Найти тему
Бегущий по Выхино

«Иволга» в стае «Ласточек»

На рубеже 2019-2020 годов в Москве появится новый вид городского транспорта – Московские центральные диаметры, которые станут неотъемлемой частью столичной транспортной системы. Помимо подземных магистралей, по поверхности поедут поезда системы городских электричек, которые свяжут центр российской столицы с городами ближайшего Подмосковья. Новые маршруты будут обслуживать поезда серии «Иволга», которые уже пару лет успешно курсируют по Киевскому направлению Московской железной дороги. Транспортные эксперты разъяснили, в чём преимущества новых поездов и почему их появление говорит о новом этапе в развитии системы общественного транспорта Москвы.

Сквозь город по железной дороге

Первые поезда нового поколения поедут по двум вводимым маршрутам: первый свяжет Одинцово и Лобню, второй – Нахабино и Подольск. «Иволги» были созданы российскими специалистами и на 90% состоят и- отечественных комплектующих. Конструкция поезда предусматривает широкие дверные проёмы, бестамбурный интерьер, представляющий из себя единое пространство, где будут удобно расположенные сиденья, множество поручней, USB-зарядки для электронных устройств, крепления для велосипедов, бесплатный Wi-Fi, багажные полки и другие сервисы для пассажиров. Поездом также могут пользоваться инвалиды-колясочники: входы в головные вагоны оборудованы специальными подъёмниками, в просторных вагонах предусмотрены места для закрепления инвалидной коляски, и даже туалетные комплексы спроектированы с учётом потребностей людей с ограниченными возможностями.

«Иволга» — это не только принципиально новый класс электропоездов, ранее не производившийся в нашей стране, но и один из самых удобных и современных городских поездов в мире. Во всяком случае, так утверждают представители «Трансмашхолдинга», в структуре которого находится ТВЗ (Тверской вагоностроительный завод), производящий поезд нового поколения.

-2

Урбанисты считают, что появление такого электропоезда закономерно для динамично изменяющейся городской агломерации.

«В наши дни активно развивается рельсовый транспорт как более экологичный и дружелюбный по отношению к окружающей среде, — рассказывает Мария Роженко, доцент факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ. — Преимуществом электропоезда для города является его высокая провозная способность. При такте движения раз в пять минут и даже базовой составности в пять вагонов «Иволги» могут перевозить в одном направлении до 15 тысяч человек в час. Для сравнения: за тот же час по одной полосе проезжают только 800 автомобилей. Понятно, что в Москве надо развивать общественный транспорт, причём массовый».

Подобную тенденцию на развитие города в пользу пешеходов и городского общественного транспорта можно обнаружить во многих странах мира. Цель горожанина – как можно быстрее попасть из пункта А в пункт Б, способ перемещения не имеет значения. Задача города – предоставить удобную среду, в которой человек с комфортом преодолеет этот путь. Главную партию в данной инфраструктуре играет рельсовый транспорт, в том числе и потому, что перевозчики и производители подвижного состава своевременно отвечают на постоянно возрастающие требования пассажиров к комфорту, скорости и безопасности передвижения, отмечают эксперты.

«Естественно, человека в наши дни никто не может принудить к тому, чтобы он выбрал не личный, а общественный транспорт, — продолжает Мария Роженко. — Поэтому задача современного подвижного состава — предлагать сопоставимый уровень комфорта. «Иволга» — ответ российских производителей на изменение спроса, городской электропоезд мирового уровня. По сравнению с привычными нам зелёными электричками, этот поезд — большой шаг вперед».

ТВЗ выиграл оба конкурса оператора проекта — АО «Центральная ППК» — на поставку подвижного состава. Для первых двух маршрутов МЦД будут построены и поставлены 39 составов: 24 6-вагонные и 15 7-вагонных «птичек» полетят из разных концов Московской области через столицу.

