Найти в Дзене
Фильманьяк

Метод 3 (2025) - лучший сезон?

Лера - студентка математического факультета. На первый взгляд обычная милая девушка, но никто не знает, что она с трудом преодолевает неутолимую тягу к насилию. Вскоре после того, как срыв всё-таки случается, на Леру выходят загадочные сотрудники полиции и просят её... о помощи. Позже она знакомится и с их начальником - майором Меглиным, который собрал под своё крыло людей с такими же склонностями, что и у Леры - и теперь старается их направлять на благо общества. Первый «Метод» сегодня сводит олдскулы. То был проект, который действительно преобразил отечественную индустрию сериалов своим новаторским подходом. То было время, когда Юрия Быкова боготворили либералы и вешали на него регалии новой надежды российского кино. Ну и наконец, это действительно был сериал, достоинства которого перевешивали недостатки - чуть затянутый, но всё же увлекательный, с особым колоритом, россыпью ярких персонажей, богатым на цитаты сценарием, и довольно внятной лекцией по теме маньяков нашей огромной стр
Горілка или гарна дівчина - что выберешь ты?
Горілка или гарна дівчина - что выберешь ты?
Лера - студентка математического факультета. На первый взгляд обычная милая девушка, но никто не знает, что она с трудом преодолевает неутолимую тягу к насилию. Вскоре после того, как срыв всё-таки случается, на Леру выходят загадочные сотрудники полиции и просят её... о помощи. Позже она знакомится и с их начальником - майором Меглиным, который собрал под своё крыло людей с такими же склонностями, что и у Леры - и теперь старается их направлять на благо общества.
Мы?
Мы?

Первый «Метод» сегодня сводит олдскулы. То был проект, который действительно преобразил отечественную индустрию сериалов своим новаторским подходом. То было время, когда Юрия Быкова боготворили либералы и вешали на него регалии новой надежды российского кино. Ну и наконец, это действительно был сериал, достоинства которого перевешивали недостатки - чуть затянутый, но всё же увлекательный, с особым колоритом, россыпью ярких персонажей, богатым на цитаты сценарием, и довольно внятной лекцией по теме маньяков нашей огромной страны. Задел на сиквел нескоро, но всё-таки был реализован - и через 5 лет мы увидели «Метод 2». Годом позже Хабенского взяли на пост художественного руководителя-директора МХТ имени А. П. Чехова, в связи с чем он реже стал появляться в кино, но по-хорошему, после его богомерзких отвратительных кривляний во втором сезоне лучше было бы вообще оставить актёрскую профессию. Вот он, образец «культа личности» - ведь в большинстве своём люди про второй сезон хвалили только за Хабенского! Впрочем, возможно что Хабенский был там действительно не худшим элементом - невнятная постановка, напрочь размытый отечественный колорит и дурной сценарий сделали своё дело. Просто давайте вспомним, что в финале Меглин обрёл семью, частью которой стала сопровождающая его галлюцинация «мальчика кровавого в глазах» и улетел в закат на Чёрной Молнии (Газ-21 с характеристиками Трансформеров). А вы говорите ещё, что у «Женщины-Халк» плохая концовка?

В первой серии Зверь кусает стриптизёршу. Многие сочли, что это отсылка к печально известному скандалу, в котором Кологривый показал своё истинное лицо.
В первой серии Зверь кусает стриптизёршу. Многие сочли, что это отсылка к печально известному скандалу, в котором Кологривый показал своё истинное лицо.

Несмотря на то, что второй сезон был справедливо разруган, продюсеры нет-нет, а рассматривали новые предложения для создания третьего сезона. Более того - планировали вновь привлечь к делу Быкова. Тот как раз остепенился, унял свои истерики с многократным уходом из кино, и стал тихо и мирно работать в мейнстриме, снимая про лихие 90-ые. Новый сезон нехило взвинтил ожидания публики, которая за прошедшие годы привыкла к тому, что качество у нас серьёзно выросло. А тут ещё нужно было как-то искупить грехи за позорный второй сезон. Судя по первой реакции публики, не все принятые решения пошли на пользу. Однако новый формат - 8 серий вместо 16, как раньше - явно повышает шанс на то, что знакомство с новым сезоном доведут до конца не взирая на все предубеждения.

На работе - как дома. Штаб-квартира Меглина снималась на территории особняка барона Штиглица, который ранее принадлежал предкам актрисы Анны Банщиковой.
На работе - как дома. Штаб-квартира Меглина снималась на территории особняка барона Штиглица, который ранее принадлежал предкам актрисы Анны Банщиковой.

