Дирижабль «СССР-В6» полужесткой конструкции длиной 105 метров должен был показать индустриальный потенциал СССР, дав импульс воздушно-транспортной технологии, способной интенсивно влиять на развитие экономики и обороноспособности страны. Этот лучший по сегодняшний день отечественный аппарат совершил первый рейс к 17 годовщине Октябрьской революции 5 ноября 1934 г. под управлением своего главного конструктора Умберто Нобиле, а последний – 6 февраля 1938 г., вылетев на спасение экипажа первой дрейфующей полярной станции под командой И.Папанина. Между этими двумя датами флагман советского воздухоплавания успел пробыть в небе всего девятьсот часов – безумно мало, а в последнем своем полете разбился при невыясненных обстоятельствах в невысоких заснеженных горах к северу от Кандалакши. Из 19 человек экипажа погибли 13. Расследование было кратчайшим, и вопреки всем критериям того времени не повлекло никаких репрессивных мер. Но и результатов не оставило...
О забытой катастрофе заговорили много лет спустя, после того, как в 1965 г. геологи наткнулись на странные «артефакты» на склоне горы Небло, и к находкам проявили интерес журналисты. Их усилий оказалось достаточно для воскрешения памяти о героях и установки скромного мемориала, но до окончательной разгадки катастрофы было еще далеко. Нет ее и сейчас, но все-таки энтузиасту дирижаблестроения Алексею Белокрысу удалось собрать богатый документальный материал и выстроить убедительную версию происшедшего. Заодно он представил увлекательную отечественную историю этой уникальной отрасли транспорта, которой сегодня интересуется все большее число людей в России и за рубежом. Возможности величавых подоблачных гигантов далеко не исчерпаны, их соревнование с самолетами не проиграно. Таинственные события прошлого открывают окна в будущее.
Белокрыс А. Девятьсот часов неба. Неизвестная история дирижабля «CCCР-B6». – М.: Паулсен, 2017. – 512 с.: ил.