Неудачливый комик Артур Флек в прямом эфире убил телеведущего, после чего мгновенно прославился на весь мир как Джокер. Теперь он ждёт суда, находясь в психиатрической лечебнице Аркхем. Вменяемость ставится под ещё большее сомнение, когда Артур влюбляется в неожиданную фанатку...
«Джокер», вышедший в 2019, изменил всё. Пока ущербная киновселенная DC корчилась в агонии, одиночный фильм, имеющий достаточно косвенное отношение к комиксам, с лёгкостью взял миллиард. Конечно было ясно, что у его автора не было никаких планов на дальнейшее продолжение истории персонажа. Но с другой стороны можно было смело идти в букмекерскую контору и ставить на то, что сиквелу - быть.
Если не Тодд Филлипс, то кто-то другой. Если не сейчас - то через 5, 10, 15 лет. Это Голливуд. И на самом-то деле продолжать «Джокера» - не такая уж и плохая идея. Много чего можно было бы сделать с таким персонажем. В духе второго «Крёстного отца» можно было бы показать, как Флек обживается в своём новом амплуа. Много было теорий о том, как далее можно было бы привести персонажа к его комиксному статус-кво.
Теорий много, вот только все они явно шли наперекор видению Тодда Филлипса. А он всего за первые 3 минуты «Безумия на двоих» резюмирует первый фильм. Чисто дабы напомнить зрителю, кто его главный герой на самом деле. Все ждали, что сорвавшийся с поводка морали Артур Флек встанет на путь, который сделает из него преступного гения и заклятого врага Бэтмена. Ещё во время премьеры первого фильма режиссёр говорил о том, что Флек - вовсе не обязательно «тот парень». И в сиквеле он продолжает гнуть эту линию.
Вступительный мультфильм демонстрирует, как отброшенная Флеком тень Джокера попортила ему жизнь. Так и есть - мультфильм превращается в мрачную реальность, и виолончель Хильдур Гуднадоуттир прямо таки кричит о той невыносимой тяжести пустоты, что таится внутри сгорбленного и понурого Флека. Он всё такой же - жалкий, немощный, совершенно неприспособленный для этого жестокого мира. Выпущенный в прямом эфире пар уже рассеялся.
А пока Артур тяготится от невыносимости бытия, его тень активно бьёт рекорды и поднимает рейтинги. Про Джокера успели снять телефильм, написать книгу, а грядущий суд в прямом эфире - не иначе как процесс века. Да и актёр Билл Смитрович в гриме уж больно похож на Фрэнка Каприо из телепередачи «Caught in Providence» - вы наверняка видели эти фрагменты, где «самый добрый судья в мире» постоянно одерживает победу гуманизма над бюрократией.
Пока окружающий мир зарабатывает на тёмной славе Джокера, самого Флека волнует только одно - появление родственной души. Артур, не знавший любви, не знает, что часто влюбляются не в человека, а в представление о нём. Знать не знает, но не может этого не чувствовать - и в своих фантазиях он абсолютно потакает возлюбленной, которая хочет видеть его Джокером. А от фантазий плавно переходит и к реальности, когда в гриме заявляется в зал суда.
Стоит сразу же сказать - «Безумие на двоих» - это не мюзикл, и не судебная драма. Поскольку от мюзикла здесь есть только один потрясающий номер - «Gonna Build a Mountain», в котором Леди Гага отжигает модуляции за роялем, а Феникс неистово отплясывает чечётку. Всё остальное с натяжкой назовёшь музыкальными номерами, половину из которых артисты даже не поют, а лишь вполголоса напевают. Тем более это касается Феникса, который всё это исполняет скрипучим голосом Артура Флека. Хотя ладно, исполненный им «The Joker» - в яблочко.
Судебная драма в американском кино - это когда прокурор и адвокат постоянно вскакивают, тычут друг в друга пальцами, орут друг на друга, с пеной у рта произносят пламенные речи. В редких случаях им аккомпанирует охами и ахами аудитория в зале суда - например как в триллере «Тело как улика». Поначалу кажется, что процесс века так и произойдёт - лощёный щегол Харви Дент прямо-таки всем видом своим кричит, что готов на этом деле сделать себе карьеру.
Однако не обманывайтесь. Нас ждёт не заседание суда, а социальный опрос. Юристы конечно изворотливы в подборе формулировок, но в реальности, вероятно, такой процесс просто бы не проканал. Поскольку все вопросы обвинения и защиты сводятся к формированию субъективного мнения. Даже приглашённый психиатр вместо толстой папки с бланками психодиагностики нудно разглагольствует формулировками: «я думаю, я считаю, я полагаю».
