, поэтому номерные знаки отличались одной цифрой: 30-67 МИА и 30-68 МИА! 

-6
-7

Через два года после того как были куплены машины, владельцы купили места в гаражном кооперативе и самостоятельно построили гаражи. "Москвичи" "прописались" по соседству через стенку. Одна машина  проехала 50.000 км, на ней в основном ездила жена инженера. Вторая - 80.000 км. 

-8
-9

Что удивительно, даже повреждения машин были практически одинаковые: они были чуть-чуть биты в одно и то же переднее левое крыло! Когда и как была повреждена первая машина, история умалчивает, крыло второй машины повредил сын наследника уже в 90-х, оно было перекрашено тогда же, но следы остались. Просто мистика какая-то: повреждения в одном и том же месте! 

-10

На момент покупки их состояние было примерно одинаковое. У обоих машин до сих пор "родная" краска и большинство узлов и деталей. Если что-то и менялось, то только на оригинальные детали и даже того же года производства, что и машина. 

Вторая жизнь двойников

Владеет сегодня машинами один человек. Павел, коллекционер и реставратор ретроавто, вначале купил 403-й с "номером" 30-67 МИА. Спустя некоторое время он увидел в объявлениях о продаже такой же "москвич" и был очень удивлен, когда приехал в тот же минский гаражный кооператив и увидел вторую такую же машину в соседнем гараже. 

-11

В правом гараже хранился первый купленный "москвич", в левом - второй. 

-12

"Машины сохранились в очень неплохом состоянии, причем практически одинаковом, но требовали некоторых ремонтных работ и обслуживания. Пока что в идеал вывел первый автомобиль, со вторым тоже было проведено немало работ, но для идеального состояния надо еще немного поработать", - рассказывает Павел.

-13
-14

Первый купленный "москвич" сегодня находится в лучшем состоянии - с ним было проведено больше работ.  Полностью перебирались тормоза, чистилась и обслуживалась топливная система, менялась шестерня ГРМ, подушки двигателя, шланги охлаждения и термостат. Перебиралась электрика, приводилась в порядок выпускная система, проводились многочисленные регулировочные работы и многое другое. Подкапотное пространство после промывки специальной химией у обеих машин просто засверкало.  

-15
-16

В салоне потрескавшийся и оплавившийся от времени пластик был заменен новодельным, самостоятельно проведена химчистка. Был перебран рулевой редуктор и кулиса. У обоих автомобилей цветовая гамма ткани и кожзама синяя, хотя ткань могла быть красной или других цветов. Вообще варианты оформления салонов часто менялись, поэтому найти одинаковые "москвичи" непросто, машины постоянно модернизировались. Эти же два абсолютно идентичные.

-18

"Родную" краску удалось восстановить у одного талантливого маляра, который смог идеально подобрать цвет и точечно ликвидировать царапины, сколы, "жуки" и следы повреждения крыла. После полировки следы ремонта ЛКП видны только с очень близкого расстояния, да и то если приглядываться. С поврежденным крылом будут еще проведены дополнительные работы: возможно, получится отремонтировать его беспокрасочным способом. Правда, это повреждение заметно только тем людям, которые разбираются в этих машинах.

-19

Кроме того, были найдены и установлены колесные диски в "родной" краске, клейменные 1964 годом, а также смонтирована новая советская резина (ГОСТ 1980 года). По мере необходимости менялись и хромированные детали на такие же, но новые или просто в хорошем состоянии.

-20

В итоге сегодня эта машина выглядит и едет так, будто она только-только покинула конвейер завода! Как подчеркивает владелец, реставрацией это нельзя назвать, но полное восстановление машинам и не нужно, они неплохо сохранились и так. В их оригинальности - большая ценность. 

-21

Вторая машина на фотографиях не особенно отличается от первой, но вживую выглядит чуть хуже. Ее, впрочем, тоже без полной реставрации можно привести в идеальное состояние. С другой стороны, таких сохранившихся 403-х сегодня с огнем не сыщешь. А тем более когда их сразу два - в одном месте, у одного хозяина.

-22

Тем не менее, у второго также были перебраны тормоза, рулевое управление, система питания и электрика, отрегулировано зажигание. Заново сделаны высоковольтные провода, собран из трех один карбюратор. Был отремонтирован передний диван, поставлены на место снятые при незаконченном ремонте запчасти, которые хранились у старого владельца в гараже. Машина сегодня тоже на полном ходу. Со временем в идеальное состояние будет приведена и она, на этот раз - с перекраской некоторых элементов, но с сохранением большого количества кузовных деталей в "родной" краске. 

Салон пока не щеголяет новым пластиком, но его состояние изумительное. Даже у моего 407-го есть небольшая потертость на водительском месте, а здесь ткань везде абсолютно целая. 

-24

На одной из машин даже сохранилась заводская наклейка на внутренней крышке багажника.

Часов у одного "москвича" нет - как опцию владелец их не заказывал. Но крепления на крыше под тканью есть у всех. 

-27
-28
-29

Значки и "треугольники" на передних крыльях на обоих автомобилях красные, хотя на моем 407-м они зеленые. В зависимости от цвета кузова ставились тот или другой вариант. То же самое и с тканью салона - цвета менялись в зависимости от цвета кузова. 

Вот такая удивительная история. Владельцев, увы, уже нет в живых, но их машины оказались в правильных руках и будут становится только лучше. Первый "москвич" ко всему прочему участвует в различных ретромероприятиях и снимается в фильмах. Его можно увидеть, например, в сериалах о советской эпохе "Фарца" и "Красота по-советски. Судьба манекенщицы". 

