Найти тему
Правнук Циолковского — о прадеде, Гагарине, Королёве и Артемьеве Отрывки из интервью Сергея Самбурова по случаю дня космонавтики Этот человек всю жизнь мечтал стать космонавтом, однако осуществить задуманное смог лишь в 71 год, причём самым необычным образом. Сергей Николаевич Самбуров родился спустя 16 лет после смерти своего знаменитого прадеда — Константина Эдуардовича Циолковского, однако волею судьбы он смог повстречаться со многими известными личностями — от Юрия Гагарина и Германа Титова до современных покорителей космического пространства. Самбуров 46 лет проработал в РКК «Энергия» и подготовил более 250 космонавтов и астронавтов. Он является автором около 200 научных статей. Накануне Дня космонавтики он дал интервью одному крупному изданию, в котором поделился своими воспоминаниями и размышлениями. Прадед Самбурова — Циолковский — человек, без которого российская наука могла и вовсе не мечтать о покорении звёзд. Он столько отдал науке. Но каков он был в быту? Его раньше представляли как безумного учёного, который отрёкся от семьи и детей, но это не так. Это был хороший дед. Мама рассказывала, что он любил внуков, показывал им физические опыты. Крутил динамо-машину, подключённую к медной чашке, в неё клал монетку и просил внуков достать. Девочку ударило током. Он обнял её и сказал: «Ну что ты, Мусенька!». На велосипеде поехал в бор, нарвал цветов и сказал ей: «Ты отличница учёбы, я получил орден Трудового Красного Знамени. Мы с тобой орденоносцы, не плачь!», — вспоминает Сергей Николаевич. Сам Сабмуров родился чуть ли не в кабинете своего прадеда. Точнее, во втором доме Циолковского в Калуге, который был передан во владение семье учёного советской властью на 75-летие Константина Эдуардовича. Сейчас все ценные вещи оттуда вывезены, в том числе серебряные ложки и фисгармония, однако на своём месте осталась дверь с латунной ручкой, оставшаяся с тех времён. Согласно легенде, если космонавт подержится за эту ручку и загадает желание, оно обязательно сбудется. О Гагарине Самбуров говорит, что тот заложил традицию. Когда он первый раз приехал к ним через два месяца после своего полёта, передал открытку бабушке и уехал. А через два года вернулся с книгой, которую сам написал. Много разговаривал со всеми. «Я был тогда маленьким. Он подошёл ко мне, потрепал по голове и сказал: «Давай к нам, в космонавты». После него к нам приезжали все первые космонавты после своих полётов: Титов, Попович, Николаев, Рукавишников… Герман Степанович произвёл самое большое впечатление. Когда он первыйраз у нас был, то подошёл к пианино, на котором я учился играть, и стал исполнять мелодии. Потом бывал у нас неоднократно», — делится воспоминанием правнук Циолковского. На вопрос, видел ли он Королёва, Сергей Самбуров вспоминает, как однажды к ним в дом пришли люди в костюмах, среди которых был сам Сергей Павлович, но Самбуров его тогда не запомнил. Королёв поделился с их семьёй тайной — через две недели будет запущен первый искусственный спутник Земли. С детства Сергей Николаевич пытался претворить в жизнь наставление Гагарина: хорошо учился, с детства начал заниматься классической борьбой и самбо, плаванием и гимнастикой. Тогда в космос было два пути: либо стать военным лётчиком, либо пилотом гражданской авиации. Самбуров выбрал второе, поскольку на медкомиссии ему сказали о некоторых недочётах, а пока он их исправлял, его призвали в армию «двухгодичником». Работая в РКК «Энергия», Самбуров познакомился почти со всеми современными космонавтами. В прошлом году Олег Артемьев взял с собой на орбиту три фотографии с ним. «Сегодня день рождения у моего друга, который всегда мечтал стать космонавтом. И я исполняю его мечту», — сказал Артемьев при выходе в открытый космос, держа в руках фотографию с собой и с правнуком Циолковского. «Это был лучший подарок, который можно представить», — подытожил Самбуров. 
1 год назад
День Космонавтики И другие новости столицы 🚀Прежде всего, хочу поздравить всех нас с Днём отечественной космонавтики! Именно в этот день в 1961 году человек впервые вышел на околоземную орбиту и совершил виток вокруг Земли. 108 минут полёта Юрия Гагарина определили будущее не только отечественной космонавтики, но и науки в целом. И вдвойне важно, что первым человеком в космосе стал наш соотечественник. С праздником, товарищи! Подробный материал, посвящённый Дню космонавтики, выйдет позднее. А теперь непосредственно к новостям города. В Московском зоопарке от зимней спячки проснулись тенреки — редкие Мадагаскарские грызуны, сходные внешне с ежами, но родственниками им не являющиеся. Перед спячкой они ищут место попрохладнее, а когда они уже готовы ко сну, зоологи искусственно понижают температуру в помещении до 16-18 градусов, чтобы тенреки смогли заснуть. Зимой зверьков часто взвешивают, а когда те худеют до необходимой массы, условия в помещении меняются на летние. Водоёмы Москвы полностью прошли процедуру аэрации —  специалисты ГУП «Мосводосток» с декабря 2022 года по март 2023 года ежедневно насыщали воду кислородом. За зимний период сотрудниками предприятия было пробурено более 100 тысяч лунок в ледяном покрове. Теперь коммунальщикам предстоит очистить трёхметровую береговую полосу от бытового и крупногабаритного мусора. В ночь с субботы на воскресенье в Москве пройдут религиозные мероприятия по случаю празднования православной Пасхи. Чтобы верующие смогли спокойно добраться до места проведения богослужения и крестного хода, метро и МЦК будут работать до 2:00, а 160 автобусных, электробусных и трамвайных маршрутов — до 3:30. Также добавят больше 35 бесплатных автобусов от ж/д станций и метро до 16 городских кладбищ. На ближайших улицах ограничат движение с 6:00 до 16:00 на Пасху, Красную Горку и Радоницу. 
1 год назад
Южный участок ЗЛ откроется в конце мая И другие новости столичной подземки Появилась новая информация про многострадальный участок «Автозаводская» — «Орехово» Замоскворецкой линии, закрытый на ремонт 12 ноября прошлого года. Эти станции стали конечными, а между ними вдоль закрытого участка пустили бесплатные автобусы КМ. Движение поездов было остановлено для проведения работ по комплексной реконструкции тоннеля между станциями «Кантемировская» и «Царицыно». Вчера заммэра Москвы Максим Ликсутов заявил, что сроки открытия участка сдвигаются на месяц — с конца апреля они «переехали» на конец мая этого года. Согласно данным чиновника, работы идут по графику. Тоннели на южном участке ЗЛ были проложены в середине 1980-х годов с нарушениями нормативов. Рабочим предстоит полностью заменить 120 метров тоннеля и, по сути, проложить его заново. По словам Ликсутова, в метрополитене подобных участков, требующих столь продолжительного и сложного ремонта, больше нет. В других районах города также кипит строительство трёх электродепо, призванных увеличить количество подвижного состава метрополитена и разгрузить максимально напряжённые участки. Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин в своём ТГ. «Аминьевское» будет располагаться на западе Москвы на участке БКЛ между станциями «Аминьевская» и «Давыдково» на улице генерала Дорохова. Уже возведён метромост, по которому поезда будут попадать из депо на линию. На территории на положатся более 60 объектов, включая ремонтную мастерскую, спортзал и медкабинет. «Южное» возводится на южном участке ЗЛ вблизи депо «Братеево». Активно возводятся ремонтный и административно-бытовой корпуса. С открытием депо начнётся процесс обновления подвижного состава Замоскворецкой линии. Пассажиры, живущие вблизи станций зелёной линии, наконец-то получат возможность совершать поездки на современных поездах. «Столбово» пока отстаёт от двух предшественников — там только завершились подготовительные работы. Оно будет обслуживать Троицкую и юг Сокольнической линии метро. Три других депо — «Бирюлёвское», «Владыкино» и «Выхино» — также готовятся к обновлениям. Мэр подчеркнул, что благодаря новым депо будет модернизирован парк метрополитена, повышено качество обслуживания и комфорт москвичей. А сегодня в СМИ появилось сообщение о том, что властями Москвы компании "Sminex-Интеко" было выдано разрешение на строительство бизнес-центра у метро «Савёловская». Строение получит название Twist и расположится по адресу: улица Бутырская, земельный участок 1. Он будет иметь спиралевидную ступенчатую форму и панорамное остекление. На крыше стилобата и кровле здания появятся зелёные террасы. Здание БЦ будет иметь 9 этажей и три подземных уровня. В конструкции предусмотрен паркинг на 50 машиномест. С минус первого по второй этажи разместятся торговые помещения, с третьего по девятый — офисы. Приступить к строительству центра планируется во втором квартале 2023 года, ввести здание в эксплуатацию - в третьем квартале 2026 года. 
1 год назад
Велосипедистам на заметку В Москве в этом году на 12 улицах появятся постоянные велодорожки Инфраструктура Москвы развивается с каждым годом всё стремительнее. В сфере циклического транспорта также появляются новшества. Так, у столичных властей имеются далеко идущие планы по созданию ещё одного кольца, которое будет предназначено не для автомобилей или поездов, а для велосипедов. «Зелёное кольцо» свяжет большинство московских парков. Уже сейчас имеется трасса протяжённостью в 9 км, охватывающая четыре округа столицы: Северный, Северо-Западный, Западный и Юго-Западный. Одна часть трассы длиной в 9 километров ведёт от платформы МЦД «Щукинская» до станции МЦК «Коптево» через парк «Покровское-Стрешнево» к Тимирязевскому парку; вторая часть в 36 километров стартует от той же самой МЦД «Щукинская» и финиширует у станции метро «Профсоюзная» — этот участок объединяет Плодовый сад, парк Победы, Филёвский парк, парк «Крылатской Холмы», парк Звёзд и Строгинский затон. На 12 улицах в этом году будут организованы постоянные велополосы, расчерченные белым, в отличие от временных оранжевых, которые наносят в период с мая по сентябрь. Бывают случаи, когда временные полосы становятся постоянными — дорожка на Большой Ордынке тому пример. По словам заммэра Максима Ликсутова, также планируется установить информационные указатели в ключевых точках веломаршрута и включить в навигацию станции велопроката. 
