Найти в Дзене
Туту

Пилот Боинга отвечает на вопросы читателей Туту

Боятся ли пилоты летать? Самый страшный и самый смешной случай в работе? Как выучиться на пилота? О чём разговаривают пилоты за кружечкой пива?

Мы попросили читателей Туту придумать вопросы нашему другу Дмитрию — пилоту Боинга. Спасибо, что в этом поучаствовали: кажется, у нас появились несколько сюжетов для блокбастера. 

Почему вы решили стать пилотом? А другие профессии рассматривались?

Я родился и жил в сибирском посёлке, до областного центра 1000 километров, глухомань. Как в песне: «Только самолётом можно долететь», только на самом деле. Из окна моей комнаты была видна гора, на фоне которой постоянно взлетали или заходили на посадку самолёты. Думаю, этот вид и направлял ход мыслей. Стать пилотом решил в 12-13 лет, и другие профессии не рассматривались.

Если смотреть изнутри, в профессии пилота есть романтика? И если да, то в чём она заключается?

На мой взгляд, романтика есть. Полагаю, что это свойство натуры. Лет 30-50 назад ребята шли в нашу профессию в основном за романтикой. Сейчас жизнь более жестока. Не исключаю, что кто-то идёт в профессию, чтобы иметь высокооплачиваемую работу (особенно, в нынешнее время). Хотя… возможно это уже старческое брюзжание. В небе гораздо красивее восходы и закаты, да и сами виды… на земле такого нет. Само чувство полёта (особенно на маленьких самолётах) — уже сплошная романтика, а прибавьте к этому новые города и страны! Конечно, ко многому пилоты привыкают, и это становится просто частью работы. Сколько остаётся романтики в сухом остатке через много лет работы?.. Опять же индивидуально.

Что пилотам запрещается правилами компаний, в которых они работают?

Понятно, что наша работа жёстко регламентирована, и это начинается даже с одежды. Видимо, вопрос скорее о каких-то бытовых мелочах. В СССР пилотам нельзя было носить обручальные кольца по требованиям техники безопасности, чтобы случайно не зацепить, что не надо. Ещё запрещены были бороды. Сейчас этих ограничений нет. 

Суеверны ли пилоты? Соблюдают ли какие-то ритуалы перед полётом?

Да, пилоты суеверны. А ритуалы у каждого свои. Я, например, всегда ласково поглаживаю самолёт в районе носового обтекателя перед тем, как начать предполётный осмотр. В полёте, если возникла какая-то небольшая неисправность, стараемся не ругать самолёт, а если вырвалось, то поглаживаем и просим прощения за резкое слово. Но это к месту, когда всё спокойно и по плану. В других ситуациях ритуалам и суевериям нет места. Ну и, конечно, есть уже широко известное нежелание пилотов говорить слово«последний», только «крайний».

Слушаете группу «Пилот»?

Увы, но музыку не слушаю вообще.

Фото: Aureliy / Shutterstock
Фото: Aureliy / Shutterstock

Быть пилотом Боинга сложней, чем пилотом Эйрбаса?

По устоявшемуся среди пилотов мнению, на пилота Боинга немного легче учиться, но летать на нём сложнее. А вот с Эйрбасом всё наоборот. Говорят, что Боинг — это самолёт с компьютером, а Эйрбас — это компьютер с крыльями.

Боинг (Boeing) и  Эйрбас (Airbus) – компании-гиганты, которые специализируются на производстве самолётов. Боинг базируется в Штатах, Эйрбас – в Европе. Они делят рынок гражданской авиации примерно пополам и приходятся друг другу главными конкурентами.

Сколько времени пилоту нужно отдыхать после продолжительного полёта?

Минимальное время отдыха — 12 часов, и об этом обязательно поинтересуется врач на предполётном медосмотре. Если меньше, не пропустит.

Дальнемагистральные самолёты по техническим характеристикам могут летать на расстояние от 6 000 километров, среднемагистральные — от 2500 до 6000 километров, ближнемагистральные — от 1000 до 2500 километров. До 1000 километров летают самолёты местных воздушных линий. 

Как часто пилотам разрешено летать через Атлантический океан?

Точных ограничений не знаю, не летал. Но, как говорил мой приятель: «Четыререйса в Сан-Франциско, и месяц пролетел».

В любом виде транспорта есть правила, а какие есть наказания за несоблюдение правил (самое лёгкое, среднее и максимальное)?

Самое малое, пожалуй, — это лишить премии. Могут перевести с должности командира воздушного судна на должность второго пилота. Как вариант, настоятельно попросят написать заявление «по собственному». Могут погасить талон нарушений (их всего два, при гашении второго талона изымается свидетельство пилота). А возможна и тюрьма, если жив остался…

Как долго нужно учиться, чтобы стать пилотом и летать через океан на пассажирском самолёте?

Учатся 4–5 лет, а дальше как повезёт. И хорошие знания — это далеко не всё. Можно всю жизнь пролетать на небольшом самолёте. А кто-то сразу попадает на среднемагистральный Боинг или Эйрбас. Оттуда после 3–5 лет работы можно и в «дальнобойщики». Кстати, помимо прочего нужен английский язык. Ведь обучение на пилота Боинга или Эйрбаса идёт на английском, и вся работа внутри кабины тоже. Наши пилоты переучиваются с других типов самолётов на Боинг в том числе и в США (по-крайней мере, так было 10-15 лет назад). Как-то один из американских инструкторов признался, что он не смог бы в 40 лет выучить иностранный язык, а потом на нём ещё и изучать иностранный самолёт. И сказал он буквально следующее: «Парни, в моём понимании вы творите что-то невозможное. Это же катастрофа, миссия невыполнима!»

Фото: mironov/ Shutterstock
Фото: mironov/ Shutterstock

Сколько получает пилот пассажирского самолёта, который летает через Атлантику?

Вы удивитесь, но зачастую меньше, чем пилот летающий по маршруту Москва — Нью-Васюки, например. Есть зависимость от типа самолёта и авиакомпании. Скажем так, от 400 000 рублей в месяц. 

Чем в самолёте занимается автопилот? Правда, что это он садит самолёт?

Автопилот, как правило, подключается после взлёта, на высоте 100–300 метров, и выключается перед посадкой примерно на этой же высоте. Это не значит, что всё остальное время пилоты ничего не делают. Они управляют самолётом, но не с помощью штурвала или джойстика, а вводя команды в автопилот. Сажают самолёт, по большей части, «в рукопашную».  По крайней мере, в отечественных авиакомпаниях. К тому же, не всегда можно выполнять посадку с помощью автопилота: есть ограничения, например, по силе ветра.

Расскажите про самый страшный случай в вашей работе. И самый смешной тоже. 

Страшные случаи, конечно, были, но вспоминать о них предпочту только на пенсии :–) Но вот делюсь одним из них — про мать нашу, природу. Я летал в то время на небольшом двухмоторном самолёте (6-7 тонн весом). Локаторов у нас не было, и на высоте 2,5 километров мы попали в грозу. В грозе, по её периферии, мощные воздушные потоки идут сверху вниз, а в центре — снизу вверх. Нам «повезло» попасть в центр. Самолёт начало «засасывать» вверх, в самый центр грозы. Конечно, мы предпринимали всё возможное, чтобы сохранить управление самолетом. Через очень короткий промежуток времени ситуация выглядела следующим образом: оба двигателя стояли на упоре малого газа, штурвалы отданы от себя, то есть на максимальное пикирование, при этом стрелка вариометра (это прибор, показывающий скорость подъёма или снижения в метрах в секунду) зашкалила за 15 метров в секунду подъёма. А больше 15 м/с градуировка не предусматривалась, мы же не ракета. Сколько это длилось, сказать не берусь, в таких ситуациях время — понятие относительное и, я бы сказал, условное. В общем, кусок железа в несколько тонн весом вопреки закону Ньютона и героическим усилиям экипажа не падал, а летел вверх с бешеной скоростью. «Выплюнула» нас гроза на высоте больше четырёх километров. На такой высоте и летать-то нельзя было, так как самолёт этой модели на такое не рассчитан: мало кислорода, а корпус не герметичный. В общем, как в известном фильме: «…а птичка поднималась все выше и выше к солнцу…», но в нашем случае всё обошлось.  Смешные случаи, конечно, тоже бывают. И мне вспомнилась история, рассказанная моим хорошим знакомым. Случилось это ещё во времена СССР, работал он пилотом на грузовых самолётах, летали в Иран, Афганистан, работа тяжелая и опасная. Ну а чувство юмора приобретает в таких условиях ещё большую ценность. Немного пояснений: в грузовых самолётах помимо пилотов и штурмана в состав экипажа входят операторы, которые занимаются погрузо-разгрузочными работами и эксплуатацией различных механизмов внутри фюзеляжа. Во время полёта операторы ничем не заняты и, бывает, просто спят. Итак, глубокой ночью самолёт совершил посадку в небольшом аэропорту, зарулили на стоянку, темнота, огней не видно, рейс завершён. Пора бы разгружаться и отдыхать, но вот оператор Михалыч спит сном младенца. Экипаж решает, что растолкать его будет слишком прозаично, как следствие, возникает следующая диспозиция. Оставляют работающими двигатели только с одной стороны самолёта, открывают дверь, за которой кромешная тьма. Будят Михалыча, который видит, как экипаж (а это, помимо пилотов и штурмана, ещё пара операторов, радист и бортинженер) в крайне встревоженном состоянии разбирает и надевает парашюты. Одновременно обалдевшему Михалычу кратко и эмоционально описывается «аварийная» ситуация: в топливном баке течь, двигатели на одном крыле уже «встали», до аэродрома не дотянуть, включён автопилот, и самолёт направлен в безлюдную местность. Аварийное покидание! Экипаж уже тем временем начинает «покидать» «обречённый»самолёт со словами что-то типа: «Прости, прощай, до встречи на земле», —выпрыгивая в зияющий чернотой проём двери. Понятно, что командир должен покинуть борт последним. Но тут «обнаруживается», что остался только один парашют. Командир взывает к совести и человеколюбию Михалыча, напоминает, что у него (командира) маленькие дети и их ещё растить и поднимать, к тому же это он, Михалыч, отвечает за загрузку парашютов и сам виноват, что ошибся. В общем, к этому времени Михалыч уже достаточно проснулся, чтобы чётко узреть свою незавидную участь. Дослушивать до конца он не стал, со всей дури двинул командиру, схватил последний парашют и бросился в открытую дверь! Занавес!