Уж не направлены ли эти вопросы к зрителю? Сообщество гиков гневно восприняло первого «Джокера» за то, что фильм был про Артура Флека, а не про Джокера. То, что персонаж получает новую интерпретацию при каждом своём появлении - почему-то мгновенно забылось. Складывается забавная ситуация: зритель смотрит за дискуссией - является ли Артур - Джокером. При том, что сам Артур в это время танцует у себя в голове, озабоченный внезапно свалившейся на него любовью фанатки.
Мультфильм оказался не флэшбеком первого фильма, а флешфорвардом второго. Трагедия маленького человека оказалась где-то на задворках, погребённая шелухой от восхищения психопатом из комиксов. В своём последнем слове на суде Артур с горечью рассказывает анекдот про свою жизнь. Взгляд актёра устремлён чуть ли не прямо в глаза зрителю. Феникс в этот момент просто феноменален. Вся боль от осознания невозможности что-либо изменить транслируется прямо в сердце.
Сюжет внезапно делает крутой поворот в духе «Бразилии», после чего режиссёр, доселе мучивший зрителя мюзиклом, начинает нещадно раздавать оплеухи всем, кто неправильно понял «Джокера». Вас бесила привязка к Бэтмену? Вот вам пошлая заявка на Двуликого, прямо в духе реализма Нолана. Вы фанат Джокера? Спасаемся от вас бегством. Ждёте, что герой счастливо укатит в закат с Грейс Келли? Пришедшая с песнями и фантазиями Ли так же с песней и уйдёт. Хотели Джокера? Да пожалуйста, прямо сейчас оформим.
Тодд Филлипс начинал свою карьеру с документального фильма «Ненавистный» про ДжиДжи Аллина. Что ж, похоже, что теперь «ненавистным» станет режиссёр. Поскольку получить у студии карт-бланш, а потом снять за типичный бюджет фильма Marvel «Забавные игры» - такое в Голливуде не прощают. А это именно то, что сделал Филлипс - снял антикинокомикс. В шутку или всерьёз? Судя по тому, что он намеревался повторить фестивальный триумф, больше похоже, что всё-таки лавры Ларса фон Триера и его «Танцующей в темноте» не давали покоя.
Отчасти повторяется здесь и ситуация как с Джеймсом Кэмероном, который после свалившихся на него миллиардов не знал, про что же снять второй «Аватар». Во всяком случае, об этом говорят и различные версии концовок, одна из которых была изменена благодаря вмешательству Кристофера Нолана. Между прочим, было бы очень смешно, если бы актёру из финальной сцены на компьютере приделали лицо Хита Леджера, как нынче любят делать в Disney. У проктологов всего мира октябрь 2024 был бы самым высокоприбыльным в истории.
Недоразумение аудитории в Каннах сыграло очень дурную шутку, за месяц до премьеры запустив снежный ком негативного сарафанного радио. А вместе с ним и прогнозы продаж билетов съёжились как шагреневая кожа. В интернетах перед премьерой очень часто можно было встретить одну и ту же фразу. Дескать, первый «Джокер» был не про Джокера, а про душевнобольного, и если бы он не назывался «Джокером», то это кино было бы никому не нужно. Всё «Безумие на двоих» - по сути, риторика вокруг данного тезиса, который, судя по всему, болезненно аукнулся Тодду Филлипсу.
В общем-то, кино можно было закончить уже в сцене оглашения приговора. Дальнейшие издёвки, как и музыкальная составляющая, всё-таки идут с некоторым перебором. Когда у автора есть карт-бланш и личные счёты со зрителем, искусство страдает. Не зря Ларса фон Триера упрекали в злоупотреблении манипуляциями в «Танцующей в темноте». Как и не зря ругали Дэвида Линча за третий сезон «Твин Пикс». Насмешки Филлипса немного уводят его от сути - заодно и зрителя вместе с ним. Достаточно было посмотреть на реакцию людей в зале, которые уже вслух начинали материться, когда кто-то из актёров опять начинал напевать.
В общем, сиквел вовсе не так плох, как его малюют. Но обширная проблематика первой серии здесь явно отходит на второй план, когда автор решает обратить историю в антикинокомикс. С учётом того, что ради этого под кожу истории топорно запихнули скелет «Танцующей в темноте», остаётся только один вопрос. Оправдала ли цель средства? Бюджет «Безумия» спишут в конце квартала при подсчёте убытков, а снимать всякие спин-оффы с очеловеченными антагонистами будут продолжать, пока они приносят хоть самую малую копейку. Такова жизнь.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.