Найти тему
Небесные истории

9/11. Или что делает профессию пилота нескучной. Окончание истории.

Оглавление

Ну что за день такой? Все не слава Богу и наперекосяк - сначала мне поменяли рейс и вместо Еревана отправили в Кишинев. Самолет, на котором мы собирались вылетать, пришлось заменить, из-за этого мы улетели на два часа позже. Погода в Кишиневе оказалась отвратительной, пришлось несолоно хлебавши топать на запасной в Варну, а Болгария не с первого раза согласилась нас принять... Да и согласившись, устроила нам весьма неприветливую встречу - сильным порывистым ветром и жесткой болтанкой на посадке.

Внимание! Это окончание истории, случившейся 9 ноября 2016 года.
Первая часть. Вторая часть.

И все же нормальным парням и девчатам должно было повезти сегодня! Не успели мы сесть в прибывший за экипажем автобус, как Петар, наш болгарский представитель, передал мне телефонную трубку. Звонил Юрий, его кишиневский коллега:

- Денис, аэропорт убирает технику с полосы и собирается на сутки включить систему ИЛС. В течение часа должны соответствующий НОТАМ выпустить.

Здорово! Именно точной системы захода на посадку нам сегодня и не хватило для того, чтобы приземлиться в Кишиневе в условиях низкой облачности.

- Это самая лучшая новость на сегодня! А по какой категории они собираются его включить? Если по первой, то нам это особо не поможет, облачность 100 футов прогнозируется. Надо по второй!

Высота принятия решения (ВПР) по ИЛС первой категории - 200 футов. Маловероятно, что при нижнем крае облаков в сотню футов мы сумеем увидеть ориентиры, необходимые для того, чтобы иметь основание продолжить заход на посадку. А ВПР по второй категории - как раз те самые 100 футов!

- Вроде как по второй, я скоро все выясню и сообщу.

- Спасибо, будем ждать!

Вот это уже позитивное развитие сюжета! Есть шанс улететь сегодня и даже долететь до Москвы - если в Кишиневе включат CAT II, то туман должен быть исключительно густым, чтобы ночью не разглядеть огни высокой интенсивности с ВПР!

Можно и не ехать никуда, раз такое дело, остаться на самолете. Но все же мы принимаем решение двигаться в гостиницу, так как формально мы должны там разместиться и отдыхать, чтобы по бумагам минимизировать потери в рабочем времени, которое и так уже трещит по швам. Это целая бюрократическая наука, поэтому мы сгребаемся и едем в аэровокзал.

Прошли границу, оказались на улице. Ждем автобус, чтобы ехать в отель Одессос.

-2

Снова звонит Юрий, сообщает отличную новость - аэропорт издал НОТАМ о работе ИЛС по второй категории на полосе 08, вылет нам назначен на 18 часов всемирного времени! Здорово! Значит, в Кишинев мы сегодня точно улетим, а там, как говорится, "будем посмотреть" - будем оценивать возможность вылета в Москву, исходя из оставшегося рабочего времени экипажа.

Звоню в планирование, озадачиваю сменного начальника, чтобы тот скрупулезно посчитал наши часы и минуты и постарался учесть все лайфхаки, что позволяет учесть закон.

А сами едем в Одессос.

* * *

Ни разу я не был в Болгарии, если не считать свои полеты из Москвы в Бургас и Варну. Из аэропорта я не выходил - это короткие рейсы, разворотные. Да я даже в аэровокзал-то не заходил! Поэтому я с интересом глазею по сторонам, пока водитель везет нас по ночному городу. В темноте много не разглядишь, но Варна показалась мне уютным, но очень тесным городком. Как наш водитель на длинном микроавтобусе умудрился ни разу никого не зацепить, заворачивая в узкие улочки, заставленные припаркованными автомобилями - загадка!

Тем не менее, мы без приключений добрались до отеля.

* * *

Поужинать, правда, удалось не всем. Ресторан в отеле - это не МакДоналдс, и, хоть нам и пообещали готовность блюд через тридцать минут, по факту за это время принесли только салаты.

И принесли лишь тем, кто их заказывал, и конечно же, это были не мы со вторым пилотом. Мы по-мужски заказали мясо.

Время поджимает. Я объяснил официанту ситуацию, попросил принести горячее в боксах. Принял командирское решение - сам иду на рецепцию, организовывать доставку в аэропорт, а экипаж подождет пять минут и, если за это время горячее не принесут, то сгребается и присоединяется ко мне.

Вышел из ресторана... и попал под ливень! Хороший ливень, с шумом и пузырями в лужах! Ну точно все тридцать три удовольствия в один день!

Созвонился с представителем, Петар сказал, что "через пьять минут автобус приедет!" Оцениваю... Ну, нормально. Вернулся обратно, поторопил коллег собираться, благо, что пакеты с упакованной в них горячей едой как раз принесли. Это хорошо, в Кишиневе поужинаем!

* * *

Пять минут превратились в десять, затем в пятнадцать... двадцать... тридцать... Стоим перед отелем, под его крышей, дышим свежим черноморским воздухом, насыщенным влагой отшумевшего ливня.

Хмыкаю:

- Можно было и поужинать, не торопясь!

А настроение у экипажа на удивление бодрое. Перспектива улететь сегодня, не мучая чрезмерно наших пассажиров и себя, мотивирует и заставляет организм находить дополнительные ресурсы. Я не чувствую усталости и не испытываю ни малейшего желания думать об опаздывающем транспорте, о предстоящем полете, взвинчивать себя, накручивать экипаж.

- Вот за это мы ведь и любим нашу летную работу, не правда ли, девушки? Не работа, просто сказка какая-то! Не соскучишься!

У меня как будто медовый месяц наступил, я влюблен в свою работу, как никогда раньше! Да... Для этого стоило семь лет проработать на офисных должностях в клетке с динозаврами... А затем резко оборвать все и уйти в рядовые командиры.

Летая простым капитаном, я снова получаю радость от каждого аспекта любимой профессии, даже в таких непростых полетах, как сегодня.

* * *

Наконец-таки, мы добираемся до аэропорта и затем до самолета. На перроне очень мокро, дождь все еще моросит, но это ничто по сравнению с той прекрасной новостью, что мы вот-вот стартуем в Кишинев и довезем туда наших пассажиров!

А пока мой второй пилот раскочегаривает лайнер, пойду-ка я погуляю...

-3

Раньше я никогда в Варне столько лайнеров сразу не видел.

-4

Наш краше всех, конечно же.

-5

Привезли пассажиров.

Какие же они молодцы - заходили уставшие, но довольные, ни одного плохого слова мы от них не услышали! Ни одного!

Обычно все происходит не так, чаще всего нам приходится выслушивать обвинения во всех смертных грехах, что крайне неприятно и обидно - ведь в подобных ситуациях мы в одной лодке, мы всегда делаем максимум возможного для того, чтобы решить проблемы и доставить пассажиров в целости, сохранности, и как можно быстрее. Мы точно так же устаем от задержек и тягомотины. Мы не получаем никакого удовольствия от сбойных ситуаций!
Задумайтесь - вот этих пассажиров мы доставим в Кишинев, они пойдут отдыхать... А пассажирам, собирающимся лететь из Кишинева в Москву, и неведомо то, какой ценой нам это досталось! Насколько довольными они зайдут в наш самолет? А нам еще работать, обеспечивать безопасность полета. Пожалуйста, подумайте в следующий раз, прежде чем бросаться обидными словами в бортпроводников и пилотов!


Когда пассажиры уселись по местам, я поприветствовал всех по громкой связи, поблагодарил за терпение, рассказал, что погода в Кишиневе лучше не стала, но аэропорт включил посадочную систему, которая позволяет нам выполнить безопасную посадку даже в худших, чем планируется, условиях. Так что, пожалуйста, рассаживайтесь поудобнее, пристегните ремни, мы летим в Кишинев!

Небольшая заминка вышла с оформлением сводно-загрузочной ведомости. Но вскоре и эту формальность решили, мы закрыли двери и отправились в путь, штурмовать небо Молдавии.

* * *

И снова в наборе высоты мы попадаем в болтанку - сегодня это визитная карточка наших приключений. Правда, Стихия тоже не семижильная - ее силы подходят к концу и трясет уже не так зверски, как было днем. Но все равно неприятно.

Входим в зону Кишинева, приступаем к снижению. Похоже, что в небе мы сейчас одни, ничто не предвещает задержку с прибытием. И это хорошо, ведь нам важна каждая минута - рабочее время экипажа, конечно же, резиновое, но всему есть пределы, за которые отвечать мне, как командиру.

Нас переводят на Подход. Диспетчер здоровается, но предупреждает: "Для информации - длина полосы 2300 метров".

Как будто мы не знали! Да и в АТИС* электронный дядька проникновенным голосом эту информацию уже по третьему кругу сообщает.

*АТИС - автоматизированная передача информации о погоде и текущих особенностях аэропорта.


Мы как раз приняли сводку свежей погоду. Не могу не посмеяться - опять у молдаван прогноз не оправдался - погода явно идет на улучшение! Уже 300 футов нижний край облачности, и видимость вполне приличная.