Машину нередко в сезон можно увидеть и на дорогах Беларуси. Павел любит ездить, слушая радиостанции по старому штатному ламповому радиоприемнику.

Рестайлинг по-советски. Сравнительный тест "москвичей" моделей 407 и  403

-30

А у нас есть уникальная возможность сравнить оригинальные модели 407 и 403. В чем модернизированный "Москвич-403" стал лучше? 

-31
-32

В комментариях к прошлому видео некоторые пользователи писали, что эти машины были "слизаны" с западных. Действительно, многие советские машины "начинаются" с западных аналогов, однако модели 402, 407 и 403 одни из немногих были полностью разработаны советскими инженерами, причем в духе тенденций того времени. Ко всему прочему, они были неплохо спроектированы и качественно сделаны для тех лет, поэтому их можно считать одними из лучших советских авто. По крайней мере, они вполне неплохо конкурировали с европейскими образцами, даже активно шли в западные страны на экспорт. Это факт. Идентичных моделей с Запада вы не найдете.

-33

Историю "Москвича-407" мы подробно рассказывали в прошлой серии. Если вкратце, это была модернизация "Москвича-402". 403-й же тоже был модернизацией, сейчас бы это назвали рестайлингом.

-34

В начале 1960-х годов МЗМА готовился к переходу к следующему "Москвичу-408". Это была уже принципиально новая модель. Но запаздывала подготовка к производству кузова автомобиля. Поэтому было принято решение до старта серийного производства обновить 407-й, в том числе с использованием некоторых узлов перспективного 408-го. 

Московский завод малолитражных автомобилей, не прекращая выпуска "Москвича-407", приступил к производству автомобилей "Москвич-403". Новая модель, особенно ее шасси, существенно отличается от предыдущей модели. Изменения в конструкции направлены на дальнейшее улучшение эксплуатационных качеств автомобиля и одновременно упрощение и сокращение объема его технического обслуживания (журнал "За рулем" №4, 1964 год).

Подробнейшим образом конструктивные особенности "рестайлингового" "москвича", который выпускался с 1962 года, описывались в нескольких выпусках журнала "За рулем". 

-35

Кузов почти такой же, как и у 407-го, однако он не взаимозаменяемый, поскольку применена новая подвеска с подрамником, "подвесные" педали сцепления и тормоза, изменены подмоторная рама и моторный щит. 

-36
-37

Двигатель отличается вертикальным, а не горизонтальным расположением фильтра грубой очистки масла пластинчатого типа. Это изменение вызвано применением в рулевом управлении нового маятникового рычага. Кроме того, пространство, освободившееся за счет изменения расположения фильтра, позволило делать праворульные "москвичи" для экспорта в страны с левосторонним движением. Изменилась и система охлаждения - она получила более эффективный радиатор. 

-39
-40

Сцепление - с гидроприводом выключения, педаль стала навесной, а не напольной. Главный тормозной цилиндр "переехал" в подкапотное пространство, педаль также стала навесной. Педали теперь стало удобнее нажимать. Раньше, например, тормоз нельзя было выжимать с пяткой на полу, стопу нужно было отрывать. Теперь же дозировать усилие стало намного удобнее. К слову, впервые в отечественном автомобилестроении были применены саморегулирующиеся колесные тормозные цилиндры, не требующие регулировки зазора между барабаном и колодками в процессе эксплуатации. По усилию на педали сцепления ничего не поменялось - выжимать ее легко как в 407-м, так и в 403-м. Но включение сцепления происходит плавнее, снизился шум работы привода, практически исчезли вибрации. Педаль "газа" была сдвинута ближе к моторному щиту - теперь не нужно выгибать стопу. Появился и новый водительский коврик, раньше он состоял из нескольких частей сложной формы, которые быстро приходили в негодность - найти их сегодня целыми в 402-х и 407-х непросто. 

-41

Однако появилась новая проблема с точки зрения эргономики, о которой не написал журнал "За рулем". Если в 407-м удобно ставить левую ногу слева от педали сцепления, то теперь здесь появилась кнопка стеклоомывателя, которая мешает ноге. Уменьшил свободное пространство и бачок. Сам же "опрыскиватель", как его тогда называли, реализован с помощью диафрагменного насоса - "груши" в народе, которую можно увидеть в передней левой арке прямо у колеса. 

-42
-43

Изменилась не только передняя подвеска, но и рулевое управление с рулевой колонкой, а еще 403-й получил новую конструкцию механизма переключения передач.

-44

Что в итоге? 403-й ведет себя собраннее на неровной дороге и, как показалось, меньше кренится. Механизм переключения передач более четкий, но здесь, возможно, дело в том, что в нашем 407-м кулиса пока не обслуживалась. Хотя по меркам советских автомобилей работает она весьма неплохо.  В салоне появился новый элегантный руль с переключателем "поворотников" слева, а не сверху рулевой колонки, что также удобнее. 

-45
-46

Внешне у 403-х нет "клыков" на бамперах, правда, исчезли они еще на поздних 407-х. Но главное отличие - исчезло советское знамя на капоте, осталась только хромированная капля.

-47

Но все же основная цель "рестайлинга" - переход к новой 408-й модели, серийное производство которой стартовало в 1964 году. Этот автомобиль был лучше прежнего, а если бы был выпущен чуточку раньше, это бы еще больше упрочило позиции советских автомобилей на рынке Западной Европы. Впрочем, это была бы уже совсем другая история…

Юрий ГЛАДЧУК
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY

По всем интересующим вопросам связаться с владельцем машин можно по адресу klobzik@moskvich.by