-3

Тактовое движение

Как утверждает официальная пропаганда, Московские центральные диаметры станут, по сути, новым наземным метро, но на самом деле это не совсем так. Создатель сайта urbanrail.net и автор нескольких книг о метрополитене Роберт Швандль предлагает следующие определяющие признаки метрополитена:

- используется в урбанизированной местности (в городах и городских агломерациях);

- работает на электротяге;

- полностью отделена от любого другого движения;

- работает часто (с рабочим интервалом в дневное время не более 30 минут).

Это определение обладает некоторой условностью. Под него не подпадает, например, Чикагский метрополитен, который имеет несколько одноуровневых пересечений с дорогами. Ряд метрополитенов в прошлом работали на иных видах тяги (паровая, канатная), а в некоторых метрополитенах имеются отдельные участки с низкой интенсивностью работы. В частности, Швандль рассматривает Вуппертальскую подвесную дорогу как полноценную систему метрополитена, что может быть недопустимо с точки зрения других определений, накладывающих разные по строгости ограничения на техническую реализацию метрополитена.

Согласно данной терминологии, МЦД скорее попадают под определение «городская электричка» по аналогии с такой же транспортной системой в крупных городах ФРГ.

-4

Возвращаясь к «Иволгам», станции МЦД, как и метро, будут открываться в 05:30 утра и закрываться в 01:00 ночи. В часы пик «Иволги» будут ходить в тактовом режиме каждые 5-6 минут, а оплачивать проезд можно будет картой «Тройка». Ожидается, что реализация проекта МЦД разгрузит транспортную инфраструктуру столицы на 10-12 процентов, а современный подвижной состав выведет городские перевозки и мобильность на новый уровень комфорта. Это вдохновит многих москвичей пересесть с автомобиля на транспорт, а значит, разгрузит дороги и уменьшит пробки, уверены эксперты.

-5

Андрей Суриков, эксперт межрегиональной общественной организации «Город и транспорт», объяснил преимущества тактового движения.

«Это значит, что, придя, например, на станцию «Новодачная» или «Рабочий посёлок», вы уже не будете задумываться о том, что это пригородные платформы, что дневной перерыв между движениями поездов составляет 3 часа, что две электрички идут подряд, а следующие — через 40 минут, и если вы на эти две опоздали, то значит никуда уже не успеваете».

Новое расписание не нужно будет держать в голове, добавляет эксперт: «Городские электропоезда будут ходить по МЦД как метро. Вы поднялись на платформу, вскоре подошла «Иволга», вы в неё сели и куда нужно доехали. Перед вами понятная схема линий, не нужно проверять, до какой она платформы, дальше это или ближе, чем вам надо идти».

-6

Специально для города

До сих пор все электрички, в том числе созданные на платформах зарубежных аналогов, у нас были ориентированы на дальний пригород — они создавались в первую очередь для межобластного сообщения. «А когда техническое задание при строительстве электропоезда ставилось такое, что вы должны на нём с комфортом доехать до Твери или Рязани, то никто не задумывался о том, что вы можете зайти и выйти буквально через одну остановку, — замечает Андрей Суриков. — Отсюда и особенности конструкции таких электропоездов: тамбуры, небольшое внутреннее пространство, неширокие проходы между сиденьями».

А вот для того, чтобы комфортно проехать одну остановку, нужны более удобные и широкие двери, больше пространства внутри самого вагона — всё это предусмотрено в «Иволгах», которые как раз и рассчитаны на пассажирские перевозки внутри городской агломерации.

Кроме того, «Иволга» — это первый в новейшей истории нашей страны электропоезд, созданный специально для внутригородских перевозок и с учётом российских условий эксплуатации. До этого, в 1964-1976 годах, выпускалась трёхтамбурная электричка ЭР22 для городских и пригородных перевозок, однако она не пошла в широкий тираж. Хотя москвичи её еще помнят — до середины 1990-х она работала на Курском направлении.

-7

В любом случае, транспортные эксперты сходятся во мнении, что в ближайшем будущем Московскую агломерацию — в тренде транспортных стратегий крупнейших городов мира — ждёт дальнейшее активное развитие железнодорожных маршрутов, а это значит, что городу нужен современный подвижной состав.

Источник: МОСЛЕНТА

Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!