Расположенный на корпусе дроссельного узла, датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ), выполняет функцию отслеживания углового положения дроссельной заслонки, а так же скорости ее перемещения. Эта информация, используется в первую очередь для определения режима работы двигателя, которых существует всего пять. Подробнее обо всех режимах работы двигателя в отдельной статье.
Принцип работы датчика положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки представляет собой потенциометр, на два контакта которого, подается питание “+5v” и “масса”, с электронного блока управления (ЭБУ) двигателем. Третий контакт, является бегунком, который одним краем касается дорожки потенциометра, а на другом имеет жесткую связь с осью дроссельной заслонки. Подвижный контакт у нас является сигнальным, непосредственно с него, ЭБУ берет информацию о положении дроссельной заслонки. Соответственно, на выходном разъеме датчика мы имеем три контакта. Два контакта питания на потенциометр, и один контакт сигнальный.
Назначение датчика положения дроссельной заслонки
Как уже упоминалось выше, ДПДЗ участвует в основных корректировка по подаче топлива, а именно в определении режима работы двигателя и корректировке угла опережения зажигания. Если при работающем двигателе, ДПДЗ определяет,что дроссельная заслонка открывается более чем на ~70 %, электронная система управления двигателем (ЭСУД), переходит в режим полной мощности двигателя. При данном режиме, идет максимальная подача топлива, то есть двигатель начинает развивать максимальную мощность, путем обогащения топливо-воздушной смеси и изменением угла опережения зажигания.
Алгоритм работы ЭСУД таков, что показания этого датчика оказывают большую роль, в формировании устойчивой работы двигателя. Во всех его диапазонах, начиная с режима пуска двигателя, и заканчивая режимом торможения двигателя. Если выразиться другими словами, он показывает намерения водителя о дальнейшем режиме работы двигателя, так как отслеживает любое изменение положения дроссельной заслонки.
Виды датчиков положения дроссельной заслонки
Также стоит отметить, что ДПДЗ бывают двух видов:
1 Пленочно – резистивные
2 Бесконтактные
Пленочно – резистивные ДПДЗ, имеют резистивную дорожку из электрического проводника, по которой как раз таки и перемещается бегунок датчика ДПДЗ. В бесконтактных ДПДЗ, данная дорожка отсутствует, они работают на основе магнитного поля, при изменении положения дроссельной заслонки, изменяется сопротивление магнитного поля, и соответственно напряжение на сигнальном контакте ДПДЗ.
Бытует мнение, что бесконтактные датчики являются более надежными, по сравнению с пленочно – резистивными. В теории это логично, ведь на самом деле, чем меньше трущихся делателей присутствует в каком либо узле, тем меньше его детали повержены износу. Но на практике, как правило это является далеко не самым решающим фактором в вопросе надежности. Но об этом мы поговорим в отдельной статье.
Источник: https://autobran.ru/datchik-polozheniya-drosselnoj-zaslonki/