В городе Вознесенск местный блогер ведёт суровые репортажи об ужасах провинции. Последний сюжет – громкое заявление о существовании серийного убийцы при полном бездействии полиции. Из Москвы для формальной проверки присылают следовательницу, которая находит блогера мёртвым. Кто-то явно не хочет, чтобы правда всплыла.
Михаил Попков, так же известный как «Ангарский маньяк» - не первый милиционер-маньяк в истории отечества, но точно самый знаменитый. Результативность «Тени Чикатило» была столь высокой, что кинематографисты увидели в этой истории благодатную почву для создания остросюжетного сериала.
За два года препродакшна много изменилось. К проекту привлекли популярного театрального режиссёра Константина Богомолова, который громко ворвался в индустрию кино с провокационным сериалом «Содержанки». Богомолов сходу переписал сценарий, что называется, под себя. Детектив остался, черты дела «ангарского маньяка» остались. Но личность Михаила Попкова исчезла целиком и полностью.
Несмотря на свою «заумную» репутацию, Богомолов довольно простыми словами объясняет суть проекта. Более того – в самом сериале присутствуют такие эпизоды, в которых умещается вся суть наблюдаемого ранее монотонного действия. Проблема же здесь несколько в другом.
Сюжет о визите москвича в туманную провинцию – что называется, уже стал клише. Достаточно вспомнить такой образчик «маньячного» триллера как «Тот, кто гасит свет». Богомолов это прекрасно понимал, ознакомившись с исходным текстом. И, по мере сил, постарался преобразовать это в некое постмодернистское осмысление российской реальности.
Подражая любимым творениям западных коллег, Богомолов не разменивается на какое-либо представление персонажей. Вот сидят некие люди, толкуют о чём-то. Зрителю приходится вырываться из объятий Морфея и гадать, что происходит. Первое же убийство запускает цепочку событий, которая затрагивает всех ключевых персонажей в городе. Маньяка в том числе – но в самую последнюю очередь.
Один из героев иронически называет Вознесенск – «Твин Пиксом». Однако наследие 90-ых в конечном итоге оказывается лишь побочным сюжетом. Связующей цепочкой и основной темой сериала оказываются отношения, которые нынче принято называть токсичными, созависимыми, «абьюзивными».
Главная героиня Евгения Ключевская – родом из такой семьи. Она не блюёт на месте преступления, не таращит глаза в ужасе от рассказов свидетелей. И к душной атмосфере Вознесенска она привыкает быстро, поскольку понимает, что везде одно и тоже. Маньяк – это вполне закономерное явление для подобной среды. И даже если бы его не было, то его стоило бы придумать. Ведь лучше верить в то, что некий монстр убивает проституток. Чем признать очевидное, что монстр живёт по соседству, или даже под одной крышей с тобой.
Однако насколько же хорош «Хороший человек» в плане психологическом? Увы, здесь Богомолов экзамен проваливает. Домашнее насилие, алкоголизм, созависимые отношения, абьюз – всё это щедро подаётся без какого-либо осмысления, где же прячутся корни данных явлений. Устами очередной зачерствевшей души режиссёр гласит – все маньяки, да не всех посадишь.
Финал всей истории оказывается довольно разочаровывающим. Образ маньяка резко обращают в типичного абьюзера, который клянётся в любви и обещает больше никогда-никогда – и тут же берётся за старое. А Ключевская так банально пытается спасти от него юную душу, словно по заветам Ганнибала Лектера закрывая таким образом собственный гештальт.
Вообще складывается впечатление, что сериал или не дописан до конца, или же урезан. Поскольку можно ещё понять причины, по которым некоторые сюжетные ветки обрываются. Но многое, из того, что происходит в последней серии, оказывается уж совсем бессвязным, буквально, взятым с потолка.
Как всё это смотрится? Не ахти. Актёры играют замечательно, главный дуэт Снигирь и Ефремова и вовсе великолепен. Красноречивость персонажей даже из самых эпизодических карикатур творит живых людей. Но режиссёрские приёмы в виде анимационных вставок, постоянно повторяющихся чёрно-белых эпизодов, да и непосредственно плавучести тем в тягучем сценарии как-то сводят впечатление в отрицательную сторону.
Наибольшее раздражение вызывает саундтрек. Замечательный романс «Что так сердце растревожено» в исполнении группы «Ноль» за девять серий успевает сыграть, наверное, более тридцати раз. Музыка, идущая контрапунктом относительно происходящего, здесь явно утрачивает всякий смысл. Вкупе с повторяющимися эпизодами складывается впечатление, что «Твин Пикс» упомянут не просто так. Должно быть, Богомолов в восторге от третьего сезона. Как и Линч, Богомолов не только обманывает ожидания зрителей, но и лишает фильм типичных атрибутов жанра. Насилие показано в микродозе, а секс вообще упрятан в анимацию.
За Богомоловым естественно пришла и его театральная слава. А отечественные критики, не скупясь на похвалы отечественной продукции, естественно нашли во всём этом новое слово, постмодернизм и иные термины, которые для обычного зрителя не смогут объяснить, а чем в этом сериале восторгаться? В общем, подведём итоги. Хорошо, что сериал перерос концепцию стандартного детектива. Поднятые темы, освещённые с различных ракурсов – определённо удача. Но вычурность, с которой Богомолов всё это написал и снял, увы, оставляет негативное впечатление. «Хорошего человека» никак не порекомендуешь любителям кино о маньяках. Поскольку несмотря на то, что режиссёр обещал исследовать центрального героя, вышло как-то поверхностно. Глубина тут оказалась разбросана довольно неравномерно, чтобы сериал можно было назвать достойным просмотра.
А что вы думаете о сериале? Поделитесь своим мнением в комментариях.