Вот бывают веяния, мода, когда на волне успеха чего-либо начинается массовое подражание. А бывают случайные (или нет?) совпадения, когда кажется, будто какая-то одна идея родилась одновременно в двух головах в разных концах планеты. И складывается такое чувство, что подобное как раз и произошло, на сей раз - между третьим сезоном «Метода» и новым сезоном «Декстера». Совпадения чисто концептуальные, и тем не менее. Новая героиня Лера - нуждается в том, чтобы кто-то дал ей «кодекс», обучил справляться с её жестокими позывами. Параллельно с этим происходит её посвящение в клуб «анонимных маньяков», который собрал Меглин. Концептуально это калька с «Отряда самоубийц», но ведь и в «Декстер: Воскрешение» клуб по интересам регулярно восседает за проектором, устраивая из преступлений настоящий перфоманс. Критики уже наседают с претензиями по части логики, будто бы забывая, что она не шибко очерчивала своё присутствие в первых двух сезонах. Быков по этой части на самом деле большой молодец - когда его унылый концепт отвергли продюсеры первого сезона, он тут же переобулся, выдав максимально стильный (в рамках пейзажей матушки-России) кинокомикс, где злодей недели был aka очередной антагонист Бэтмена. Третий сезон - это уже кристально чистая стихия кинокомикса, и если бы кто-нибудь додумался тут повесить в титрах логотип, например, Bubble - о чудо, все претензии бы мигом испарились. Или нет?

Синий кит? Или происки Мефисто?
Синий кит? Или происки Мефисто?

Как бы там ни было, третий сезон именно как комикс, с опереточными персонажами, динамичными драками, и яркой химией взаимодействия персонажей - настоящее guilty pleasure. Кому-то из исполнителей Быков даже дал дельный совет: не ищи здесь логику, у нас всё - цирк, абсурд, гиньоль. Ближе к финалу даже хочется, чтобы автор немного попридержал коней, ибо он утапливает педаль абсурда с такой силой, что его приятно «звенящая пошлость» уже рискует оглушить зрителя. Подобных элементов на самом деле хватает уже с самой первой серии - чего только стоит параллельный монтаж из убийства маньяка вперемешку с кадрами охоты гепарда в дикой природе. Если раньше пафосные нетелефонные разговоры приключались в подворотнях, то теперь - исключительно на фоне разводных мостов Санкт-Петербурга. Юморной микс эстетства и насилия - тоже присутствует, вся пятая серия вдохновлена сериалом «Ганнибал». Из иных влияний тут виден явный привет «Экстазу» Гаспара Ноэ, когда персонажи устраивают энергичный танец, через который сублимируются их насильственные инстинкты. Чёрного юмора тут вообще вагон с тележкой, причём разной степени тонкости - в той же пятой серии можно увидеть «типичную речь на похоронах». Но, как уже говорилось, в финале творится сплошной апогей по всем статьям. Начиная от битвы гипнозов и заканчивая бунтом в лечебнице Аркхэм. Моралисты явно не оценят усмешку Быкова.

Не упоминается, где конкретно воевал Связист, но судя по всему, он из ЧВК.
Не упоминается, где конкретно воевал Связист, но судя по всему, он из ЧВК.

Забавно другое - то, что в финале сериал вновь будто элегантно подражает западному коллеге, вышедшему за пару месяцев до этого - «Декстер: Воскрешение». Нет, тут режиссёр не даёт персонажам сломать четвёртую стену, но устраивает самый натуральный метакомментарий о судьбе сериала! «Метод будет жить и развиваться» - вещает с экрана лично Быков, прямо намекая нам на то, чего стоит ждать от будущих сезонов. Забавно и то, что после столь впечатляющего монолога Быков поступает со своим собственным персонажем по-тарантиновски. При всём при этом нельзя сказать, что третий сезон ушёл только в exploitation, он вышел довольно таки неглупым. «Осуждаем» заложено не только во вступительном предупреждении, но и на уровне сценария. Отряд Меглина действует эффективно, но всегда с побочным ущербом - виновность очередного подозреваемого доказывается только с помощью ещё одного трупа на его счету. Пантеон антагонистов собран с поправкой на современность.

Райан Оттер написал более разнообразное, но менее цепляющее слух музыкальное сопровождение, изредка используя старые темы.
Райан Оттер написал более разнообразное, но менее цепляющее слух музыкальное сопровождение, изредка используя старые темы.

Тут и что-то из духа эпохи - некомпетентные психологи, трэш-стримеры и программисты-анальники, а что-то - вполне себе вечное - будь то грязные тайны высших чинов или же последствия неразделённой любви из новостных сводок. Схематичные флэшбеки продолжают глаголить о том, что маньяк - первичная жертва обстоятельств, и таким образом сценарий подсвечивает некоторые проблемные стороны нашего бытия, глядя на которых сильно призадумываешься, а стоит ли овчинка выделки, если некоторые традиционные методы воспитания могут позже аукнуться? И хотя на сей раз команда утверждает, что все персонажи придуманы с нуля, они явно кривят душой, ибо легко считается влияние как отечественных, так и зарубежных реально существовавших персон. Наконец, нельзя не отметить, что финальный монолог, зачитываемый Хабенским - это абсолютно гениальные слова, в присутствие которых после всего увиденного даже сложно поверить, настолько их глубина не вяжется с увиденным ранее кровавым комиксом. Впрочем, что-то подсказывает, что их по-настоящему прочувствовать и понять смысл смогут далеко не все.

Мем «Что у вас тут происходит» можно было обыграть более изящно.
Мем «Что у вас тут происходит» можно было обыграть более изящно.

