Найти тему
Тракторист-Моторист ☑️

Специальный трактор Беларус: соперник "Унимога"

===

В 1990-е годы на Минском тракторном заводе (МТЗ) началась разработка новой универсальной машины на базе универсального сельскохозяйственного трактора Беларус.

Занималось проектированием ОКБ (особое конструкторское бюро) под руководством Главного конструктора Владимира Андреевича Коробкина - лауреата Ленинской премии (которую он получил за разработку гусеничного шасси для зенитно-ракетного комплекса "Тунгуска").

Коробкин В.А.
Коробкин В.А.

***

После распада СССР механо-сборочное производство ОКБ, которое работало на оборонный комплекс страны, осталось без заказов.

Но вместо того, чтобы закрыть производство и уволить работников, как поступали многие предприятия в то время, руководство завода приняло решение разработать на базе тракторных узлов специальную технику.

Схема трактора Ш-406
Схема трактора Ш-406

***

Это было транспортно-тяговое средство, сочетающее в себе свойства трактора и грузового автомобиля с колесной формулой 4х4, предназначенное, в комплексе со специальным оборудованием, для широкого ряда различных работ: в дорожном строительстве, в сельском, лесном и коммунальном хозяйстве.

Первая специальная машина МТЗ получила название "универсальное многофункциональное шасси ШУ-356".

Трактор-грузовик Беларус "ШУ-356"
Трактор-грузовик Беларус "ШУ-356"

***

Многофункциональность этого транспортного средства обеспечивалась наличием передней, задней и боковой навески с гидроприводами, двумя независимыми валами отбора мощности (передним и задним), а также самосвальной грузовой платформой грузоподъемностью две тонны.

Кроме того, была предусмотрена возможность установки специальных мобильных агрегатов вместо грузовой платформы.

Концептуально белорусский трактор-транспортер был похож на знаменитый универсальный тягач-вездеход Unimog немецкой компании Мерседес-Бенц.

Немецкий универсальный трактор "Unimog"
Немецкий универсальный трактор "Unimog"

***

На ШУ-356 устанавливался четырехцилиндровый дизельный двигатель Д-240 водяного охлаждения мощностью 80 лошадиных сил, который агрегатировался с 18-ступенчатой коробкой передач (14 скоростей - вперед и 4 - назад) с редуктором и ходоуменьшителем.

При этом базовые узлы шасси были во многом унифицированы с тракторами МТЗ Беларус.

Двигатель Д-240
Двигатель Д-240

***

В дальнейшем при модернизации было принято решение установить на обе оси машины колеса одинакового размера, в том числе и автомобильного типа . При этом, грузоподъемность машины увеличилась до 3,5 тонн.

Кроме того, на модернизированную машину, получившую индекс Ш-406, установили дизельный двигатель Д-245 мощностью 120 лошадиных сил.

Универсальное шасси Беларус Ш-406
Универсальное шасси Беларус Ш-406

***

Беларус Ш-406 агрегатируется с более чем 50 видами различного оборудования: шнеко-роторным и подметально-уборочным для коммунальных работ, экскаваторным и крановым, буровым и дорожно-строительным.

При этом конструкция машины позволяет использовать импортное навесное рабочее оборудование, в том числе и для машин типа Unimog.

Беларус Ш-406 с навесным оборудованием
Беларус Ш-406 с навесным оборудованием

***

Кроме того, на базе Беларуса Ш-406 был разработан тяговый модуль массой 8,5 тонн, предназначенный для использования в качестве железнодорожного маневрового локомотива с тяговой мощностью до 350 тонн.

Беларус МУ-466 железнодорожный локомотив
Беларус МУ-466 железнодорожный локомотив

***

О производстве тракторов МТЗ Беларус в городе Бобруйск читайте здесь: Бобруйский завод малогабаритных тракторов

===

Спасибо за внимание.

Подписывайтесь на наш канал, если Вам было интересно!