Самосвал относится к категории автомобилей, предназначенных для перевозки навалом сыпучих материалов с их последующей разгрузкой способом опрокидывания. Далее мы рассмотрим классификацию и область применения самосвалов в зависимости от параметров и технических характеристик.
Основное его отличие от других видов грузовой техники – наличие саморазгружающегося кузова, который, в свою очередь, имеет ряд конструктивных особенностей.
- Самосвальные прицепы представляют собой грузовую платформу или бункер, опрокидывающиеся или съезжающие. Для увеличения объема загрузки довольно часто их оборудуют надставными бортами.
- В зависимости от направленности они могут быть с задней, боковой и трехсторонней (универсальной) выгрузкой. У отдельных моделей предусмотрена бункерная разгрузка через днище.
- Для обеспечения наклона кузова современные производители используют гидравлический механизм, шнековый (винтовой) принудительный подъем, телескопический подъемник.
ВИДЫ АВТОСАМОСВАЛОВ
С учетом грузоподъемности, предназначения, некоторых конструктивных особенностей выделяют несколько типов спецтехники.
ДОРОЖНЫЕ
КАРЬЕРНЫЕ
Внедорожные самосвалы характеризуются большой мощностью (до 4600 л. с.) и весом (до 800 т). Они способны за один раз перевозить 200-450 т груза. Наиболее целесообразны двухосные заднеприводные или полноприводные модели. Чтобы привести в действие такую махину используют электромеханическую трансмиссию, сочетающую дизельные и электрические двигатели. Система торможения наряду с гидравликой дополнена электромоторами.
Обладая небольшой маневренностью и ограничениями в скорости, а также в связи с невозможностью передвигаться по общим дорогам техника используется преимущественно в производственной зоне в связке с экскаваторами и погрузчиками. Тяжелые гиганты наиболее эффективны для проведения вскрышных работ, использования в открытых горных выработках.
Пальму первенства в производстве самых больших самосвалов уверенно держит белорусский БелАЗ. Его техника бьет рекорды по грузоподъемности на протяжении многих лет. БелАЗ-75710 – это карьерный самосвал, занесенный в книгу рекордов Гиннеса. Он весит 810 т и способен принять 450 т груза.
СОЧЛЕНЕННЫЕ
В условиях низкой проходимости наиболее эффективны сочлененные автосамосвалы. Их тоннаж варьируется в интервале 10-50 т. Главное отличие от дорожных аналогов в использовании вместо жесткого способа сцепки кабины и кузова гибкого – шарнирно-сочлененного. Это придает грузовикам маневренность, позволяет делать разворот с небольшим радиусом, не терять скорость даже на очень сложных участках трассы. Трехосная конструкция шасси с 6 ведущими колесами и автоблокировкой каждой пары обеспечивает высокую проходимость даже в горной местности.
ПОДЗЕМНЫЕ
Автосамосвал предназначен для эксплуатации в подземных выработках (забоях, разрезах) с небольшим градусом наклона ствола. По конструкции это тягач с прицепом на двойной шарнирной сцепке с электрическим или дизельным приводом. В зависимости от условий трассы, производственной загруженности и ряда других условий используют модели как с малой (1-2 т), так и большой (до 40 т) вместимостью.
ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ
Как и классификация, область применения самосвалов обширна.
Их эксплуатируют для доставки инертных материалов и любых навалочных грузов на строительную площадку, для отсыпки участка, для проведения дорожно-ремонтных работ или возведения инфраструктурных объектов.
Самосвал незаменим в сельском хозяйстве, особенно в период уборочной страды и заготовки кормов, при проведении мелиоративных мероприятий.
В коммунальном хозяйстве без этого вида спецтехники не обойтись при вывозе земли, мусора, снегоуборке.
Еще одна сфера приложения потенциала саморазгружающегося транспорта – вскрытие и разработка полезных ископаемых и нерудных материалов карьерным (открытым) способом.
ПРЕИМУЩЕСТВА ТРАНСПОРТА С АВТОРАЗГРУЗКОЙ
Организация перевозок с последующей саморазгрузкой востребована, экономически оправдана и имеет ряд преимуществ.
- Широкий диапазон грузоподъемности позволяет применять самосвал как для транспортировки небольших партий материалов, так и большого объема сыпучих грузов.
- Подвижный кузов обеспечивает удобную и быструю разгрузку без привлечения дополнительной спецтехники и лишних трудозатрат.
- Маневренность и высокая проходимость грузовиков делает их незаменимыми для работы в сложных условиях, при отсутствии подъездных путей.
- Многие модели оснащены дозатором – специальным кронштейном, стопорящим борт в момент откидывания, что повышает точность и аккуратность выгрузки.
- Машины хорошо адаптированы для работы в производственной цепочке с другими видами строительной техники.