Что ж они постоянно лепят в прогнозах-то? То чересчур оптимистично, то, наоборот, грустно. Факт - сегодня все их прогнозы не оправдываются!

Подходим к предпосадочной прямой с юга, в разрывах облаков просматриваются огни населенных пунктов, погода улучшается прямо на глазах! Тем не менее, я оставляю в силе принятое ранее решение - выполнять посадку будет автопилот, а мы разгрузим свое внимание для обеспечения контроля. Да и если вдруг придется уходить на второй круг, в таком режиме захода по ИЛС его можно выполнить автоматически - нажми кнопку TOGA, да успевай закрылки и шасси убирать, автоматика сделает все остальное.

- Интересно, какая религия им мешала днем убрать всю технику и включить систему ИЛС, раз такая погода здесь установилась? - ни к кому не обращаясь, выражаю свои мысли вслух. Иван пожимает плечами.

Летим в правом крене, разворачиваясь на посадочный курс. Нас переводят на диспетчера Вышки. Здороваемся. Девичий голос заботливо предупреждает: "Глобус 157, для информации - длина полосы 2300 метров!"

Ваня отвечает: "Понял", а я не удерживаюсь, и добавляю в эфир: "Что ж вы нас все время запугиваете?"

Смайлик тут должен быть, конечно же.

* * *

Снижаемся по глиссаде. Впереди висит дымка, закрывая аэродром, поэтому я не тороплюсь обольститься тем, что под нами и по сторонам уже давно видны огоньки жилых массивов и дорог. Мало ли, вдруг это второй Алыкель (аэропорт Норильска) - вокруг "млн на млн", а в аэропорту туман, пятьсот?

Но нет, мы выныриваем из облачности еще до того, как электронный голос доложил нам о пролете высоты 500 футов. Полоса лежит как на ладони - хех, с такой погодой можно было и по VOR/DME смело заходить! Такую бы днем!

Из всех нюансов остается лишь ветер, который задувает нам в спину, увеличивая поступательную скорость относительно земли и, конечно же, увеличивая посадочную дистанцию. Но мы садимся с закрылками 40, а задатчик автоматического торможения, не мудрствуя лукаво, установили (чтобы уж совсем наверняка) в максимальное положение. Все же, девушка смогла нас "напугать".

И этот высокий уровень торможения в свою очередь тоже кроет нюанс, который ждет нас после приземления - как только тормоза "сцепятся" с бетоном, нос самолета резко опустится и этот момент надо успеть поймать!..

...успел, но не идеально. Автопилот чересчур мягко коснулся бетона полосы основными колесами, автобрейк, видя такое дело, не сразу включился в работу на полную, а я, как положено после касания, отключил автопилот. Так как стабилизатор при автоматических посадках откручивается на кабрирование, то после отключения автопилота я ожидаемо почувствовал желание самолета задрать нос - автобрейк-то еще не подключился!

Пишу долго, а происходило все очень быстро.

Пришлось предупредить это желание - увеличение тангажа сразу после касания может привести к неприятностям, поэтому чуть отдал штурвал вперед... И тут, конечно же, самолет очухался, на верхней поверхности крыльев выши спойлеры, самолет придавил колеса и они тут вгрызлись в бетон с максимальным торможением. Я лишь млякнуть успел и дернуть штурвал на себя, но стойка все равно ощутимо приложилась о планету.

Не самое мягкое опускание передней ноги в моей жизни. Сегодня это прям-таки тенденция - в Варне тоже не успел подхватить так, как хотелось бы!

Ну и да Бог с ним! Летчик жив - полет удался!

Мы в Кишиневе, и это главное.

* * *

По громкой связи прощаюсь с нашими пассажирами, благодарю их за терпение. Открываю дверь в кабину, провожаю дорогих и уважаемых лично. Как же приятно видеть добрые и открытые лица! Мне в голову приходит мысль, что это, возможно, самые лучшие пассажиры, которых я когда-либо встречал в своих полетах!

Может, именно за это "сибиряки" так любили летать в Кишинев? Не из-за дьюти фри, а из-за особенных пассажиров?

Спрашиваю пришедшего на борт представителя - что ж днем-то не включили ИЛС? Тот отвечает, что ремонт-то по сути уже закончен, собирались чуть ли не на следующий день все "вернуть, как было". А тут туман! По-стахановски извернулись, быстрым темпом все организовали, согласовали, и смогли-таки включить ИЛС на сутки раньше!

Ну что ж, молодцы!

