===
В 1990-е годы на Минском тракторном заводе (МТЗ) началась разработка новой универсальной машины на базе универсального сельскохозяйственного трактора Беларус.
Занималось проектированием ОКБ (особое конструкторское бюро) под руководством Главного конструктора Владимира Андреевича Коробкина - лауреата Ленинской премии (которую он получил за разработку гусеничного шасси для зенитно-ракетного комплекса "Тунгуска").
***
После распада СССР механо-сборочное производство ОКБ, которое работало на оборонный комплекс страны, осталось без заказов.
Но вместо того, чтобы закрыть производство и уволить работников, как поступали многие предприятия в то время, руководство завода приняло решение разработать на базе тракторных узлов специальную технику.
***
Это было транспортно-тяговое средство, сочетающее в себе свойства трактора и грузового автомобиля с колесной формулой 4х4, предназначенное, в комплексе со специальным оборудованием, для широкого ряда различных работ: в дорожном строительстве, в сельском, лесном и коммунальном хозяйстве.
Первая специальная машина МТЗ получила название "универсальное многофункциональное шасси ШУ-356".
***
Многофункциональность этого транспортного средства обеспечивалась наличием передней, задней и боковой навески с гидроприводами, двумя независимыми валами отбора мощности (передним и задним), а также самосвальной грузовой платформой грузоподъемностью две тонны.
Кроме того, была предусмотрена возможность установки специальных мобильных агрегатов вместо грузовой платформы.
Концептуально белорусский трактор-транспортер был похож на знаменитый универсальный тягач-вездеход Unimog немецкой компании Мерседес-Бенц.
***
На ШУ-356 устанавливался четырехцилиндровый дизельный двигатель Д-240 водяного охлаждения мощностью 80 лошадиных сил, который агрегатировался с 18-ступенчатой коробкой передач (14 скоростей - вперед и 4 - назад) с редуктором и ходоуменьшителем.
При этом базовые узлы шасси были во многом унифицированы с тракторами МТЗ Беларус.
***
В дальнейшем при модернизации было принято решение установить на обе оси машины колеса одинакового размера, в том числе и автомобильного типа . При этом, грузоподъемность машины увеличилась до 3,5 тонн.
Кроме того, на модернизированную машину, получившую индекс Ш-406, установили дизельный двигатель Д-245 мощностью 120 лошадиных сил.
***
Беларус Ш-406 агрегатируется с более чем 50 видами различного оборудования: шнеко-роторным и подметально-уборочным для коммунальных работ, экскаваторным и крановым, буровым и дорожно-строительным.
При этом конструкция машины позволяет использовать импортное навесное рабочее оборудование, в том числе и для машин типа Unimog.
***
Кроме того, на базе Беларуса Ш-406 был разработан тяговый модуль массой 8,5 тонн, предназначенный для использования в качестве железнодорожного маневрового локомотива с тяговой мощностью до 350 тонн.
***
О производстве тракторов МТЗ Беларус в городе Бобруйск читайте здесь: Бобруйский завод малогабаритных тракторов
===
Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на наш канал, если Вам было интересно!