Найти в Дзене
OVER 9000

Просто о сложном: зачем нужны амортизаторы

Казалось бы, о чём речь: чтобы машина мягче шла и чётко вваливала в повороты! Так-то оно так. Но это общие слова, за которыми зачастую нет никакого понимания матчасти. А значит, сегодня предлагаю разобрать данный вопрос подробно. И для начала, чуть-чуть теории.

принципиальная схема устройства и работы классического двухтрубного масляного амортизатора (фото: offroadclub.ru)
принципиальная схема устройства и работы классического двухтрубного масляного амортизатора (фото: offroadclub.ru)

Рассмотрим классику жанра: гидравлический двухтрубный амортизатор на картинке выше. По сути он представляет собой конструкцию из полой трубы (резервуар), заваренной наглухо с одной стороны, и вставленного в эту трубу штока с поршнем. Поршень может перемещаться вверх-вниз, а внутри резервуара находится еще одна ёмкость (рабочая полость). Всё это хозяйство заполнено маслом и воздухом. Шток закреплён на кузове, а внешняя "труба" - на подвижной детали подвески. При перемещении подвески вверх-вниз, колебания подвески в точности передаются на нижнюю часть амортизатора. Но взаимному свободному "болтанию" нижней части и штока мешает то самое масло внутри амортизатора, перетекающее из рабочей полости в резервуар и обратно. Почему? Потому что при перемещениях штока внутри амортизатора создаётся сопротивление - в процессе перетекания жидкости через небольшие отверстия поршня и донного клапана. И соответственно, амплитуда перемещений подвески становится меньше и плавнее.

Газовые амортизаторы не имеют внутри рабочей жидкости и характеризуются несколько иным строением, а бывают и газомасляные комбинированные конструкции. Но функцию на машине все эти собратья выполняют абсолютно одинаковую. Но об этом далее.

(фото: club-picanto.ru)
(фото: club-picanto.ru)

Кстати, для наглядного понимания принципа работы, можете провести эксперимент. Возьмите пустой шприц, установите его шток на середине хода. Далее, заткните указательным пальцем отверстие под иголку и поперемещайте шток в обоих направлениях. Воздух, находящейся внутри, будет создавать сопротивление движению на сжатие, а вакуум - движению на растяжение. Вот вам и простейшая модель работы амортизатора (скорее, газового). Конечно, внутри настоящего узла всё сложнее, но главное что нужно понять: амортизатор гасит передающиеся на него колебания за счёт внутреннего сопротивления газа и/или жидкости. А вот зачем всё это нужно, я подробно расскажу ниже. Глобально, можно выделить два основных пункта.

Функция №1: повышение плавности хода.

Как я уже пояснил выше, любой современный амортизатор имеет двустороннее действие. Под массой автомобиля, стоящего на земле, шток всегда частично утоплен в корпус (как в нашем примере со шприцом). Таким образом, при перемещениях подвески как вверх (на кочке), так и вниз (в яме), он замедляет скорость этих движений, что ощутимо повышает комфорт пассажиров. Да и удары от неровностей дороги передаются на кузов значительно мягче, что продляет жизнь как самому кузову с подвеской, так и в общем-то, всему остальному. Ибо, на вибростенде ни одна конструкция долго не протянет. Однако, в свете рассмотрения активной безопасности движущейся машины, это не главная функция.

спортивные амортизаторы Bilstein (фото: москва-тюнинг.рф)
спортивные амортизаторы Bilstein (фото: москва-тюнинг.рф)

Функция №2: минимизация раскачки кузова.

А вот это уже прямо влияет на активную безопасность движения. Ведь очевидно, что чем меньше кузов болтает с боку на бок и с кормы на перед, как лодку на волнах - тем автомобиль стабильнее движется и лучше слушается команд руля. Кстати, схожая поперечная качка будет и при отсутствии или неисправности стабилизатора поперечной устойчивости (суть его работы мы уже обсуждали здесь). А чтобы нагляднее понять основную функцию амортизаторов, давайте представим что их просто нет, остались только пружины.

- Трогаемся и едем прямо. Скорость растёт, а на дороге есть неровности. И даже незначительная кочка рано или поздно "пнёт" передние колёса вверх так, что те потеряют контакт с дорогой: ведь сопротивляются теперь только пружины, а быстро гасить колебания и толчки они не умеют. Вот и получается, что прыгающие на скорости как мячик от пинг-понга колёса постоянно теряют контакт с дорожным полотном. Полагаю, объяснять чем это опасно, будет лишним.

вся суть одной картинкой (фото: amarok-club.ru)
вся суть одной картинкой (фото: amarok-club.ru)

- Теперь ныряем в вираж резким поворотом руля. Пусть вправо. Соответственно, масса кузова переносится на левые колёса, внешние к повороту. Будь у нас амортизаторы, то они частично скомпенсировали бы резкое увеличение нагрузки на левые пружины. Но так как у нас их нет, сила инерции нещадно завалила машину влево, а правые колёса... Верно. Снова потеряли контакт с дорогой или ослабили его силу до неприемлемого значения. Тут как "крышу словить" недолго, так и прямиком на встречку отправиться...

- Интенсивно оттормаживаемся со скорости. Теперь вес автомобиля у нас резко концентрируется на передней оси. И полагаю, вы уже предугадали аналогию с предыдущим пунктом. Машина клюнула носом куда сильнее допустимого предела, а задние колёса практически оторвались от асфальта. Стало быть, тормозим мы теперь только передом, а значит, куда менее эффективно чем должны. Со всеми вытекающими.

Однотрубный газовый амортизатор в разрезе (фото: techautoport.ru)
Однотрубный газовый амортизатор в разрезе (фото: techautoport.ru)

Во время реального, а не смоделированного движения, все эти ситуации непрерывно пересекаются в различных комбинациях, делая жизненную необходимость амортизаторов абсолютно очевидной. А значит, сегодня мы окончательно ответили на вопрос, велика ли роль этих неприметных, казалось бы, деталей, в поведении автомобиля на дороге.

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем исправных амортизаторов и ровных дорог!

P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке! Вам не сложно, а мне поможет развивать это дело для вас.