Погода стремительно улучшается, уже отлично видно во все стороны и даже звезды просматриваются. Хех! По такой можно не то, что по VOR/DME зайти, тут и визуально можно!

Да уж-ж! Когда нормальные парни и девчата так нацелены на то, чтобы выполнить свою работу, Стихия вынуждена отступить. Ей просто некуда деваться!

* * *

Самую главную задачу мы выполнили, теперь осталось решить одно маленькое дельце - определиться, есть ли у нас шанс долететь до Москвы.

Еще в Варне, созвонившись с планированием, мы определили, что шанс должен быть. И вот сейчас у нас остается неразыгранной "обеденная карта", которая позволяет часть времени не считать рабочим. Но, как это ни странно звучит, для этого мы должны начать движение не раньше, чем через час после его, "обеда", окончания. Удивительное рядом! :)))

Более того, по мнению специалистов планирования, разыграв эту карту, у нас даже останется десять минут (!) маржи, если исходить из расчетного времени прибытия в Домодедово. Мне надо иметь законные основания для принятия решения на начало полета - рабочее время должно уложиться в нормы на этапе планирования вылета, а уж если в воздухе выяснится, что время полета по какой-то причине увеличилось - что ж, это непредвиденные обстоятельства. Мы не можем по окончанию рабочего времени выключить самолет и выйти из кабины на высоте одиннадцать километров.

В общем, взлетим, а там разберемся! Так любили говорить мои седовласые командиры, когда я, совсем зеленый, делал первые шаги в авиации.

Опрашиваю экипаж - как себя чувствуют, не желают ли помахать самолету ручкой и пойти знакомиться с Кишиневом? В ответ слышу единогласное "не-е-ет!" Все хотят домой и клянутся, что чувствуют себя отлично. Да я и сам давно себя не чувствовал таким бодрым- нет, ну в самом деле, как можно уставать, выполняя любимую работу с таким чудесным экипажем и самыми замечательными пассажирами?

(Надеюсь, в службе планирования меня не читают - а то еще примут к сведению.)

* * *

Где-то там Дональд троллит Хилари, а я обхожу лайнер, довольный, как удав, проглотивший не менее довольного слона.

-7

Да, кстати, о слонах! Надо бы и покушать! Занятый работой, я совсем позабыл о том, что существует чувство голода, хотя еще пару часов назад мой организм нещадно о нем сигналил!

И стоило об этом подумать, как желудок, окрыленный надеждой, довольно заурчал.

Возвращаюсь в кабину, прошу принести мне поднос с тем, что было горячим по выезду из гостиницы Одессос. И, под взгляды любопытных пассажиров, поднимавшихся по переднему трапу, вкушаю блюдо, не торопясь запивая чайком. С той стороны окна, я, пожалуй, смотрелся весьма колоритно.

-8

Посадка окончена, я приветствую пассажиров, извиняюсь за задержку, разъясняю причины и обстоятельства. Благодарю за терпение. Обещаю доставить их до Москвы за два часа сорок пять минут.

...Долетели за два тридцать.

Выжали из лайнера если не максимум, то близкое к этому, да и диспетчеры помогли - над Европой несколько раз спрямили, а их московские коллеги поразили в самое сердце - впервые за последние годы, прибывая с юга, я получил короткую схему - от Климовска на 14-ю полосу, и это позволило выиграть минут пять по сравнению с обычной схемой от Скурыгино через VOR/DME Домодедово. На заходе болтало, но это не шло ни в какое сравнение с тем, что мы сегодня испытали в Варне. Ваня отлично справился.

Родное московское небо нас по-дружески потрепало загривку, говоря: "С возвращением, парни! Молодцы!"

Мы дома.

Мы дома...

Дома!

* * *

Пассажиры вышли, усталый зеленый самолет опустел...

Мы почти готовы уйти вслед за ними, я в заключительный раз обхожу NG, служившего нам сегодня верой и правдой. Обнял поочередно оба двигателя, прижался щекой, поблагодарил:

- Спасибо, Брат! Ты молодец! До встречи!

-9

И в компании с двумя веселыми красавицами-стюардессами, ставшими мне родными за время этого приключения, отправился...

Домой, конечно же. К семье и детям.

Не забыли, надеюсь, за столь долгим повествованием о том, что главной темой этого рассказа было отсутствие у меня автомобиля?

9/11 - день девятое ноября - наконец-то закончился.

Спасибо за внимание!

Летайте безопасно!

-10

Понравился рассказ? Жмите "большой палец вверх", подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выход новой небесной истории!

Эти и другие рассказы о летной работе на канале Небесные истории

Об авторе

Мой инстаграм

Мой канал на Youtube