Найти тему
DmitryCD

Cosworth. Без компромиссов!

Приветствую, уважаемые читатели!

Есть одно слово, услышав которое, любой любитель автоспорта, проникается уважением. Это слово Cosworth. Именно эта компания стала самым успешным независимым производителем двигателей в истории, а также одной из ведущих компаний, выпускающей электронику для спортивных автомобилей.

Компания была основана британскими гоночными инженерами Майком Костином и Кейтом Даквортом в 1958 году, а название Cosworth родилось из объединения их фамилий (COStin&duckWORTH). Первоначально мастерская базировалась в небольшом помещении на окраине Лондона, но вскоре понадобилось больше места и компания переехала в более просторные цеха в северной части столицы Британии, где приступила к разработке двигателя Ford 105E. И успех не заставил себя ждать – в 1960 году на соревнованиях Формула Джуниор в Гудвуде Джим Кларк за рулем своего Lotus 18 с двигателем Cosworth приходит первым.

В 1964 году компания переезжает в Нортхэмптон, сочтя это место более перспективным, и не прогадала – через два года Дакворт подписывает контракт с Ford о разработке нового двигателя для Формулы 1. Так появился легендарный трехлитровый DFV (Double Four Valve). Уже на следующий год Джим Кларк на автомобиле с новым двигателем становится победителем Гран-при Голландии.

Столь быстрый успех способствовал началу работ по совершенствованию DFV, ставшим иконой автоспорта благодаря 155 победам на протяжении 15 лет.

Множество известных гонщиков Формулы 1 выбрали новый двигатель – Джеки Стюарт, Эмерсон Фиттипальди, Марио Андретти, Джеймс Хант и Нельсон Пике – все они становились победителями на автомобилях с двигателями Cosworth на протяжении 70-х.

Именно в этот период Cosworth получает признание и становится одним из главных имен автоспорта, обретя целую армию поклонников.

-2

В 80-е годы компания несколько отошла от мира Формулы, переключившись на создание гоночных автомобилей Ford. Но, обо всем по порядку. В 1980 году руководство FoMoCo, воодушевленное успехами раллийной версии Escort, создает подразделение SVE (Special Vehicle Engineering), призванное работать над «заряженными» версиями автомобилей. Первым проектом SVE стал Ford Capri 2.8 Injection. Идея спортивной версии Ford Sierra родилась в 1983 году, когда руководство спортивного подразделения Ford захотело видеть Sierra на гонках. Правила Международной автомобильной федерации (FIA) гласят, что для получения омологации необходимо иметь дорожную версию машины, заявленной на гонки. Задача, поставленная перед создателями двигателя для болида, была нетривиальна – 100 л.с. с литра рабочего объема, а максимальный крутящий момент должен быть доступен при 1800 об/мин. Посчитав задачу сложновыполнимой, компания SVE обратилась за помощью к Cosworth. И работа закипела. Сомнения относительно мощности оказались напрасными – желаемый результат был достигнут довольно просто, и инженеры Cosworth предложили сделать двигатель еще мощнее, но получили отказ. В итоге, в апреле 1984 года двигатель был готов. За основу будущей супер-Sierra был взят самый простой и доступный трехдверный кузов, на который, для успешной омологации, были установлены гоночные детали. Одна из них – двухэтажный спойлер на крышке багажника – стала впоследствии визитной карточкой Sierra Cosworth. В конце 1985 года автомобиль был представлен публике, воспринявшей его с большим воодушевлением.

-3

Ford Sierra RS Cosworth был первым автомобилем Ford, носившим имя "Cosworth". Характеристики машины впечатляли: максимальная скорость достигала 243.6 км/ч, а разгон до сотни происходил за 6.1 секунды. Максимальная мощность в базовой комплектации была 204 л/с. Это было похоже на сенсацию – ни одному из автопроизводителей не удавалось достичь таких параметров для серийных машин. Из 5000 выпущенных автомобилей, необходимых для омологации в ралли, только 500 были полностью споривными моделями, носившими индекс RS500. Внешне RS500 выглядела похоже на обычный Ford Sierra. Лишь несколько деталей в ее облике говорили о необузданном нраве: решетка радиатора с большим воздухозаборником, жабры на капоте, передний бампер со спойлером, накладки на пороги и двойной спойлер-этажерка на крышке багажника. Турбированный двигатель RS500 развивал мощность 224 л/с, имел дроссельную заслонку увеличенного диаметра, большой интеркулер, а так же 8-ми форсуночный впрыск (в гражданской версии были подключены только 4 форсунки). В зависимости от настроек, двигатель гоночной версии развивал 450-550 л/с. К сожалению, RS500 не смог получить высоких результатов в ралли, но оказался непререкаемым лидером в BTCC (British Touring Car Championship) в течение трёх последующих лет, принеся своим создателям 40 побед.

-4

В 1987г на свет появилась новая Sierra в кузове седан. Тогда же руководством компании было принято решениее о выпуске его спортивной версии. Она увидела свет в следующем году и продержалась на конвейере два года, получив название Ford Sierra Sapphire RS Cosworth. Внешне, как и предшественника, его отличал аэродинамический обвес, по технической части все было интереснее – автомобиль обладал заниженной подвеской, спортивной «механикой» T5 от BorgWarner, спортивные тормоза с вентилируемыми тормозными дисками и четырёхпоршневыми суппортами спереди, и систему ABS.

-5

Тогда же компанией Ford было принято решение о выпуске полноприводной версии Sierra RS Cosworth, но все упиралось в отсутствие подходящей КПП. В 1989г коробка была найдена и свет увидела полноприводная версия Ford Sierra RS Cosworth 4x4, выпускавшаяся до 1992 года.

Достойным преемником Sierra Cosworth стал новый Escort Cosworth, добившийсяя лучших результатов в ралли благодаря более короткой базе, хотя подвеска и трансмиссия были практически идентичны с Sierra Cosworth 4x4. По сути, это был тот же Sierra, но в новом кузове. Правда, в отличие от своего предшественника Escort Cosworth имел уникальные кузовные панели

Подготовленный к гонкам группы А Escort Cosworth имел мощность 300 л/с при 6250 оборотах в минуту и максимальный крутящий момент 495 Н/м при 5000 оборотах в минуту. На автомобиль устанавливались шести, а иногда и семиступенчатая КПП. Стандартная подвеска уступила место винтовым амортизаторам Bilstein с двойными пружинами и водяным охлаждением

-6

Сотрудничество Ford и Cosworth продолжалось долгие годы и прекратилось лишь в 2004, когда компания была куплена Джерри Форсайтом и Кевином Калкховеном, совладельцами Champ Car World Series. Новые владельцы применили стратегию диверсификации, найдя применение многолетним наработкам в автомобильной, космической и оборонной индустрии.

В январе 2011 Motorsports Industry Associated (MIA) признал успех диверсификации Cosworth со наградив New Markets Award. В ноябре того же года успех Cosworth получает награду Производитель года в Великобритании.

В 2013 Cosworth объявил о постройке крупнейшего производственного предприятия в его Нортхемптоне, желая приурочить свое возвращение в этот город к полувековому юбилею постройки первой мастерской. Новое предприятие позволило компании создавать современные двигатели для производителей спортивных автомобилей и продолжать сотрудничество в разных отраслях промышленности.

Авто
5,66 млн интересуются