Найти тему

Зачем обидели пароход ...

Оглавление

К чему привело моё любопытство, и что из этого вышло. БМТР. Проект 1288. Говорят любопытство кошку сгубило, возможно, только не в моём случае. Прочитав в газете, о новостях Камчатского полуострова, наткнулась на знакомое название парохода "Мыс Олюторский", только вот почему-то, он стал БМРТ. Сразу закралась любопытство, почему это так случилось? Зачем поменяли судьбу парохода? Всё время был БАМТ, а тут вдруг БМРТ, с какого перепугу?

Поскольку пароход я этот очень люблю, решила докопаться до сути, предполагая что БАТМ и БМРТ, это два совершенно разных проекта судов. Если включить воображение и попытаться сравнить, перенеся это на наземный транспорт к примеру, то у меня получилось следующее: БМРТ (большой морозильный рефрижераторный траулер)-это самосвал. Большой автономный траулер морозильник - БАМТ- это камаз. Пришлось покопаться в технической документации и поговорить с капитанами, работавшими на таких судах. И вот что из этого вышло:

-2

БАТМ- большой автономный траулер морозильник проект 1288. Только с самого начала это был даже не БАТМ, а БМТР- большой морозильный траулер рыбзавод, согласно заводской спецификации.(Не надо путать с плавбазами). Их строили на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаеве, выпущено их было всего 113 штук. Водоизмещение этих судов 4400 тонн, мощность двигателя 7000 лошадей, вместимость трюмов 1100 тонн. Первые суда этого типа шли на Камчатку. Самым первым пароходом был "Алексей Стаханов" и вышел он, в свой первый промысловый рейс в конце декабря 1978 года.

-3

К слову, все суда тогда шли в БОР( База Океанического Рыболовства). Неизвестно из каких соображений, тогдашний начальник базы Валерий Викторович Топчий перекрестил БМТР в БАТМ, скорее всего, чтобы проще было выговаривать. А может по какой другой причине. Судя по публикациям в интернете, руководству БОРа пришлось доказывать пограничникам, что БМТР и БАТМ, одно и тоже творение рук человеческих.

Так, первоначальная спецификация проекта 1288 с легкой руки Валерия Викторовича претерпела изменение.

Как вообще, тип этих судов попал на Камчатку?

В те далекие, советские времена, Министерство рыбного хозяйства предложило Валерию Викторовичу Топчиму, для пополнения своего рыбодобывающего предприятия, выбрать либо БМТР Черноморского судостроительного завода города Николаева, либо РТМС из города Штральзунд ГДР. Когда об этом узнали на флоте, народ уже было начал алчно потирать руки, так как было такое правило, что РТМС, после определенно отработанного времени, причем каждое судно, должно было идти на гарантийный ремонт в ГДР, который длился от 6 до 12 месяцев.

-4

Из этого следовали неплохие валютные суточные и все вытекающие отсюда блага. Валерий Викторович, плевать хотел на алчные предвкушения флотских и решил по-своему, сказал что будет брать суда проекта 1288 БМТР, так как бухта порта базирования, у нас замерзает,а РТМС имеют бульбу, с которой ходить во льдах не рекомендуется.

-5

И он оказался прав. Так как скрытый потенциал БМТР, который он же окрестил БАТМами, оправдал себя на все 500%.

Данный проект позволил модернизацию БАТМов в настоящее время. Сейчас с внедрением нового оборудования и высоких технологий эти суда могут вылавливать и обрабатывать в 5 раз больше рыбы, чем планировалось изначально. И пример этому, модернизированный БАТМ "Остров Сахалин".

В это же время судостроительный завод "Океан" в городе Николаеве, строил военные корабли и попутно выпускал БАТы, проект 1386 "Горизонт" которые все шли в Мурманск.

БАТ, отличаются от БМТР тем, что вместительность трюмов, у них больше, 2000 тонн, также имелись кабины для лебедчиков, и была бульба( каплевидная форма носовой части форштевня). Имелось три рефтрюма, длина самого судна на 7 метров больше.

Теперь вернемся к нашим баранам. БМРТ- большой морозильный рефрижераторный траулер, проект 394 с модификациями. Ёмкость трюмов 700 тонн, мощность главного двигателя 2000 лошадей, водоизмещение 3170 тонн. Танки перевозить такой пароход точно не может. Так почему же БАТМ называют БМРТ?

-7
-8

А дело здесь в следующем:- нахождение в промысловом районе, на который выделены квоты.

В начале двухтысячных годов, в правила рыболовства были внесены изменения. БАТМ должен был вылавливать не менее 70 тонн минтая в сутки. После этого уходить, невзирая на то, выбрана квота или нет. Исключались судо-сутки на ремонт и штормовые.

К примеру: на квоту в 2000 тонн БАТМ должен был потратить 29 дней, на 30-е сутки покинуть этот район. При таких ограничениях, выпуск 12 процентов икры минтая, был весьма проблематичен. Ни для кого не секрет, что суда, в погоне за икрой, поднимали процентовку искусственно. Икру выбирали, саму рыбу выбрасывали за борт. Следовательно, при занижении производственных мощностей парохода, нахождение в промысловом районе увеличивалось.

Вылов для БМРТ, был не более 40 тонн в сутки, вот поэтому БАТМы и унизили, обозвав их БМРТосами.

Сейчас эти правила отменены, а суда называют по- старому, или просто путают.

Обидно ну...когда такой прекрасный и любимый пароход, просто унижают! Может быть, прежде чем называть "Мыс Олюторский" БМРТ, надо разобраться хотя бы в проектах и типах судов ?

Я не технарь, публикация получилась косноязычной, но защитить своего любимца, я была просто обязана...

_________________________________________________________________________

РЫБАЦКИЕ БУДНИ В РАССКАЗАХ