В каком порядке при аварийной ситуации эвакуируются пилоты?

После эвакуации всех пассажиров и бортпроводников командир, какправило, последним покидает борт.

Фото: Kiwis / Shutterstock
Фото: Kiwis / Shutterstock

Пилоты как-нибудь разглядывают пассажиров, которые с ними летят?

Иногда бывает, если все процедуры выполнены и экипаж просто ждёт окончания посадки. Когда пассажиры поднимаются по трапу, а не по«рукаву» проходят, то их видно из пилотский кабины. К примеру, из какого-нибудь курортного места с нами возвращаются красивые, загорелые и отдохнувшие представительницы прекрасного пола. Иногда встречаются известные медийные лица.

А вы когда-нибудь боялись летать?

Был в жизни такой случай. Мне 18 лет, я закончил первый курс лётного училища. Впереди лето и несколько месяцев полётов на учебно-тренировочном самолёте Як-18. Первый полёт с инструктором: набираем высоту и берём курс на пилотажную зону. Инструктор показывает мне вдалеке деревню и просит держать курс на неё, так как именно там и будем выполнять задачу. Летим, стараюсь держать курс, через время инструктор спрашивает: «Ну и где деревня, что-то не вижу?» Я объясняю, мол, подлетаем уже, капот самолета её закрывает. Ехидно прищурившись, инструктор спрашивает: «Уверен?» Ответить не успел: мгновенно самолёт был поставлен на ребро и я повис на ремнях, а подо мной была та самая деревня. По спине побежали мурашки, но краем глаза видел, что инструктор наблюдает за моей реакцией, и поэтому как можно безмятежнее ответил: «Конечно, вот же она». После этого в зоне мы крутили пилотаж, штопор, бочки и т.п., мурашек уже не было. Пожалуй, это самое яркое воспоминание, когда мне было не то чтобы страшно, а скорее не по себе.

А вот страшно было при выполнении первого прыжка с парашютом. Это было в мае, перед полётами на Яке. Не прыгнуть было нельзя: к полётам без прыжка не допускают, а про мужское самолюбие уж вообще молчу. Пока самолёт набирал высоту, мы (курсанты) весело и оживлённо переговаривались, но когда открылась дверь и в салон ворвался рёв двигателя и свист ветра, лица вытянулись и побледнели. Так и шагали в атмосферу: с бледным лицом и приклеенной к нему «бравой» улыбкой. Помню как вчера, пять утра, неестественно бирюзовое небо, удаляющийся Ан-2, вылетающий из-за левого плеча ярко-оранжевый чехол вытяжного парашюта и мысль: «Ну, стало быть, поживу ещё». 

Фото: Lukas Kastner / Shutterstock
Фото: Lukas Kastner / Shutterstock

Когда вы летите как пассажир, вы замечаете какие-нибудь вещи, на которые другие пассажиры внимания не обратят? Что это за вещи?