1 год назад
Московское метро не собирается останавливаться С приходом на пост мэра Москвы Сергея Собянина темпы строительства столичной подземки набрали какие-то не виданные доселе обороты. Начиная с 2011 года количество станций удвоилось, появились две новые линии, а на старых была успешно проведена масштабная реконструкция; замкнулось Большое Кольцо — самое протяжённое в мире на данный момент, была успешно проведена интеграция метрополитена с линиями городских электропоездов — МЦК и МЦД. В нынешних условиях переход на полностью беспилотные поезда метро является лишь вопросом времени. Сегодня на пресс-конференции заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов заявил, что в течение пяти-десяти лет Московский метрополитен может перейти на беспилотный режим. По его словам, беспилотное управление несёт в себе не только экономический эффект, но и технический прогресс, способный решить вопросы безопасности. "У нас свой диапазон радиочастотный, который позволит нам в будущем использовать диапазон в метро, перейти к технологиям беспилотного управления. Моё мнение, что для этого примерно срок примерно 5-10 лет", - сказал Ликсутов. При этом, заммэра подчеркнул, что задачи полностью избавиться от машинистов в поездах метро на сегодняшний день не стоит. В то же время мэр Москвы Сергей Собянин объявил о запуске дополнительных 32 поездов серии «Москва 2020» на БКЛ (Большой Кольцевой линии). Они будут поставлены в электродепо «Аминьевское», которое откроется уже в этом году и станет третьим для БКЛ. На данный момент Большое Кольцо обслуживают два депо: «Замоскворецкое», расположенное вблизи станции «Варшавская», и ранее обслуживавшее Каховскую и Замоскворецкую линии, и «Нижегородское», расположенное вблизи станции «Нижегородская» в здании бывшего завода по ремонту локомотивов. Также столичный градоначальник отметит качественные различия между нынешними поездами и их предшественниками. Во-первых, уровень шума по сравнению с поездами серии «Москва» 2017 года ниже на 15%. Во-вторых, переходы между вагонами и сами вагоны стали значительно шире. В-третьих, увеличилось количество USB-разъёмов для подзарядки мобильных устройств. Всего, по словам Собянина, в этом году ожидается поставка порядка 300 новых вагонов. Перед выходом на линию каждый поезд проходит тщательную проверку: производитель испытывает все системы по более чем 100 параметрам, после которых каждый вагон пройдёт дополнительное тестирование в депо. Контрольная обкатка состава без пассажиров по дороге протяжённостью в 300 километров является последним испытанием, после которого принимается решение о допуске данного состава на линию для обслуживания пассажиров. Интересный факт: во всех поездах серии «Москва» и «Москва-2020» внутренне освещение меняется в зависимости от времени суток. Это автоматическая функция, которой оборудованы все составы: утром в вагонах включается холодный свет, вечером — тёплый. С момента открытия БКЛ пассажиры проехали уже более 26 миллионов километров, из них 10% — это новые пассажиры, пересевшие с личного или наземного транспорта на метро. Пересадки на БКЛ позволили снизить нагрузку на МЦК на 17%, а на Кольцевую линию — на четверть (25%). Также разгрузились юг ЛДЛ (салатовая линия) и юго-восток ТКЛ (фиолетовая линия). 
1 год назад
От Бирюлёво до Острова Мечты за 20 минут — какой будет станция Бирюлёвской линии метро На юге Москвы вскоре появится новая линия метро — Бирюлёвская. Она соединит жилые районы с кластером ЗИЛ и парком «Остров Мечты». В районе последнего появится одноимённая станция, которая будет иметь пересадку на «Технопарк» Замоскворецкой линии. В Сети появились изображения станционного зала и вестибюля будущей станции. Несколько лет назад открылся крытый парк развлечений «Остров Мечты», который сразу стал местом притяжения для любителей аттракционов и персонажей поп-культуры. Сегодня доехать до него своим ходом можно как на автобусе, так и на метро до станции «Технопарк». А вскоре он станет ещё доступнее благодаря новой линии, которую уже много лет ждут без малого 700 тысяч жителей города, которые получат высокоскоростной транспорт в шаговой доступности. Станция «Остров Мечты» поможет улучшить транспортное сообщение в Нагатинской пойме, сообщили в Институте Генплана Москвы, где уже вовсю идёт проектирование Бирюлёвской линии. Предполагается соединить южный вестибюль станции «Технопарк» с выходом со станции «Остров Мечты». Также авторы проекта обещают, что после окончания строительства будут благоустроены прилегающие территории, будет организована пешеходная зона, проведена реконструкция улично-дорожной сети. Отдельно стоит упомянуть про подземный пешеходный переход, который свяжет новую станцию метро с проспектом Лихачёва. Вдоль проезжей части бокового проезда проспекта Андропова и съезди на проектируемый проезд №4062 будут организованы новые парковочные места. В Институте Генплана уточнили, что на боковом проезде проспекта Андропова появятся стоянки такси. При отделке станции «Остров Мечты» будут использованы металлические кассеты, алюминиевые композитные панели и полированный гранит Санарский и Цветок Урала. Чёрно-белые узоры, которые украсят стены и потолок  платформенного зала, будут символизировать связь земного и подземного миров — это будет отсылка к образам и мифам древнего мира. Сама станция будет мелкого заложения, добавили в Стройкомплексе Москвы. Станция будет островного типа (с путями по бокам от платформы), что типично для столичной подземки. Бирюлёвская линия позволит «свободно вздохнуть» южным участкам Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской линий, которыми пользуются сотни тысяч жителей ЮАО. Также на четырёх станциях новой линии будут организованы транспортно-пересадочные узлы, которые объединят метро, МЦК и МЦД. 
