В прошлом году научно-технический центр «КАМАЗа» (НТЦ) разработал и вывел на автомобильный рынок около 120 различных комплектаций грузовиков и шасси. В этом списке пять новинок семейства К4: такие, как КАМАЗ-5490 NEO, тяжёлые самосвальные машины КАМАЗ-6580, КАМАЗ-65801 и КАМАЗ-65802, а также шасси КАМАЗ-5325. Доля грузовых автомобилей К4 постепенно растёт и уже достигла показателей 15% от общего объёма продаж в прошлом годы, планы на нынешний год — достигнуть 24% от всех продаж. Из-за растущего спроса на автомобили К4 это поколение активно развивается. Например, с прошлого года по желанию заказчиков они оснащаются системами помощи водителю (ADAS) начального и первого уровня. Однако в планах творческого коллектива завода стоят более грандиозные задачи.
Не первый год активно ведётся разработка автомобилей нового поколения К5. Опытный прототип таких КАМАЗов многие могли видеть на автосалоне Comtrans 2017 – это магистральный тягач с совершенно новой кабиной КАМАЗ-54901. Первая опытная партия из 20 штук будет собрана в сентябре текущего года. А сейчас создаются прототипы автомобилей тяжелого и транспортного семейств. Продолжаются испытания и магистральных машин. Старт серийного производства поколения К5 планируется в 2019 году.
Динамичный переход к К5
Основные достоинства автомобилей КАМАЗ поколения К5 – высокий уровень комфорта и безопасности, современные надежные агрегаты и системы, стильный дизайн, высокая транспортная производительность и эксплуатационная эффективность. Новая кабина КАМАЗ для поколения К5 имеет большое внутреннее пространство, эргономичный интерьер обеспечивает комфортные условия для работы и полноценного отдыха водителя. Безопасность вождения достигается за счёт современного комплекса средств взаимодействия водителя с автомобилем (система мониторинга состояния водителя, ассистенты поворота и движения в пробках, активное рулевое управление).
Каркасы кабин будут производиться по полному циклу (включая сварочные и окрасочные этапы) на строящемся заводе на промплощадке «КАМАЗа». Каркасы кабин будут поставляться на сборочные производства «КАМАЗа» и компании «Мерседес-Бенц» в Набережных Челнах. Со второй половины прошлого года в здании завода каркаса кабин ведётся монтаж технологического сварочного, окрасочного и логистического оборудования.
КАМАЗы поколения К5 будут комплектовать шестицилиндровыми рядными двигателями КАМАЗ-910, мощность которых варьируется от 380 до 550 л.с. Подготовка выпуска оригинального двигателя идет точно по плану: уже установлено и запущено основное технологическое оборудование, предназначенное для механ.обработки блоков цилиндров, головок блоков, коленчатых валов, маховиков. Кроме того, закончен монтаж сборочных, стыковочных и испытательных линий для двигателей. Стыковочная линия для силовых агрегатов и коробок передач уже используется для сборки всей номенклатуры моторов (это камазовские движки V8 и Р6, Daimler, Cummins, коробки КАМАЗ, ZF).
Первая опытная сборка двигателей Р6 в тестовом режиме проведена в декабре 2017 года, опытно-промышленная партия выпущена в марте 2018 года. Во второй половине 2018 года планируется запуск серийного производства первой очереди, мощностью 12 тыс. в год.
Беспилотник – это уже реальность
Активно ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию техники «КАМАЗ» с автономным, полуавтономным, дистанционным управлением. Уже испытываются прототипы беспилотных автомобилей различных модификаций — микроавтобус, грузовики средней и малой тоннажности.
В текущем году планируется запустить беспилотные грузовики на камазовских площадях для выполнения межзаводских логистических перемещений различных грузов, в том числе это будут транспортировка кабин и прочих узлов производимых автомобилей. Все прототипы беспилотников оснащаются четырьмя видами сенсорной аппаратуры: это камеры, радары, лазерные дальномеры и сонары. Кроме того, машины оснащаются Wi-Fi, 4G, а также обеспечивается специальный диапазон на возможный экстренный случай недоступности всех других сетей.
Мощь на электрической тяге
Для пассажирских машин разработано единое стилевое решение дизайна и теперь планируется выпускать на общей универсальной платформе не только автобусы с дизельными и газовыми моторами, но также троллейбусы с автономным ходом и автобусы на электрической тяге, уже получившие название электробусы.
В прошлом году электроавтобус КАМАЗ-6282 был сертифицирован и прошел заключительное тестирование в режиме реальной эксплуатации на улицах столицы России, Санкт-Петербурга, а также и в нескольких других городах страны. Коммерческие продажи таких пассажирских машин уже стартовали. В этом году администрация города Москвы устроила тендер на выпуск и поставку ста электробусов и тридцати мобильных зарядных станций для них. Этот тендер выиграл «КАМАЗ» и в текущее время выполняет требования, выставленные городскими властями столицы РФ.
Ключевая особенность автобусов с электродвигателями – это полная экологическая безопасность и низкие эксплуатационные затраты (почти в 2 раза ниже, чем при эксплуатации дизельных автобусов). Пассажировместимость электробуса – 85 человек, запас хода пока 60 км, но эту проблему решает ультрабыстрая зарядка, которая в течение десятка минут способна восстановить потраченную энергию. Прогресс не стоит на месте, в планах конструкторов на 2018 год – разработать электроавтобус, способный пройти без дозаправки 200 км.
Подходят к концу научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке электроавтобуса малого класса, троллейбуса на автономном ходу, грузовиков на электрической тяге. На салоне коммерческого транспорта Comtrans-2017 уже показывали гибридную машину КАМАЗ-65208, предназначенную специально для нужд коммунальных служб.
Самая экологичная энергия
На «КАМАЗе» достаточно давно занимаются разработкой и сборкой грузовиков, работающих на газовом топливе. Выпускаются комплектации на сжатом газе, сжиженном и газодизельные версии. Есть такие машины и в новом поколении К5. Например, седельный тягач КАМАЗ-5490-S5 – это газодизельный грузовик, он полностью соответствует по своим показателям экостандарту Euro 5. Данный автомобиль оснащается двухтопливной двигательной системой питания, это даёт возможность не терять мощность мотора, притом уменьшить себестоимость перевозок. Достигается такая экономия из-за сниженного расхода ДТ, что, в свою очередь, также уменьшает и вредное воздействие на окружающую среду, делая автомобиль более экологичным. Кроме того, замещение дизельного топлива газом в соотношении 60/40 даёт общую экономию до 21%, или до 500 000 рублей в год, при пробеге машины 200 000 км.
Газомоторный ряд техники КАМАЗ очень широкий. Но разработчики не останавливаются на достигнутом, в 2017 году завершена разработка низкопольных автобусов большого класса с газовыми двигателями с улучшенными показателями расхода топлива и шума, новым экстерьером и интерьером, значительно повышающим комфорт для пассажиров.
Шарнирно-сочленённый гигант
Для работы в условиях Крайнего Севера совместно с МГТУ и МАМИ создан автомобиль с шарнирно-сочлененной рамой КАМАЗ-Арктика (6х6). Основные преимущества: возможность передвижения как по дорогам общего пользования, так и вне дорог, высокая проходимость, низкое негативное воздействие на грунт, широкая унификация с серийными а/м КАМАЗ. Автомобиль грузоподъемностью до 13 т может эксплуатироваться при температуре окружающего воздуха до –60 С. Комфортные условия для работы и отдыха обеспечивают утепленная кабинаи размещенный за ней жилой модуль, оснащенный системами отопления и вентиляции, оборудованный спальными местами, душем и санузлом, шкафами, сейфами, кухонным блоком с раковиной, плитой, СВЧ-печью и холодильником.
Нас ждут перемены
В 2017 году «КАМАЗ» увеличил объем инвестиций до рекордных 14,3 млрд руб., что составило 9,1% от выручки (в 2016 году 8,2 млрд руб. и 6,2% соответственно). Рост инвестиций по сравнению с 2016 годом составил 74%. Основные вложения осуществлялись в модернизацию производственных мощностей и НИОКР по развитию модельного ряда (11,1%). Некоторая часть инвестированных средств пойдёт на развитие экспорта продукции. В списке этих мероприятий: модернизация сервисных центров и организация сборочных производств за рубежом, создание предприятий совместно с зарубежными партнёрами. Стратегия очень правильная.
На 2018 год в бизнес-плане запланированы инвестиции в размере 23,1 млрд руб., или 13,5% от выручки (рост на 62% относительно 2017 года). А это значит только одно: потребителей ждут ещё более совершенные машины с большими возможностями.