Помните начало 98-го года? Российские автопроизводители смело смотрели в будущее и строили планы на покорение западных рынков. Никто ещё не знал слова "кризис" или "стагнация" и на кульманах российских инженеров появлялись первые российские концепт-кары.
На парижском автосалоне 1999-го года АвтоВАЗ (тогда просто ВАЗ) представил свое видение автомобильного будущего - концепт-кар Lada Rapan. Через пару лет, в 2000 году на Московском автосалоне свет увидел ещё один концепт - Lada Peter Turbo. Автомобили являются очень показательными. Во-первых - это первые российские концепты в принципе. До этого заводы представляли только лишь "прототипы" - предсерийные модели, а не видение будущего. Во-вторых - это и последние концепты, которые российский автогигант показал самостоятельно, без влияния Renault.
Lada Rapan 1998 год
Самое главное - это электромобиль. Уже тогда инженеры из Тольятти говорили о будущем запрете бензиновых автомобилей в центрах крупных городов. Модель оснастили прочной рамой для несения никель-кадмиевая батареи и электромотора на 34 л.с. (аналогичный двигателю первой экспериментальной Оки-электро)
Для придания электромобилю хоть сколь-нибудь уверенной динамики весь кузов сделали пластиковым с огромной площадью остекления. Однако, это помогло не сильно, масса автомобиля переваливала за 1500 кг. Дизайн автомобиля получился столь футуристичным, что имя Рапан напросиолсь само-собой - это моллюск, причудливая раковина которого напоминала этот автомобиль.
На тот момент концепт оснастили такими передовыми опциями как автоматически-сдвигаемый руль и кресла, поворачивающиеся к дверному проему для удобства посадки и высадки. Вкупе с ровным полом и отсутствием порогов это было крайне привлекательным решением. Как и положено автомобилю мегаполиса - двери сдвигались назад.
Панель приборов, к слову, позаимствована у Мазерати и располагалась по центру ступицы руля. Там же разместили и подушку безопасности.
Тольяттинцы заявляли о максимальной скорости в 90 км/ч и запасе хода до 110 км. Это не очень похоже на правду. Впрочем, очевидно, что ВАЗ в те годы просто не мог произвести такой автомобиль должного качества. Поэтому концепт показали ещё раз на Московском автосалоне 2000 года и... забыли о нем навсегда. Сейчас он хранится в музее АвтоВАЗа.
Lada Peter Turbo 2000 год
Вместе с Lada Rapan в 2000 году на московском автосалоне показали ещё один концепт - Lada Peter. Фактически, это было логическое продолжение Рапана - всё те же пластиковые панели кузова, остекление и электромотор. Однако, общий дизайн выглядел куда более реальным и похожим на серийный автомобиль.
К следующему Парижскому автосалону машину значительно доработали - добавили интерьер (изначально окна были пластиково-черными), крыша стала вогнутой для улучшения коэффициента сопротивления. Самое главное - автомобиль обзавелся сдвоенную выхлопную трубу и приставку Turbo в имени, что недвусмысленно намекало на бензиновую составляющую будущего силового агрегата.
К сожалению, и этот концепт не нашел выражения ни в одной серийной модели. Следующими действительно новыми концептами АвтоВАЗ похвалится только в 2015-2016 годах, когда на предприятие придёт Стив Маттин, а управление будет осуществляться альянсом Renault-Nissan.