Небольшие пассажирские самолёты жизненная необходимость для регионов России с её большой территорией, расположенной в 11 часовых поясах. Связать воздушным сообщением областные и региональные центры с массой деревень и небольших городков могут только машины типа нашего легендарного Ан-2, не требующие больших посадочных площадок, не говоря уже об аэродромах.
Но, как же так получилось, что западное лобби в Министерстве промышленности на закрытом совещании в 2015 году практически похоронили, уже летающий лёгкий пассажирский турбовинтовой самолёт российской разработки «Рысачок» и отдали предпочтение проекту Diamond Aircraft. Машина, разработанная по этому проекту, должна была в 2017 году пойти в серийное производство, но что-то о ней ничего не слышно – очевидно, деньги распилили в министерстве вскоре после совещания.
Российская фирма «Техноавиа» разработала и построила первый лётный образец турбовинтового лёгкого самолёта «Рысачок» на десять пассажирских мест ещё в декабре 2010 года, а уже в июне 2011 года передала машину на лётные и сертификационные испытания. На МАКС-2011 двухмоторный самолёт, изготовленный в Самаре, уже участвовал в лётной программе.
Для машины выбрана аэродинамическая схема моноплана с низкорасположенным крылом и большим вертикальным оперением. Двигательная установка располагает двумя турбовинтовыми двигателями H80 американской фирмы General Electric тягой по 800 л.с. каждый. Воздухозаборники моторов размещаются выше мотогондол и подняты высоко, что исключает случайное попадание в них посторонних предметов, имеется пылезащитное устройство – это разрешает производить полёты на неподготовленных площадках.
Новая машина имеет следующие особенности аэродинамики:
• Крыло с большим удлинением имеет высокое аэродинамическое качество, что обеспечивает увеличение грузоподъёмности, повышает продолжительность и дальность полёта.
• Большой размах крыла разрешает легко парировать крены и разворачивающие моменты при отказе одного из двигателей.
• Из-за отсутствия сужения крыла, на скорости сваливания машина просто опускает нос и набирает скорость, не пытаясь переходить в штопор.
• Высокие несущие свойства крыло получило благодаря применению профиля П-301М-15, такой профиль не требует установки предкрылка и не даёт машине свалиться в штопор.
• Увеличенная площадь горизонтального оперения позволила иметь большой рабочий диапазон центровок от 15 до 50% САХ.
Негерметичность внутреннего отсека «Рысачка» предусматривает использование кислородной системы на высотах более 3 тысяч метров для нормальной жизнедеятельности экипажа и пассажиров. Воздушные винты с пятью лопастями обеспечивают низкий уровень шума и вибраций.
«Стеклянная кабина» и метеолокатор позволяют «Рысачку» выполнять полёты в сложных условиях, при обледенении самолёта используется противообледенительная система с электро и воздушным подогревом и пневматическим протектором по кромке оперения и консолей.
Шасси трёхопорное, убирающиеся в полёте, пневматики низкого давления позволяют выполнять полёты с площадок, с мягким грунтом.
При максимальной заправке 1520 кг «Рысачок» доставит пассажиров и груз на дальность не менее 2 тысячи км с крейсерской скоростью до 400 км\час. Практический потолок машины 6 тысяч метров, рекомендованная рабочая высота 3 тыс.м.
Фирма «Техноавиа» и РКЦ «Прогресс» кроме 10-местного варианта самолёта разработали машину на 16 и 19 пассажиров, все версии унифицированы и различаются лишь длиной фюзеляжа. Разработчики считают, что наиболее пригодный вариант для наших региональных и местных авиалиний – это 16-местный самолёт.
На маршрутах, где пассажиропоток наибольший предполагается использовать версию на 19 пассажиров, вариант на десять пассажиров хорошо подойдёт для площадок, расположенных на высокогорье и аэродромов с короткой ВПП.
Самарский «Прогресс» делает всё, чтобы возобновить выпуск этого самолёта, но только бы хватило финансирования для процедуры сертификации и очень надеется вместе со всеми пассажирами России на помощь государства. Надеемся, что у наших самолётостроителей появится, кроме ТВС2-ДТС и Л-410 ещё один нужный «Рысачок» для местных воздушных линий.