Найти в Дзене
машина

С надеждой на светлое будущее

Вспоминаем про мелкосерийный минивэн ВАЗ-2120 «Надежда»

В истории нашей автомобильной промышленности был один короткий, но очень интересный период – 1990-е годы. С одной стороны, автозаводы уже имели свободу от государства в принятии решений, какие именно машины и в каких количествах им выпускать. А с другой стороны, в управленческих структурах заводов тогда еще не появились так называемые «эффективные менеджеры» от экономики, на корню «подрезающие» полет творческой мысли конструкторов. А потому на свет в тот период времени появлялось множество необычных прототипов, причем некоторые из них умудрялись даже доходить до мелкосерийного производства! Вот только, будучи собранными вручную по «обходным» технологиям, на поверку почти все они оказывались машинами довольно «сырыми». Об одном из таких автомобилей – минивэне ВАЗ-2120 «Надежда» – я и предлагаю сегодня вспомнить.

«Надежду» начали выпускать небольшими сериями в Опытно-промышленном производстве АВТОВАЗа в 1998 году. Вообще концепция этого автомобиля для нашей страны была очень правильной: семейный минивэн с 7-местным трансформируемым салоном и высокой проходимостью, обусловленной применением «ходовки» от «Нивы». Казалось бы, это мечта дачника, а дачниками в девяностых годах было, наверное, больше половины населения страны! Но бестселлером «Надежда» не стала, и ее довольно быстро (к 2006 году) сняли с производства, построив в общей сложности около 9 тысяч машин.

-2
Под капотом «Надежды» – стандартный силовой агрегат от «Нивы», в данном случае – карбюраторный мотор ВАЗ-2130 объемом 1,8 литра
Под капотом «Надежды» – стандартный силовой агрегат от «Нивы», в данном случае – карбюраторный мотор ВАЗ-2130 объемом 1,8 литра

Как часто бывает, дьявол кроется в деталях. Вот и в случае с «Надеждой» за правильной концепцией крылся целый ворох довольно значительных недостатков. Начать со внешнего вида: первое время минивэны ВАЗ-2120 имели откровенно страшненький дизайн с двумя парами разновеликих круглых фар на «мордашке». Вот как это выглядело:

-4

Нравится? Думается, такой дизайн вполне реально спугнул далеко не одного потенциального покупателя. В конце концов, тольяттинцы провели рестайлинг, вписав в экстерьер машины прямоугольные блок-фары от «десятки»: стало, конечно, намного лучше. Такие «Надежды» выпускались с 2003 года. Но вот качество сборки и подгонки кузовных деталей осталось прежним: в зазоры возле бамперов или фар порой можно было просунуть палец!

Оборотная сторона мелкосерийного производства: бампер и колесная арка не сошлись на сантиметр
Оборотная сторона мелкосерийного производства: бампер и колесная арка не сошлись на сантиметр

С функциональной составляющей тоже было не все ладно. Несмотря на 7 посадочных мест, в салоне «Надежды» было тесно. Если передние сиденья были отрегулированы под людей ростом за метр-восемьдесят, то на среднем ряду «сами за собой» они уже нормально усесться не могли. А два сиденья на третьем ряду вообще годились только на роль детских: здесь катастрофически не хватало свободного места ни по длине, ни по высоте.

Средний ряд: сиденья здесь довольно удобные, но запаса свободного места нет (передние кресла на фото сдвинуты вперед)
Средний ряд: сиденья здесь довольно удобные, но запаса свободного места нет (передние кресла на фото сдвинуты вперед)
А это третий ряд: голова уперлась в потолок, ноги деть некуда…
А это третий ряд: голова уперлась в потолок, ноги деть некуда…
Попасть на сиденья второго и третьего ряда можно было только через заднюю сдвижную дверь в правой боковине кузова. С левой стороны задняя дверь отсутствовала
Попасть на сиденья второго и третьего ряда можно было только через заднюю сдвижную дверь в правой боковине кузова. С левой стороны задняя дверь отсутствовала
Во всем салоне «Надежды» открывающимися были сделаны только два окна в передних дверях, да и те даже не имели электроприводов. Немудрено, что летом задним пассажирам было очень жарко…
Во всем салоне «Надежды» открывающимися были сделаны только два окна в передних дверях, да и те даже не имели электроприводов. Немудрено, что летом задним пассажирам было очень жарко…
Если в салонах европейских минивэнах девяностых годов уже было полным-полно всяких «бардачков», тайничков и кармашков для размещения всевозможных мелочей, то «Надежда» могла предложить пассажирам второго и третьего ряда… лишь единственную откидную пепельницу в левой боковине кузова. Ручка справа от нее отвечала за включение дополнительной «печки» в задней части салона
Если в салонах европейских минивэнах девяностых годов уже было полным-полно всяких «бардачков», тайничков и кармашков для размещения всевозможных мелочей, то «Надежда» могла предложить пассажирам второго и третьего ряда… лишь единственную откидную пепельницу в левой боковине кузова. Ручка справа от нее отвечала за включение дополнительной «печки» в задней части салона
А вот и сама дополнительная печка: страшненькая, с торчащими проводами и неприкрытыми клеммами, но хотя бы эффективная…
А вот и сама дополнительная печка: страшненькая, с торчащими проводами и неприкрытыми клеммами, но хотя бы эффективная…
-12