Если лечу пассажиром и при этом не сплю (что редко бывает, как, кстати, и с большинством пилотов), то невольно обращаю внимание на почерк пилота. Даже при полёте с включённым автопилотом команды ему вводит пилот, при этом эволюции могут быть более или менее плавными. Как говорил мой первый командир эскадрильи: «Летать надо не только безопасно и правильно, но и красиво». При заходе в московской зоне сразу обращаешь внимание, куда нас векторит диспетчер, потому что, как правило, бывает задержка из-за очереди на посадку.Одним словом, обращаем внимание на технику пилотирования, и если вдруг проскакивает «шероховатость», это невольно цепляет. Ещё люблю просто смотреть на землю с высоты.

Как устроен график у пилота? Как часто вы бываете дома?

График пилотов очень сильно различается в разных компаниях и на разных типах самолётов. На среднемагистральных судах распространён 5/2 или 6/1 (соответственно, рабочие/выходные). За рабочие дни пилот может вообще ни разу не ночевать в базовом порту, то есть не побывать дома, а в единственный выходной может просто отсыпаться, потому что накануне вернулся после тяжёлого ночного рейса. Дефицит общения с семьёй, думаю, есть у подавляющего большинства. Ну а у«дальнобойщиков» другие нюансы: улетел на какой-нибудь Пхукет, там 3–5 дней прозагорал, вернулся, а на следующий день снова куда подальше. Вроде как отдыхают побольше, но постоянная смена часовых поясов, акклиматизация — то ещё удовольствие. Опять же, меньше налёт — меньше зарплата.

Фото: Mario Hagen / Shutterstock
Фото: Mario Hagen / Shutterstock

У вас есть любимые направления для полётов? Почему именно эти (если они есть, конечно)?

У меня нет любимых направлений, мне всё равно, куда лететь. Скорее, есть нелюбимые, но это зависит не от аэропорта, а от стыковки рейсов: тяжёлый рейс, мало отдыха или, наоборот, длительная стоянка в промежуточном порту. Думаешь: и дома дела накопились, и здесь время убиваешь вместо того, чтобы работать и зарабатывать. Одним словом, ни то ни сё.

Бывает, конечно, что кому-то именно в ближайшее время надо слетать в ереванский Дьюти фри за коньяком или в Салоники за оливковым маслом. Понятно, что в январе приятнее слетать на южный курорт, чем в Новый Уренгой. Ну это всё ситуативные моменты.

А есть фильмы, которые хорошо передают жизнь пилотов? Посоветуйте какой-нибудь.

Я думаю, что если показывать жизнь пилотов как она есть — без спецэффектов, героизма и убойной дозы романтики, — то ничего кассового не выйдет. Возможно поэтому не припомню фильм, где бы правдиво была показана жизнь пилотов. Ну а известные фильмы про авиацию… так в них про героев и подвиги, а не про жизнь. 

Профессия пилота чем-нибудь пригождается в обычной жизни? Может быть, пилоты более ответственные люди? У вас есть такие наблюдения за собой и своими коллегами?

Это вопрос для серьёзного исследования. Если пофантазировать: вот такой веселый, романтичный раздолбай, влюблённый в небо, поступает в лётное училище, — то лет через 10-15 профессия сделает из него серьёзного и ответственного человека.

Когда поступал в лётное, а это было в СССР, конкурс был 36 человек на место, сейчас думаю такой же, +/-. Пожалуй, романтичным раздолбаям тут не светит. Ну а если серьёзно, в профессию жёсткий отбор, и проходят его люди с определённым набором качеств. Хочется надеяться, что и чувство ответственности у них гораздо выше среднего, как минимум. Ну а относительно того, пригождается ли профессия в «мирной жизни», лично мне — нет.

Фото: Dmitry Birin / Shutterstock
Фото: Dmitry Birin / Shutterstock

О чём разговаривают пилоты за кружечкой пива?

Да как и все мужчины: сначала о прекрасной половине человечества.  А если начинаются рассказы, кто как летел и при этом героически что-то преодолевал, значит литраж на конкретную душу уже превышен. Ну а чтобы у вас не сложилось превратного мнения об отдыхе пилотов, добавлю: лично в моей жизни табак и алкоголь отсутствуют в принципе. И пиво, кстати, в том числе. Полагаю, в этом не одинок.

Как вообще у вас дела, дорогие наши пилоты? Как о вас заботятся российские авиакомпании? Мы за вас беспокоимся и желаем, чтобы вы были сыты и довольны.

Cпасибо, что беспокоитесь о нас. Как минимум, это означает, что чувство самосохранения вас ещё не покинуло ;–) У нас всё хорошо, по-крайней мере, это касается пилотов Боингов и Эйрбасов. А если кто-то и жалуется, так испокон веков так было: «У кого-то щи пустые, а у кого-то жемчуг мелкий».