Как это снято? Стиль, граничащий с китчем - кажется, вернувшись десять лет спустя Быков нисколько не утратил формы, даже наоборот, был рад вернуться в этот мир. После невнятной фактуры второго сезона, Юрий вновь показывает мастер-класс, как на камеру «снимать Россию», умело жонглируя провинциальной обшарпанностью, корпоративными офисами и развратными клубами. При этом местами есть фрагменты, снятые совершенно убого - к примеру, когда Лера пытается объяснится с Олегом в питомнике. Такое чувство, что Быкову в ту смену было совершенно лень добиваться от актёров убедительности. Ну и касательно сцены, Олег конечно оказался тем ещё фруктом - как можно вообще до такого додуматься посреди вонючего питомника да ещё и под камерами? Гуро хоть и щедро расплёскано на экране, вишнёвого варенья на лица актёров разбрызгано уйма, однако было странно тут встретить цензуру. Отрезанные причиндалы заблюрены, причём компанию им так же составил и один единственный неприличный жест. Единожды брошенный мат запикан. Столь же странно цензура вторгается и на территорию обнажёнки. Ведь возвращаясь к эстетике первого сезона, Быков вновь занимается сексплуатацией - там он снимал Андрееву так, что и раздевать не надо было. Второй сезон, в котором персонажи Петрова и Андреевой имели привычку в каждой второй серии иметь близость, был снят на удивление асексуально. В третьем сезоне Быков прямо в пилотной серии без всякого повода раздевает и Савранскую, и Кологривого, и далее в сериях не опускает планку. Ровно до пятой серии, когда в разнузданной оргии у него персонажи всё делают в одежде - и даже удивительно, что после такого они умудряются проснуться без неё. Видимо, уроки «Викинга» уже позабыты.

Паулина Андреева от съёмок в третьем сезоне отказалась, ибо творческие амбиции уже иные.
Паулина Андреева от съёмок в третьем сезоне отказалась, ибо творческие амбиции уже иные.

Не просто так Быков пел дифирамбы в адрес Анны Савранской - хотя как и Андреева, местами люто фальшивит (особенно когда кричит как Судья Дредд), местами всё-таки очень хороша. В момент, когда она Сталкеру прямо говорит, что может вертеть им как пожелает, невольно с возмутительным восхищением про себя воскликнешь: «Ах ты ж су***!». Кологривый хоть и эффектен, но уже явно скатывается в самоповторы, было пару моментов, когда вместо Зверя на экране промелькнул Кощей. Причём его коллега по «Слову пацана» Зулькарнаев явно старается не отставать, ибо найди 10 отличий между Кодой и Зверем. Вечно облитый глицерином Калимулин неплох в роли типичного хикки, который функционально заменяет в сюжете Глухого. Совершенно чикатильский образ у Черневича, который обычно прозябает в ролях начальников с пропитым лицом. Снежана Самохина - богиня. Быков прекрасно вернулся в образ «плохого копа». разговаривающего подчёркнуто фальшивыми интонациями.

Скорый на расправу русский народ - вновь присутствует.
Скорый на расправу русский народ - вновь присутствует.

А вот самое слабое звено третьего сезона - это, как ни странно, Константин Хабенский. Он опять разгуливает с раскрасневшимся лицом как во втором сезоне, пытаясь в перфомансе нащупать что-то, что соответствовало бы эволюции его персонажа (учитывая тот сюжетный поворот с Есеней). Но всё не то. Непонятно почему, но от его образа буквально разит усталостью. Может ему не особо-то и хочется возвращаться к этой роли - хотя в это не особо верится, учитывая, что Хабенский - одна из главных движущих сил проекта. То ли его актёрский поиск уже ведёт куда-то не туда - поскольку явно просматриваются отголоски того, что артист явно не отказывается от всего того, что натворил во втором сезоне. И скорее всего, ввиду того, какой величиной ныне является актёр, ему более никакой режиссёр не указ. А тут уж гадайте сами, обленился или же теряет форму. С учётом того, что Быков с молодёжью-то не все эпизоды смог нормально поставить, что уж говорить о каких-то претензиях к Хабенскому.

В новом сезоне Меглин явно стал менее толерантным к «нашим»
В новом сезоне Меглин явно стал менее толерантным к «нашим»

В общем, по сравнению со вторым сезоном, третий - это шедевр. Но по сравнению с первым - всё-таки немножечко не дотянул. Серьёзно сыграла на руку лаконичность истории - если третий сезон растянуть как первые два на 16 серий, все его огрехи точно будут резать глаз в разы сильнее. К финалу усилий Быкова едва хватает, чтобы потешный абсурд, вся эта «восхитительная чушь» окончательно не обратилась в неудержимый поток дурновкусия. Получится ли в будущем не скатиться в подобное? Это уже очень хороший вопрос. В любом случае, третий сезон отлично справился с задачей реабилитировать сериал, да ещё и задал потенциально интересный новый курс для дальнейшего развития. Получилось интересно, познавательно и не глупо, пускай даже ради этого и пришлось местами повторить пройденное.

Подписывайтесь и пишите в комментариях, что думаете о сериале!