Найти тему
Freerider

Тормозные жидкости в мотоцикле.

Оглавление

Что происходит, когда вы нажимаете на ручку тормоза? С точки зрения механики, тут все очевидно, маленький поршень, трубочка, большие поршни. А что с точки зрения закона сохранения энергии?

Вот ваш мотоцикл низко летит на скорости двести, и вдруг прямо вот перед вами из ниоткуда материализуется "блондинка на кабриолете". И вам становится просто необходимо куда-то срочно потратить всю набранную вами кинетическую энергию, что бы остановиться. Вот для этой бездумной траты трусы придумали тормоза, которые переводят кинетическую энергию движения вашего средства передвижения в тепловую. А это немало. mV^2/2. 300 кг на скорости 200 км/ч — это 500 кДж — этого хватит, например, что бы вскипятить литр воды. Хорошо, что большую часть этой энергии тормоза рассеивают в воздухе, но все же часть ее неизбежно нагревает тормозные механизмы и тормозную жидкость. А вот её кипятить крайне не рекомендуется, так как кипение жидкости (перевод части жидкости в газообразное состояние) приведет к падению давления в тормозной магистрали (ведь газ, в отличии от жидкости, отлично сжимается) и растормаживанию колеса, что в свою очередь может привести к тому, что ваше транспортное средство крайне близко познакомится с кабриолетом той блондинки, а вот познакомитесь ли вы с ней лично остаётся вопросом открытым.

Для того что бы тормозная жидкость не закипела её делают из жидкостей которые закипают при высоких температурах.
Раньше, когда я был маленьким, тормозные жидкости для автомобилей делали из смеси касторового масла и бутилового спирта (БСК), и даже касторового и этилового спирта (ЭСК).


Поэтому в прошлом ЭСК пользовалась спросом для употребления не по назначению. Впрочем наличие касторового масла гарантировало и хорошее слабительное действие этого коктейля.

Всем хороша БСК, но кипит уже при 115°С и густеет на морозе.
Поэтому и появились тормозные жидкости на основе полигликолей и их эфиров.
По традиции их свойства определяют на основании международного стандарта DOT. Есть жидкости на полигликолях которые были выпущены до введения системы DOT, например
"Нева", но их в продаже почти и не встретишь. Позже в России появились жидкости "Томь" (DOT3) и "Роса" (DOT4).

Ну а сейчас каких только марок и наименований не встретишь в магазинах.
Ну а сейчас каких только марок и наименований не встретишь в магазинах.


Самые распространенные на сегодня это DOT4 и DOT5.1. Жидкости DOT3 практически в продаже не встречаются.
Большинство современных жидкостей превосходят требования стандартов DOT и содержат в себе дополнительные добавки которые снижают падение точки кипения от количества набранной воды, а также улучшают смазку тормозных механизмов, и хладостойкость.

Откуда в тормозной жидкости берется вода? А вот это главный недостаток жидкостей на полигликолях — они активно насасывают в себя воду из воздуха. Такое свойство называется гигроскопичностью. А при росте содержания воды в полигликоле, довольно существенно падает температура кипения.

Точки кипения тормозных жидкостей
Стандарт/Сухая/Минимальная влажная
DOT 3 / 205 °C / 140 °C
DOT 4 / 230 °C / 155 °C
DOT 5 / 260 °C / 180 °C
DOT 5.1/260 °C / 180 °C

Видите как резко падает температура кипения в зависимости от наличия воды? Именно поэтому тормозную жидкость нужно менять регулярно, раз в два года независимо от пробега.

Полезно знать, что все жидкости на полигликолях можно смешивать между собой. То есть DOT3 с DOT4 и с DOT5.1

Жидкости на основе силиконов

И, наконец, жидкость DOT5 — по свойствам кипения она эквивалентна DOT5.1, но в основе этой жидкости силикон. Жидкость эта запрещена в применении в тормозных системах с АБС, так как может вспениваться (на фото эксперимент с взбалтыванием). Поэтому найти такую жидкость в свободной продаже сложно. Её нельзя смешивать с жидкостями на полигликолях. Но у силиконовой тормозухи есть и хорошие свойства. Она не гигроскопична, и поэтому может служить очень долго. Из плохого, вода попав в эту систему скопится в её нижней точке, и может как замерзнуть зимой, так и закипеть летом. В целом область применения этой жидкости — спортивные тормозные системы с регулярным обслуживанием. Ну и велосипедисты её любят :)

Кстати, чаще всего её цвет - фиолетовый. В отличии от привычной уже желто-красной гаммы "классических" тормозных жидкостей.

на фото: DOT5 после взбалтывания
на фото: DOT5 после взбалтывания

Резюмируя

В мотоциклы можно заливать жидкости соответствующие допускам DOT прописанным в их документах или выше.
Если в мануале написано DOT3, то залив DOT5.1 вы хуже не сделаете, а лишь обезопасите себя от закипания тормозухи. Доливать и смешивать DOT 3, 4 и 5.1 можно.
Жидкость в тормозном контуре надо менять регулярно. Лучше раз в два года, но никак не реже чем раз в пять лет. Заодно можно и в контуре сцепления поменять, хотя там это не столь критично, но вода в тормозной жидкости увеличивает коррозию приводных цилиндров.
Если в вашем мотоцикле нет АБС, то можно поэксперементировать с силиконовой жидкостью DOT 5. Но смысл?

Не забудьте поставить лайк, поделиться ссылкой и подписаться на канал. Ведь это заставляет меня писать больше и интереснее...

И, кстати. Специальных тормозных жидкостей для мотоциклов в природе не бывает.