1 год назад
Москва музейная: что нового нам готовят 🏛 Дом-музей Чехова открылся после реставрации Работы велись пять лет, с 2018 года. Теперь москвичам и гостям столицы снова стали доступны экспонаты, число которых за время реставрации удвоилось: щегольские галстуки, медицинские принадлежности и даже рыболовные снасти — эти и другие предметы можно увидеть в музее. В флигеле дома на Садово-Кудринской писатель жил до отъезда на Сахалин. Именно здесь были написаны многие пьесы, и здесь же Чехов принимал больных. Большинству известно другое место, напрямую связанное с Антоном Павловичем. В 80 км от Москвы находится усадьба Мелихово, которую писатель приобрёл в 1892 году, и в которой прожил семь лет. За это время здесь было построено три образовательные школы, сам Чехов проводил бесплатные приёмы пациентов, помогал земским учителям, собирал средства для погорельцев и голодающих, помогал строить дороги и почту. Во флигеле этого дома была написана "Чайка". Ежегодно,в конце мая в усадьбе проходит театральный фестиваль "Мелиховская весна". А ещё здесь бронзовый памятник двум чеховским таксам,у них все носы натёрты до блеска. Весной на территории большая аллея сирени. На другом конце города, на территории, где когда-то функционировал автомобильный завод имени Лихачёва, почти наполовину закончено строительство музея искусств. Общая площадь здания составит 12,1 тыс. м2. Музей расположится на пересечении бульвара Братьев Весниных и улицы Родченко на ул. Автозаводской, вл. 23/4. Помимо постоянной экспозиции, здесь будут проходить временные выставки, творческие мероприятия, заработает лекторий. 
1 год назад
«Москвичей» станет больше Вчера в стенах Московского автомобильного завода «Москвич» столичному градоначальнику представили новинку отечественного автопрома — «Москвич-6». Автомобиль представляет собой седан С-класса с продуманной эргономикой и высоким уровнем комфорта. По сути, новый автомобиль — копия китайского пятидверного седана JAC. Серийное производство будет запущено уже во второй половине этого года. А тем временем городские кроссоверы «Москвич-3» в количестве 50 штук уже приняты на работу в службу столичного агрегатора перевозок «Яндекс.Такси». Всего сервису по контракту планируется поставить около 5 тысяч автомашин марки «Москвич», в том числе — 2 тысячи электромобилей «Москвич-3е». План возрождения автомобильного завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК) разработан совместно с ПАО «КамАЗ» и рассчитан на 6 лет. Сейчас вовсю идёт разработка универсальной платформы для российского автомобиля. На сегодняшний день на заводе собрано 7 тысяч автомобилей, а до конца 2023 года в планах выпустить ещё 60 тысяч, из которых 10 тысяч — электромобили. 
1 год назад
Шесть станций метро построят в Москве до конца года ​Строительство шести станций на разных радиальных линиях метро планируется завершить в столице до конца этого года, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. «Сейчас на трех новых станциях салатовой линии ведется архитектурная отделка и монтируются инженерные системы. Все строительные работы на этом участке мы планируем завершить до конца года», – рассказал Андрей Бочкарёв в интервью «Интерфаксу». Заммэра отметил, что отрезок желтой линии со станциями «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково» также должен быть достроен в этом году. «Общую готовность участка Солнцевской линии от «Рассказовки» до «Аэропорта Внуково» можно оценить более чем в 70%, здесь продолжаются работы по сооружению станций и их архитектурной отделке», – уточнил Бочкарёв. По словам главы Стройкомплекса, другим объектом, строительство которого намечено закончить в этом году, станет станция «Потапово» Сокольнической линии.
1 год назад
Москва обновляется и готовится к лету На этой неделе начались работы по по обновлению Крансопресненской набережной: монтаж облицовки, замена элементов ограждения и прочее. В планах — расшивка швов, восстановление бетона в зоне водовыпусков, покраска 1200 погонных метров ограждения. Будут отремонтированы 537 квадратных метров гранита, а 172 квадратных метра будут заменены. Также готовятся к вводу в эксплуатацию новые приходы с линий метрополитена и МЦК на новые диаметры МЦД: как только к концу этого года D3 и D4 будут запущены, появятся 9 новых станционных переходов. Так, пассажиры D3 будет иметь возможность пересесть с городской электрички на станции «Андроновка» и «Лихоборы», а пассажиры D4 — на станции «Кутузовская», «Тестовская» и «Нижегородская». Но главной новостью дня можно назвать неофициальный старт шашлычного сезона. Через два месяца наступят летние каникулы: тысячи школьников и студентов отправятся отдыхать и набираться сил перед новым учебным годом. К сожалению, именно неосторожное обращение с огнём чаще всего становится причиной пожара. По словам начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по Москве Александра Боброва, в возгораниях, вызванных детьми, виноваты родители. Следует регулярно напоминать, что спички, зажигалки, бытовые приборы и открытые источники огня — не игрушки. Кроме регулярных бесед с несовершеннолетними, Бобров рекомендовал изучить с ребёнком номера вызова экстренных служб. Вот как следует подготовиться к приготовлению пищи на природе. В первую очередь, следует убрать весь мусор: на дачном участке трава и листья сухие, их, как правило, сжигают на том же участке. Ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра источник огня. А в городе уборка мусора за собой обязательна. Зачастую в нём бывают осколки от бутылок, которые могут стать призмой для солнечных лучей, которыми и будет вызван пожар. Готовить пищу на огне впритык к дому нельзя — мангал следует отодвинуть от стен дома минимум на 5 метров. Сжигать мусор в бочке можно на расстоянии не менее 7 метров от дома. Ежели возникла нужда сжечь сухие листья на земле, кострище должно быть в 15 метрах от построек. 
1 год назад
Московское метро в кино. Часть 2.
Станции метро и псевдо-станции псевдо-метро в современном отечественном кино Это продолжение лекции, прочитанной мной 29 апреля в рамках лектория "Москва в главной роли". В этой части я расскажу как про настоящие станции метро, попавшие в кадр современных отечественных фильмов, так и про псевдо-станции псевдо-метро. Для начала -- про настоящие станции настоящего метро. В 2004 году на экраны вышел фильм Тимура Бекмамбетова "Ночной Дозор" по одноимённому роману Сергея Лукьяненко. В начале фильма...
3 года назад
«Московское метро в кино». Лекция. Часть 1.
Станции 1960-х – 1970-х годов постройки, использовавшиеся в качестве съёмочной площадки Московский метрополитен – это не только самый удобный вид внеуличного транспорта, но и объект культурного наследия. Причём речь касается не только станций, построенных в 1930-е – 1950-е годы, но и возведённых в более поздние времена: что брежневский минимализм, что горбачёвский неоклассицизм, что лужковский примитивизм, что собянинский футуризм. О станциях «классического периода» сказано даже более, чем стоило бы, в то время как более поздний период как будто не замечают...
3 года назад