Найти тему
Судострой

Финские корни российских ледоколов

Оглавление

Немногие знают, что половина действующего атомного ледокольного флота РФ построена за рубежом – в соседней Финляндии. ТГД рассказывает о давних и плодотворных взаимоотношениях Советского Союза, а потом и России со страной Суоми в части судостроения для Арктики.

Атомный ледокол "Вайгач" / Фото: Атомфлот
Атомный ледокол "Вайгач" / Фото: Атомфлот

Тип "Таймыр"

По данным "Атомфлота", отвечающего за эксплуатацию ядерных судов, на данный момент в России имеются четыре действующих атомных ледокола. Два судна типа "Арктика": "Ямал" (построен в 1992 году) и "50 лет Победы"(построен в 2007 году). И два атомных ледокола типа "Таймыр": "Таймыр" (1989 года постройки) и "Вайгач" (сдан в 1990 году).

Проектированием двух судов типа "Таймыр", как и всего советского гражданского атомного флота, занималось ЦКБ "Айсберг". Постройка велась, как указано на сайте бюро, в кооперации с финской фирмой "Вяртсиля Марин" (Wartsila Marine).

Финская верфь отвечала за изготовление корпусов. Ядерная энергетическая установка на основе реактора КЛТ-40М монтировалась на суда на Балтийском заводе в Ленинграде.

Дизель-электрические ледоколы

Схожая схема кооперации была применена и при постройке серии дизель-электрических ледоколов проекта 21900М. "Мурманск", первый серийный ледокол этого проекта, был заложен на финской верфи Arctech Helsinki, контролируемой на тот момент российской Объединённой судостроительной корпорацией (ОСК). Отметим, сейчас ОСК вынуждена снижать долю в финском проекте из-за санкций.

Но больше всего влияние Суоми чувствуется сегодня в проектной части. Разработка финского бюро Aker Arctic Technology легла в основу создания ледокольных судов проекта Aker Arc 130A на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) по заказу "Газпром нефти" для работы в Обской губе.

Ледокольное судно "Александр Санников" / Фото: ТГД
Ледокольное судно "Александр Санников" / Фото: ТГД

Адаптацию под требования российского регистра проводило "Морское инженерное бюро" (после чего проект получил индекс IBSV01), но ключевые технические решения разработаны именно финской стороной. По проекту Arc 130A созданы ледокольные суда "Александр Санников" и "Андрей Вилькицкий".

Будущие проекты

Так или иначе финны участвуют и в строящихся в данное время неатомных российских ледоколах.

Так, по финскому проекту Arc 124 уже упомянутого бюро Aker Arctic на ВСЗ строится портовый ледокол "Обь" для работы в Сабетте на проекте "Ямал СПГ".

Портовый ледокол "Обь" проекта Arc 124 / Фото: ТГД
Портовый ледокол "Обь" проекта Arc 124 / Фото: ТГД

В судно "Обь" финны заложили немало инновационных решений, уже известных за рубежом, но новых для отечественного судостроения. В частности, в части пропульсивного комплекса.

Не обойдётся без Aker Arctic и при постройке ледокола на ультрамодном ныне судовом топливе – сжиженном природном газе (СПГ). Отдавая дань экологии и появившимся большим объёмам СПГ в России, атомщики, отвечающие теперь за Севморпуть, решили строить новые ледоколы с возможностью работы на газе. Разработкой проекта первого отечественного ледокола на СПГ, опять же, занимаются финские специалисты.