По задумке конструкторов, «Надежда» должна была иметь трансформируемый салон: сложив задний диван и откинув спинки сидений второго ряда, можно было получить ровный грузовой отсек вместимостью 1250 литров, ну или просторное спальное место – кому что нужнее. Но в реальности все манипуляции с раскладыванием сидений требовали приложения очень серьезных физических усилий. А завершить процесс трансформации на совершенно новой машине, которую мы брали на тест в 2004 году, вообще не получилось, поскольку каркас сидений был прикручен на заводе к полу со значительным перекосом.

По идее, здесь должен был получаться грузовой отсек с ровным полом. Но на заводе каркас сиденья привернули к полу с перекосом, поэтому полностью разложить задний диван оказалось невозможно. Кстати, на тыльной стороне спинок всех задних сидений предусматривалась "столешница" с подстаканниками
По идее, здесь должен был получаться грузовой отсек с ровным полом. Но на заводе каркас сиденья привернули к полу с перекосом, поэтому полностью разложить задний диван оказалось невозможно. Кстати, на тыльной стороне спинок всех задних сидений предусматривалась "столешница" с подстаканниками
Никак не был продуман вопрос с убиранием ремней безопасности после складывания сидений. Чтобы не мешались при перевозке грузов, их можно было только открутить совсем…
Никак не был продуман вопрос с убиранием ремней безопасности после складывания сидений. Чтобы не мешались при перевозке грузов, их можно было только открутить совсем…
Багажник у «Надежды» был совсем крошечный: меньше, чем у «Оки». Под откидным поликом имелась небольшая ниша, в которой можно было спрятать инструмент или трос. Но домкрат сюда уже не влезал
Багажник у «Надежды» был совсем крошечный: меньше, чем у «Оки». Под откидным поликом имелась небольшая ниша, в которой можно было спрятать инструмент или трос. Но домкрат сюда уже не влезал

Ну, а каково было управлять «Надеждой»? Благодаря полукапотной компоновке, обзорность с места водителя у минивэна была лучше, чем у «Нивы». Рулевую колонку от «десятки» можно было отрегулировать по углу наклона, что было недоступно для водителя «Нивы». И крутить руль было легче, чем на «Ниве», потому что «Надежда» штатно комплектовалась гидроусилителем фирмы ZF. Но на этом преимущества заканчивались, начинались недостатки. Сильно выступающая в салон пластиковая облицовка колесной арки мешала работать сцеплением – то не давала выжать педаль до конца, то выступала «капканом», мешая отпустить нажатую педаль. Места под площадку для отдыха левой ноги не осталось. А из-за специфического наклонного расположения рычага КП было откровенно неудобно переключать передачи.

Панель приборов «Надежды» – оригинальная, но все ее ручки-кнопочки-дефлекторы позаимствованы у других крупносерийных автомобилей ВАЗ. Регулируемая рулевая колонка – от «десятки»
Панель приборов «Надежды» – оригинальная, но все ее ручки-кнопочки-дефлекторы позаимствованы у других крупносерийных автомобилей ВАЗ. Регулируемая рулевая колонка – от «десятки»
Педальный узел – больное место «Надежды». Стрелкой показана облицовка колесной арки, которая мешает нормально пользоваться педалью сцепления
Педальный узел – больное место «Надежды». Стрелкой показана облицовка колесной арки, которая мешает нормально пользоваться педалью сцепления
А это – штатный «бардачок» в панели приборов: маленький и совершенно несуразный…
А это – штатный «бардачок» в панели приборов: маленький и совершенно несуразный…

Получается, что ВАЗ-2120 являл собой этакий клубок противоречий: задумка правильная, но исполнение – топорное. Плюс полное отсутствие в продаже оригинальных кузовных запчастей где-либо, кроме Тольятти и Москвы. Но окончательно дело портила цена. В то время «Надежда» была самым дорогим серийным автомобилем марки ВАЗ: за ее цену можно было купить два-три самых простых «жигуленка» или полторы-две «Нивы». И в итоге те покупатели, которым нужно было сочетание высокой проходимости и вместимости, чаще всего останавливали свой выбор на 5-дверной модификации обычной «Нивы», которая стоила дешевле и была избавлена от ряда перечисленных недостатков. Вот и на заводе, взвесив все «за» и «против», «Надежду» решили снять с производства, поскольку осуществить необходимую доводку малой кровью в ее случае не представлялось возможным.

-19

Спасибо за внимание! Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал, СТАВИТЬ ЛАЙК и ДЕЛИТЬСЯ материалом с друзьями!