Как известно, в СССР по Ленд-лизу было поставлено немало техники и боеприпасов из США. Уже не единожды говорилось о «Шерманах», воевавших в СССР, о грузовиках Studebaker и многом другом. Но ассортимент заграничной техники не ограничивался этим. Были и менее знаменитые машины, которые смогли полюбиться советским экипажам и внести свой – пусть незначительный – вклад в победу. О таком случае мы сегодня и поговорим.
Полугусеничная самоходка
Во время войны американцами был создан полугусеничный броневик M3, широко использовавшийся в боевых действиях. Его применяли не только как транспорт – он был базой для самоходных минометов, зенитных установок и противотанковых орудий. Именно последний тип вооружений заинтересовал британских военных. Основываясь на соглашении по поставке техники, они запросили у американцев симбиоз их бронетранспортера с английской пушкой.
Уже в 1942 году был готов опытный экземпляр САУ T48. Она представляла собой БТР M3A1 с кормой, переделанной под установку орудия M1. Правда, для установки орудия потребовалось отказаться от 12,7-мм пулемета M2HB над кабиной. Пушка представляла собой лицензионную копию британской 57-мм «6-фунтовки» (QF 6-pounder).
Базовая машина осталась неизменной. Она демонстрировал посредственное бронирование (6-13 миллиметров) и приемлемую мобильность. 147-сильный мотор позволял достичь скорости в 70 км\ч по шоссе, а наличие гусениц и масса в 10 тонн добавляли уверенности на бездорожье. Экипаж машины состоял из четырех человек: водитель, командир, стрелок и заряжающий.
Готовая машина соответствовала требованиям британцев. Она была мобильна, а ее орудие позволяло поразить 75-мм брони на расстоянии до километра. Уже в конце 1942 года началось ее серийное производство. За полгода было создано 962 машины, большинство из которых (650 машин) были отправлены в Соединенное Королевство. Изначально, новые самоходки готовились для усиления британских соединений в Северной Африке. Но появление у немцев новых танков сделали приобретение не таким желанным. Более того, создание 76 мм орудия восполнило пробел в британских вооружениях, способных эффективно противостоять немецким танкам. Что же делать?
Не тебе, Боже, что нам негоже
Поняв бесполезность новой машины, британцы передали 620 самоходок в СССР. Колесо Ленд-лиза снова провернулось! Здесь бывший T48 получил стандартизованное наименование - СУ-57. К слову, это был единственный образец американского вооружения, которое использовалось лишь в СССР.
Новые САУ были распределены по вновь созданным бригадам истребителей танков, состоявших из трех батальонов по 60 машин. Оставшиеся СУ-57 были переданы в мотоциклетные батальоны, где они восполняли недостаток огневой мощи.
Первым подразделением на СУ-57 стала 16 истребительная бригада, сформированная летом 1942 года. В составе этого подразделения американские машины участвовали во время наступления на Днепр в 1943 году. В августе 1944 года СУ-57 использовались в боях на Барановском плацдарме в Польше. Известно об их участии в Берлинской кампании в победные дни 1945 года.
Несмотря на то, что машину «забраковали» в Великобритании, советским солдатам пришлось обуздать не самую совершенную боевую единицу. Ведь и она не была лишена преимуществ! Используя орудие, расположенное в высшей точке машины, было разумно укрывать СУ-57 в складках местности. А в качестве машины второй линии даже 57-мм пушка была весомым аргументом. Более того, даже при наличии хорошо бронированных «Тигров» и «Пантер», до конца войны немцами использовались средние Pz.Kpfw III и Pz.Kpfw IV. А для этих танков британская «6-фунтовка» была опасным противником.
Некоторое количество СУ-57 успело повоевать и по «ту сторону баррикад», став трофеями противника. Так, эти машины ограниченно использовались в подразделениях 105-го гренадерского полка вермахта. Из союзников СССР, американо-британские самоходки были на вооружении Польши.
На видео ниже можно увидеть единственную СУ-57, оставшуюся в ходовом состоянии.
Итоги
СУ-57 была не той машиной, о которой принято вспоминать даже людям, увлеченным техникой. Она ничем не выделялась, и при ее виде клинья немецких танков не разъезжались в ужасе. Эта незаметная самоходка в трудный момент восполнила пробел в технике, который образовался на начальном этапе войны. А учитывая, что машина изначально была отвергнута заказчиками, но дошла до Берлина в составе Красной Армии, дело здесь не столько в технике, сколько в ее экипажах.
После войны множество экземпляров СУ-57 сохранилось. Сегодня эту машину можно увидеть в Кубинском музее и в Парке Победы в Москве.