Молодой Бэтмен по ночам чистит Готэм от преступности, но чище не становится. Масштаб проблем выходит из подворотен на первые полосы, когда кто-то начинает помогать Бэтмену, только более жестокими методами. Поиск убийцы невольно погружает Брюса Уэйна в мир самых влиятельных фигур Готэма. И как выяснится, здесь нет безгрешных...
С того момента, как Кристиан Бэйл повесил плащ Бэтмена в шкаф, только и ходили разговоры, кто же станет следующим воплощением ужаса, летящего на крыльях ночи? Спустя год в киновселенную, зачатую Заком Снайдером, вписали Бена Аффлека. То был странный выбор, с учётом того, что Аффлек старше Бэйла, да и вообще введение столь значимого для поп-культуры героя в фильме на второй роли показалось необычным.
Как бы то ни было, для Снайдера нужен был Бэтмен, который уже не первый год восстанавливал справедливость. И следом за разрастающейся киновселенной, в безумных попытках тягаться с Marvel, пошли разговоры о сольном приключении Бэтмена. Кажется, к постановке «Бэтмен: Начало» Нолана и то пришли быстрее. Аффлек и подписывался на сольник, и сам садился писать сценарий, и собирался режиссировать проект.
В итоге после всех переделок и личных неурядиц оставил проект позади, а дело доверили Мэтту Ривзу, который как раз закончил сагу «Планета обезьян», и пришёл к Warner с готовыми задумками и видением. Прошло пять лет, задержки из-за пандемии – и мир увидел нового «Бэтмена» - ещё более приземлённого, чем версия Нолана, ещё более мрачного, ещё более реалистичного.
На этапе рекламной кампании казалось, что проект будет бомбовым. Промо-материалы обещали зрелище в духе триллера «Семь», и казалось, что качество будет соответствующим. Казалось. Почему-то при просмотре Бэтмена вспоминается, как Мэл Гибсон высказался про фильм Вима Вендерса «Отель «Миллион долларов», назвав кинополотно «скучным, как собачий зад».
Вспоминается так же, как Стивен Спилберг отозвался о «Барри Линдоне»: «Мне очень нравится «Барри Линдон», но для меня это похоже на прогулку по музею Прадо без перерыва на ланч». Спору нет, в стилизации кинокомикса под «Семь» Дэвида Финчера оператор Грег Фрэйзер чертовски хорош. Будь то погоня с участием бэтмобиля, или драка в клубе, или просто беседа в бэтпещере – всё можно скринить и вешать в рамочку.
Сценарий действительно даёт интересную пищу для размышлений, выуживая из длиннющей истории четы Уэйн что-то, доселе неведомое зрителю. Представить Загадочника как серийного убийцу в духе «Зодиака» - блестящая идея. Да и актёры все молодцы. Вот только главная проблема здесь оказывается… как ни странно в авторе всего этого действа и его странных решениях.
Мэтт Ривз почему-то невероятно растягивает действие, отчего все вышеперечисленные плюсы просто сходят на нет. Бэтмен целую минуту вышагивает из тьмы при каждом своём появлении, с чинной грациозностью слоупока поднимает взгляд, словно всем своим видом демонстрируя каждому встречному, насколько тяжела его жизнь.
Редчайший случай, что актёру приходится большую часть времени проводить в костюме и маске, а не наоборот. В редкие моменты, когда мы видим Паттинсона в обличии Брюса Уэйна становится понятно, что на роль его позвали не зря. Но его медлительность в кадре как Бэтмена просто раздражает и делает почти все сцены с ним нелепым.
Пол Дано оказывается в аналогичной ситуации, и весь фильм проводит под маской, чтобы в итоге показать своё лицо всего лишь в трёх сценах. Странное дело, но раньше, когда смотрели кинокомиксы, хотелось увидеть героя и злодея при полном параде – в «Бэтмене» ждёшь обратного, когда же все снимут маски. Не будем говорить о том, насколько хорошо (нет) сходятся все ниточки в единое целое в этом фильме, но из-за медлительности попросту убивается интерес.
Ривз, вероятно, подсмотрел у Дени Вильнёва такой приём, как бесконечно долгую демонстрацию одиночного скитания героя, погруженного в собственные мысли. В «Бэтмене» вместе с динамикой убивается вся интрига, а финал как-то и вовсе разочаровывает излишней декларативностью. Невольно опусы Нолана с большей охотой пересмотришь, нежели нового «Бэтмена» - он успевает наскучить, ещё не добравшись до середины.
Поставив себе цель углубится в психологические аспекты персонажа, Ривз, кажется забывает, что тот всё ещё остаётся парнем в нелепом костюме. И поэтому когда в финале камера фиксируется на том, как Бэтмен поднимает взгляд вслед спасённому мальчику, накатывает то ли смех, то ли раздражение. Зритель не такой дурак, мистер Ривз, он уже понял разницу между возмездием и спасением. Слабое нудное кино. Могло получится сильнее, если бы не режиссура Ривза.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.