Из всех автомобильных марок мира меня всегда больше других воодушевляли две: SAAB и Lancia. Что-то очень привлекало меня в звучании их простых и чётких имен. Что-то восхищало меня в их лаконичных и индивидуальных кузовах. Что-то близкое я находил в их необычном подходе к проектированию автомобилей.
С 2005 года началось вырождение шведского бренда. А в 2010-13 годах SAAB долго (и не очень красиво) умирал. Похоже, что скоро прозвенит последний звонок и для итальянского бренда. Причем, если смерть SAAB представляла из себя плохо срежиссированную трагически-абсурдистскую пьесу, повороты сюжета которой старательно освещала мировая пресса, то свёртывание Lancia по масштабу не дотянет даже до фельетона... Занавес опустится сразу после звонка. Ведь de facto Лянча мертва с 2014 года.
Падение...
В 1990 году Lancia произвела 300067 автомобилей, а в 2017 - 60620. За 18 лет произошло пятикратное (!) снижение производства. В 1990 у Lancia была слава победителя ЧМ по ралли, пара интересных машин Y10, Delta/Dedra и ребейджинговый SAAB 9000, который продавался, как Lancia Thema.
В 2017 осталась только одна модель - Ypsilon, которая доживает последние дни только благодаря наличию на неё спроса в 60000 машин в год и не экспортируется. Неизвестно, насколько это solo-производство рентабельно, поэтому ходят упорные слухи о скором прекращении производства модели и закрытия бренда как такового...
Что случилось?
Основной причиной падения Lancia являются процессы, происходящие в материнской компании - FIAT, который в середине 90х вошел в пике, долетел до банкротства и чудом выжил благодаря Серджио Маркионе. Он спасал головную компанию, провёл сложнейшую и неоднозначную интеграцию с Chrysler и... забил на Lancia, которая не смогла самостоятельно скорректировать свою политику и придумать что-то стоящее.
За эти годы ни одной удачной машины спроектировано не было. Получилась ситуация, когда у компании было только прошлое. В тумане унылых решений никто не мог рассмотреть будущее, а из-за общей пассивности, настоящее тоже стало исчезать. Похоже, у Маркионе просто рука не поднимается убить бренд... Но скорее всего, он это сделает, как уже прикончил значимую когда-то модель Punto.
Полюбуйтесь на шедевры Lancia, созданные в последние два десятка лет. Какая из них способна впечатлить?
Неоднозначный ретро-дизайн (или гибрид био и ретро?) модели Lybra, по всей видимости, должен был напоминать о машинах золотого века 50-60... Но фактически это был эклектичный седан с устаревшими формами и наспех прилепленным игрушечным передком.
Перетяжеленный визуально и физически хэтчбек, больше смахивающий на минивэн, не имел ничего общего со знаменитой Дельтой из восьмидесятых. С таким успехом можно было назвать этим именем утюг и ждать взрыва продаж.
"Гениальное" решение продавать слегка перелицованные автомобили Chrysler 300C не обернулось ничем. Новоиспечённая Lancia Thema у покупателей вызывала лишь недоумение.
Несколько замечательных Лянч из прошлого
Среднемоторная Stratos - произведение искусства. Трехкратный Чемпион Мира и трехкратный Чемпион Европы по ралли.
Гармоничная красавица Beta Montecarlo. Трехкратный Чемпион группы 5 в шоссейно кольцевых гонках на выносливость, Чемпион DTM, Чемпион Мира по ралли 1983 года в ипостаси Rally 037.
Была и такая машина! Не только SAAB 9000 и Lancia Thema представляли из себя одну и ту же машину с разными значками, но и вот такой интересный SAAB 600 / Lancia Delta
Настолько харизматичных автомобилей, как Delta Integrale в мире существует всего несколько. Четырёхкратный Чемпион Мира по ралли в личном зачёте и шестикратный - в зачёте производителей.