Найти в Дзене
starcom68

Катастрофа МИГ-31 под Пермью

Ровно 7 лет тому назад под Пермь разбился МИГ-31 с бортовым номером 11 "Михаил Гриб". Погибли опытные летчики подполковник Сергей Столпянский (комэск ?) и майор Андрей Горбачев.

В 06-41 по московскому времени после взлета из Большого Савина машина упала на поле и в лес недалеко от деревни Болгары. Так получилось, что я оказался на месте трагедии спустя 3 часа и сделал несколько фото поисковой операции.

Схема места падения истребителя МИГ-31 (сделана на основе космосъемки Гугл).

Пояснения. Общая длина основного пятна разлета обломков (очень условно показано белым пунктиром) - 480 метров. Стрелкой показано примерное осевое направление движения самолета от точки касания до самого дальнего обломка. Сразу бросается в глаза, что азимут прямолинейного взлета с ВВП Большое Савино 225 градусов, а тут в пределах 250-270 градусов, т .е. самолет шел с доворотом. Белым точками севернее штаба МЧС условно показан дополнительный ареал обломков. Возможно есть где-то еще за пределами обозначенных границ. Черный овал - вырытая траншея в пашне в месте первого касания. Максимальная глубина около метра, потом постепенно сходит на нет. Предположительно траншея оставлена правым крылом самолета. В районе траншеи и далее узкой полосой по траектории полета земля обожжена после пожара. В месте входа самолета в лес характерным значком обозначен парашют. Деревья тут почти целые - стоят сплошной стеной. Это говорит о том что самолет через них "перепрыгнул" вращаясь в вертикальной плоскости после первого удара о землю. Два прямоугольника севернее траектории полета места нахождения останков экипажа. Останки одного из членов экипажа были найдены и в логу на конечной траектории полета, но их точное местоположение мне не известно. Основные обломки самолета лежат в заросшем смешанным лесом логу, образованным безымянным ручьем, правым притоком реки Сарабаихи. Отдельные детали самолета долетели до дачного кооператива в левой части схемы. На излете обломков был легко поврежден сарай и одним небольшим обломком пробито чердачное помещение крайнего домика. Других жертв и разрушений нет. По неподтвержденным данным до огородов долетело и одно из колес. Вообще в полосе первого касания и далее по полю до леса крайне мало крупных обломков. В основном это мелкий рваный алюминий, практически не пострадавший от огня. Вероятно это дало основания слухам о взрыве самолета в воздухе.
Пояснения. Общая длина основного пятна разлета обломков (очень условно показано белым пунктиром) - 480 метров. Стрелкой показано примерное осевое направление движения самолета от точки касания до самого дальнего обломка. Сразу бросается в глаза, что азимут прямолинейного взлета с ВВП Большое Савино 225 градусов, а тут в пределах 250-270 градусов, т .е. самолет шел с доворотом. Белым точками севернее штаба МЧС условно показан дополнительный ареал обломков. Возможно есть где-то еще за пределами обозначенных границ. Черный овал - вырытая траншея в пашне в месте первого касания. Максимальная глубина около метра, потом постепенно сходит на нет. Предположительно траншея оставлена правым крылом самолета. В районе траншеи и далее узкой полосой по траектории полета земля обожжена после пожара. В месте входа самолета в лес характерным значком обозначен парашют. Деревья тут почти целые - стоят сплошной стеной. Это говорит о том что самолет через них "перепрыгнул" вращаясь в вертикальной плоскости после первого удара о землю. Два прямоугольника севернее траектории полета места нахождения останков экипажа. Останки одного из членов экипажа были найдены и в логу на конечной траектории полета, но их точное местоположение мне не известно. Основные обломки самолета лежат в заросшем смешанным лесом логу, образованным безымянным ручьем, правым притоком реки Сарабаихи. Отдельные детали самолета долетели до дачного кооператива в левой части схемы. На излете обломков был легко поврежден сарай и одним небольшим обломком пробито чердачное помещение крайнего домика. Других жертв и разрушений нет. По неподтвержденным данным до огородов долетело и одно из колес. Вообще в полосе первого касания и далее по полю до леса крайне мало крупных обломков. В основном это мелкий рваный алюминий, практически не пострадавший от огня. Вероятно это дало основания слухам о взрыве самолета в воздухе.

Снимать было сложно. Туман с моросью и и старался не нарушать и не вступать в конфликт с людьми, делающими свою тяжелую работу. В основном относились с пониманием. Хотел дождаться начальства, но потом понял, что даже журналистов не пускали за оцепление. Снимал в основном с бугра корчевания. Эти кадры выделяются тем что сняты с высоты. Бугор корчевания хорошо виден на съемке Гугл.

 Точка первого касания, снята с северо-запада с бугра
Точка первого касания, снята с северо-запада с бугра
Точка первого касания снята с севера, тут мне снимать не совсем дали, хотя те кто работал, а не стоял в оцеплении, были не против. В общем, чтобы не потерять все пришлось пожертвовать съемкой вдоль траншеи и крупными планами.
Точка первого касания снята с севера, тут мне снимать не совсем дали, хотя те кто работал, а не стоял в оцеплении, были не против. В общем, чтобы не потерять все пришлось пожертвовать съемкой вдоль траншеи и крупными планами.
Место пересечения траншеи с полевой дорогой. Видно что она проходит не перпендикулярно дороге.
Место пересечения траншеи с полевой дорогой. Видно что она проходит не перпендикулярно дороге.
Западная часть траншеи
Западная часть траншеи
След от сгоревшего керосина уходящий в лес указывает направление движения машины после касания с землей
След от сгоревшего керосина уходящий в лес указывает направление движения машины после касания с землей
Вид с востока, с бугра на штаб МЧС. Трасса самолета слева за кадром. Обнесенные киперной лентой квадраты связаны с останками летчиков. При мне нашли несколько фрагментов самолета у правого обреза кадра. В результате удара они отклонились от основной траектории.
Вид с востока, с бугра на штаб МЧС. Трасса самолета слева за кадром. Обнесенные киперной лентой квадраты связаны с останками летчиков. При мне нашли несколько фрагментов самолета у правого обреза кадра. В результате удара они отклонились от основной траектории.
Фрагменты самолета
Фрагменты самолета
Фото Владислава Аскариди
Фото Владислава Аскариди

С расследованием причин катастрофы и спустя 4 года не все так просто оказалось

Оригинал поста с обсуждением в моем блоге starcom68

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен