В преддверии осенне-зимнего сезона автолюбители, как правило, активно занимаются поиском шин. Задача эта в последнее время действительно сложная, но не потому, что выбора нет, - напротив, от переизбытка предложений просто разбегаются глаза. Поэтому, прежде чем остановиться на конкретной модели, автомобилист много спрашивает, читает и сравнивает.
Именно так и поступил наш читатель Сергей. И все же его подготовительные усилия были напрасными: покупка все равно доставила кучу неприятностей:
"Я занимаюсь грузоперевозками на своем фургоне. Заказов последнее время довольно много, шины изнашиваются изрядно, их приходится менять чаще, чем перед новым сезоном. Перепробовал много вариантов, отечественных и импортных, но недавно решил обратить внимание на российского производителя шин "Кама": и отзывы неплохие в интернете, и коллеги по цеху грузоперевозок сказали, что вариант подходящий и недорогой.
В августе 2018 года на рынке "Малиновка" я купил четыре колеса Kama 231 размерности 185/75 R13C. Резина эта выпускается специально для коммерческой легковой техники.
После установки резины на диски автомобиль я эксплуатировал по прямому назначению - для перевозок. После небольшого пробега 50 километров - на протекторе еще оставались ворсинки, - я стал замечать при езде некий дискомфорт, то есть автомобиль ездил не так, как раньше, в управлении стал неустойчивым. В общем, что-то не то, и я направился на шиномонтаж. Когда колеса сняли, мы с мастером сервиса увидели на всех четырех шинах небольшие вздутия, "булки" или "грыжи", как в народе говорят. Они располагались симметрично с обеих сторон каждой покрышки в районе сварного шва шины. При помещении колес на балансировочный станок выяснилось, что присутствует вертикальное биение как раз в тех местах, где были обнаружены вздутия.
Вид сбоку
Так выглядит сама "булка", и это на каждом колесе
Вблизи видны какие-то разводы и нарушение симметричности рисунка
Конечно же, резину я снял, снова поставил "бэушную" (надеялся, что на время) и написал продавцу претензию с просьбой разобраться: или это заводской брак, или условия хранения были нарушены. Человек я не конфликтный, поэтому все сделал тихо и без лишних эмоций. Бракованные, на мой взгляд, колеса передал под расписку продавцу, пусть разбирается с поставщиком. Скажу так: продавец и сам все увидел и лишь покачал головой, согласившись, что основания для претензии есть. Периодически мы созванивались, как я понял - с этим вопросом разбирались и представители поставщика (торгового дома), и представители завода-изготовителя. В один из дней продавец прислал мне такое письмо:
"Производственного дефекта продукция не имеет" - эта фраза ввела меня в ступор. Тогда что же это? Безопасно ли эксплуатировать такую резину и что делать дальше? Точки над "i" расставил следующий документ:
Техническая комиссия в составе пяти человек разбиралась с моей претензией и пришла к выводу, что (дословно позиции 2-5): "Волнистость не квалифицируется как дефект, а квалифицируется как внешне-видовой дефект, не влияющий на эксплуатационные характеристики. "Стяжка" возникает в области стыков слоев каркаса. При накачивании воздуха смежные области поверхности автопокрышки вздуваются больше, чем в месте нахлеста, и образуется чисто визуальная область "Стяжка". При этом прочность каркаса в этом месте больше, чем в других".
Оказывается, выскочившие "булки" - это всего лишь "внешне-видовой дефект", который на скорость езды не влияет, как говорится. Просто когда шину накачиваешь, она в одном месте раздувается больше, чем в другом. Но это не страшно: в месте, где шина раздувается, каркас еще прочнее, чем в остальных местах, как следует из заключения.
Я, конечно, оставлю свои мысли при себе, хотя их много, но в следующий раз остановлю свой выбор на продукции без "внешне-видовых дефектов". При всем моем уважении к производителю шин Kama…"
От редакции ABW.BY
Чтобы отстоять свои права в сложившейся ситуации, Сергею придется обращаться в суд с иском о защите прав потребителя. Поскольку фактически никаких экспертиз проведено не было, в рамках искового требования нужно ходатайствовать перед судом о проведении независимой экспертизы. Если представители торгового дома или представители производителя ответят на иск своими исследованиями либо своей экспертизой, где, по их мнению, никаких нарушений нет, то и в этом случае существуют правовые механизмы, чтобы это оспорить.
В соответствии с п.10 постановления пленума Верховного суда Республики Беларусь №4 от 24.06.2010 "О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей" суд не связан заключением экспертизы, проведенной до предъявления иска, и при рассмотрении дела, признав проведение экспертизы необходимым, назначает экспертизу в порядке, предусмотренном ст.221 и ст.222 ГПК РБ.
В соответствии со ст.241 ГПК РБ суд оценивает доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности для разрешения дела. Ни одно из доказательств не имеет для суда заранее установленной силы.
Что касается покупки таких необычных шин с "внешне-видовым дефектом", то в соответствии со ст.11 Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей" №90-3 от 9 января 2002 г. (далее - Закон) продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий требованиям к его качеству (ст.1 Закона). При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар используется (ст.3 Закона).
Статья 22 Закона
1. Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, ремонтной организацией) безвозмездно и незамедлительно. В случае, если устранить недостатки незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок их устранения не может превышать четырнадцати дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара…
Таким образом, у Сергея есть все возможности потребовать возмещения убытков, которые он понес, причем сверх неустойки (ст.15 Закона).
Евгений ГРАЧЕВ
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber