Во второй половине 1950-х годов в Научном автомобильном и автомоторном институте (НАМИ), в отделе автомобилей высокой проходимости, шли активные работы в области создания целого семейства унифицированных грузовиков с колесными формулами 4х4, 6х4, 6х6, 8х4, 8х8. Осваивать всю эту технику планировалось на Уральском автомобильном заводе имени Сталина взамен грузовиков типа ЗИС-5. Все задуманные в семействе машины были разработаны и построены в виде опытных образцов, однако серийными из них было суждено стать всего двум моделям: грузовик типа 6х6 превратился в знаменитый Урал-375, а грузовик 6х4 – в Урал-377. Со временем здесь на канале "МАШИНА" появятся рассказы обо всех машинах из того унифицированного семейства, а сейчас – пост о самой большой из них: «четырехоске» НАМИ-058.
В 1950-х годах и вооруженные силы, и народное хозяйство испытывали острейший дефицит в тяжелых полноприводных грузовых автомобилях, способных выполнять функции тягача прицепов-тяжеловозов. Поэтому, едва только сформировалась конструкция Урал-375, по настоянию Министерства обороны в НАМИ развернули работы над автомобилем типа 8х8, который базировался бы на тех же самых агрегатах ходовой части. Уже в июне 1958-го конструкторы института согласовали с военными все тактико-технические требования к перспективной «четырехоске», получившей индекс НАМИ-058, а в октябре того же года получили согласие на постройку опытного образца. Спустя год с небольшим, в первой половине 1960-го, «ноль пятьдесят восьмой» впервые выехал из цехов Завода опытных конструкций НАМИ.
Основой НАМИ-058 служила оригинальная лонжеронная рама, поставленная на ведущие мосты типа Урал-375. Задняя тележка была позаимствована у «триста семьдесят пятой» машины целиком, вместе с рессорно-балансирной подвеской. А вот передняя тележка, хоть и имела такую же колесную базу (1400 мм), состояла из пары мостов с индивидуальной подвеской, на рессорах и рычажных амортизаторах от МАЗ-200.
Внешне НАМИ-058 выделялся весьма странного вида кабиной. Точнее, кабин было целых две: по бокам от двигателя располагались два «скворечника», каждый из которых вмещал одного человека. Общаться друг с другом они могли только посредством самолетного переговорного устройства СПУ-7 с наушниками и ларингофонами. Такая компоновка была выбрана по единственному соображению – с прицелом на укладку между кабинами баллистической ракеты. Спереди к кабинам был пристыкован метровый капот, под которым размещался технологический отсек с радиатором, вентилятором, воздушными фильтрами и рулевым редуктором. Весь этот передок был позаимствован у гусеничного тягача АТ-С, а потому совершенно не увязывался с кабинами ни стилистически, ни даже геометрически, будучи существенно более узким.
Впрочем, оперение именно от гусеничного тягача оказалось здесь тоже отнюдь не случайно. В арсенале советской автомобильной промышленности не было ни одного двигателя, который по своим показателям подходил бы для НАМИ-058. Так что к «четырехоске» пришлось вынужденно приспосабливать 12-цилиндровый дизель В-54Т от того самого тягача АТ-С. Этот агрегат мощностью 275 л.с. представлял собой дальнейшее развитие дизеля В-2, который в свое время применялся еще на танках Т-34. Благодаря широкому использованию алюминиевых сплавов танковый дизель был довольно легким (менее тонны), что и предопределило возможность его применения на автомобиле. Кроме двигателя, у тягача АТ-С также позаимствовали предпусковой подогреватель, пневматическое пусковое устройство, электрооборудование, сцепление и ряд деталей коробки передач.
Раздаточную коробку с блокируемым межосевым дифференциалом пришлось спроектировать заново. Карданную передачу для НАМИ-058 собрали из деталей сразу трех советских грузовиков – ЗИС-150, МАЗ-200 и Урал-375. Рулевое управление воздействовало на колеса передней тележки и имело два «ураловских» гидроусилителя. Рабочие тормоза, как и на грузовике Урал-375, сохранили пневмогидравлический привод. Но если вся гидравлическая часть привода сохранилась от Урала, то пневматическую часть пришлось компоновать уже из узлов грузовика МАЗ-200.
В течение года с момента постройки НАМИ-058 проходил доводочные испытания, а затем был передан Министерству обороны для сравнительных испытаний с новейшими «четырехосками» БАЗ-930 и ЗИЛ-135Л. Не выдержав всей программы, НАМИ-058 был досрочно снят с испытаний в марте 1962 года из-за несовершенства конструкции и низкой надежности.
У машины вскрылись множественные недостатки по эргономике и удобству обслуживания. К зажатому меж двух кабин двигателю было практически невозможно подобраться для ремонта. Водителю в малюсенькой кабине было тесно, шумно, а зимой еще и холодно, поскольку отопителя в ней не было. В коробке передач то не выключалась одна передача, то включались сразу две. Из-за плохой защиты от грязи подклинивали подшипники на валах педалей сцепления и тормоза. В результате педали или совсем не возвращались в исходное положение, или при нажатии на одну педаль «автоматически» выжималась и вторая. А в рулевом управлении из-за конструктивной недоработки со временем возникал гигантский люфт, достигавший 180 градусов.
По плавности хода НАМИ-058 уступил и вездеходу БАЗ-930 с независимой подвеской всех колес, и вездеходу ЗИЛ-135Л, который вовсе не имел упругой подвески на двух центральных парах колес. Низкооборотистый дизель от гусеничного тягача, несмотря на чудовищный по автомобильным меркам рабочий объем (38,8 литров!), не смог обеспечить приемлемой интенсивности разгона.
Что касается проходимости, то НАМИ-058 мог работать там, где уже «сдавались» Урал-375 или ЯАЗ-214, но вездеходам ЗИЛ-135Л и БАЗ-930 он проигрывал очень сильно. Поэтому военные специалисты порекомендовали увеличить клиренс, установить межколесные блокировки и применить широкопрофильные шины. Последнее мероприятие заодно решило бы и проблему со склонностью к опрокидыванию: НАМИ-058 заваливался на бок уже на 33-градусном уклоне (для сравнения: самому «кувыркучему» из всех советских серийных грузовиков – ГАЗ-63 – для опрокидывания нужен был крен в 34 градуса).
В общем, уже к середине испытаний стало очевидно, что институту НАМИ нужно начинать разработку грузовика 8х8 фактически заново, оставив от первоначального варианта лишь кинематическую схему трансмиссии и «ураловские» ведущие мосты, вокруг которых, собственно, и создавался НАМИ-058. Поэтому после очередной серьезной поломки бесперспективную машину решили более не ремонтировать и сняли с испытаний. Работа же по кардинальному пересмотру проекта «058» позднее действительно была проделана: ее результатом стала постройка в 1964 году опытного вездехода НАМИ-058Т. Но об этом – уже ОТДЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ!
Николай Марков специально для канала "МАШИНA"