Найти тему
Фильманьяк

Хороший человек (2020) - что отличает маньяка от арбузера?

Образ Крутихина вполне может напомнить Дейла Купера. Его светлая сторона - слишком идеальная для того мира, в котором он живёт.
Образ Крутихина вполне может напомнить Дейла Купера. Его светлая сторона - слишком идеальная для того мира, в котором он живёт.
В городе Вознесенск местный блогер ведёт суровые репортажи об ужасах провинции. Последний сюжет – громкое заявление о существовании серийного убийцы при полном бездействии полиции. Из Москвы для формальной проверки присылают следовательницу, которая находит блогера мёртвым. Кто-то явно не хочет, чтобы правда всплыла.
Фёдор Лавров исполнит роль Михаила Попкова в сериале «Тень Чикатило». В «Хорошем человеке» его персонаж - своеобразный наставник убийцы.
Фёдор Лавров исполнит роль Михаила Попкова в сериале «Тень Чикатило». В «Хорошем человеке» его персонаж - своеобразный наставник убийцы.

Михаил Попков, так же известный как «Ангарский маньяк» - не первый милиционер-маньяк в истории отечества, но точно самый знаменитый. Результативность «Тени Чикатило» была столь высокой, что кинематографисты увидели в этой истории благодатную почву для создания остросюжетного сериала.

Юлия Снигирь - главное украшение сериала. После надрывного перформанса в «Кровавой барыне» даже непривычно приятно видеть её в такой замечательно сыгранной роли.
Юлия Снигирь - главное украшение сериала. После надрывного перформанса в «Кровавой барыне» даже непривычно приятно видеть её в такой замечательно сыгранной роли.

За два года препродакшна много изменилось. К проекту привлекли популярного театрального режиссёра Константина Богомолова, который громко ворвался в индустрию кино с провокационным сериалом «Содержанки». Богомолов сходу переписал сценарий, что называется, под себя. Детектив остался, черты дела «ангарского маньяка» остались. Но личность Михаила Попкова исчезла целиком и полностью.

Бывший Евгении с наркотиков «пересаживается» на PUBG. Вот уж действительно отличная демонстрация зависимости.
Бывший Евгении с наркотиков «пересаживается» на PUBG. Вот уж действительно отличная демонстрация зависимости.

Несмотря на свою «заумную» репутацию, Богомолов довольно простыми словами объясняет суть проекта. Более того – в самом сериале присутствуют такие эпизоды, в которых умещается вся суть наблюдаемого ранее монотонного действия. Проблема же здесь несколько в другом.

В преследующем Евгению кошмарном воспоминании она читает сказку «Чёрная курица, или Подземные жители». Аллюзии на произведение можно заметить в сюжете.
В преследующем Евгению кошмарном воспоминании она читает сказку «Чёрная курица, или Подземные жители». Аллюзии на произведение можно заметить в сюжете.

Сюжет о визите москвича в туманную провинцию – что называется, уже стал клише. Достаточно вспомнить такой образчик «маньячного» триллера как «Тот, кто гасит свет». Богомолов это прекрасно понимал, ознакомившись с исходным текстом. И, по мере сил, постарался преобразовать это в некое постмодернистское осмысление российской реальности.

Рубрика: полезные советы. Посмотрели этот эпизод? Очень хорошо. Увидите снова - перематывайте. А вы его точно увидите снова ещё несколько раз.
Рубрика: полезные советы. Посмотрели этот эпизод? Очень хорошо. Увидите снова - перематывайте. А вы его точно увидите снова ещё несколько раз.

Подражая любимым творениям западных коллег, Богомолов не разменивается на какое-либо представление персонажей. Вот сидят некие люди, толкуют о чём-то. Зрителю приходится вырываться из объятий Морфея и гадать, что происходит. Первое же убийство запускает цепочку событий, которая затрагивает всех ключевых персонажей в городе. Маньяка в том числе – но в самую последнюю очередь.

Съёмки сериала стартовали через 10 дней после свадьбы Богомолова и Собчак. Бедная Ксения Анатольевна. Злые языки критиков изгалялись над ней как могли.
Съёмки сериала стартовали через 10 дней после свадьбы Богомолова и Собчак. Бедная Ксения Анатольевна. Злые языки критиков изгалялись над ней как могли.

Один из героев иронически называет Вознесенск – «Твин Пиксом». Однако наследие 90-ых в конечном итоге оказывается лишь побочным сюжетом. Связующей цепочкой и основной темой сериала оказываются отношения, которые нынче принято называть токсичными, созависимыми, «абьюзивными».

Нападки критиков напрасны. Собчак вполне справляется с образом бизнесвумен с выжженной душой. Хотя эпизод с её внезапным откровением Ключевской всё-таки несколько надуманно выглядит. Но тут уж виноват муж-сценарист.
Нападки критиков напрасны. Собчак вполне справляется с образом бизнесвумен с выжженной душой. Хотя эпизод с её внезапным откровением Ключевской всё-таки несколько надуманно выглядит. Но тут уж виноват муж-сценарист.

Главная героиня Евгения Ключевская – родом из такой семьи. Она не блюёт на месте преступления, не таращит глаза в ужасе от рассказов свидетелей. И к душной атмосфере Вознесенска она привыкает быстро, поскольку понимает, что везде одно и тоже. Маньяк – это вполне закономерное явление для подобной среды. И даже если бы его не было, то его стоило бы придумать. Ведь лучше верить в то, что некий монстр убивает проституток. Чем признать очевидное, что монстр живёт по соседству, или даже под одной крышей с тобой.

Во флэшбеке из детства Крутихина он сам предстаёт вот с таким лицом. Что это было? Карлик? Смесь ребёнка-Крутихина и Крутихина-взрослого? Символичное взросление его личности?
Во флэшбеке из детства Крутихина он сам предстаёт вот с таким лицом. Что это было? Карлик? Смесь ребёнка-Крутихина и Крутихина-взрослого? Символичное взросление его личности?

Однако насколько же хорош «Хороший человек» в плане психологическом? Увы, здесь Богомолов экзамен проваливает. Домашнее насилие, алкоголизм, созависимые отношения, абьюз – всё это щедро подаётся без какого-либо осмысления, где же прячутся корни данных явлений. Устами очередной зачерствевшей души режиссёр гласит – все маньяки, да не всех посадишь.

Ключевская и её бывший вполне себе могут превысить полномочия в своих личных целях. Да только всё напрасно - абьюзера только могила исправит.
Ключевская и её бывший вполне себе могут превысить полномочия в своих личных целях. Да только всё напрасно - абьюзера только могила исправит.

Финал всей истории оказывается довольно разочаровывающим. Образ маньяка резко обращают в типичного абьюзера, который клянётся в любви и обещает больше никогда-никогда – и тут же берётся за старое. А Ключевская так банально пытается спасти от него юную душу, словно по заветам Ганнибала Лектера закрывая таким образом собственный гештальт.

Таксист в исполнении Константина Мурзенко - натурально балабановский персонаж, живое воплощение «эха войны».
Таксист в исполнении Константина Мурзенко - натурально балабановский персонаж, живое воплощение «эха войны».

Вообще складывается впечатление, что сериал или не дописан до конца, или же урезан. Поскольку можно ещё понять причины, по которым некоторые сюжетные ветки обрываются. Но многое, из того, что происходит в последней серии, оказывается уж совсем бессвязным, буквально, взятым с потолка.

Так что же за «мокрые слуги»?
Так что же за «мокрые слуги»?

Как всё это смотрится? Не ахти. Актёры играют замечательно, главный дуэт Снигирь и Ефремова и вовсе великолепен. Красноречивость персонажей даже из самых эпизодических карикатур творит живых людей. Но режиссёрские приёмы в виде анимационных вставок, постоянно повторяющихся чёрно-белых эпизодов, да и непосредственно плавучести тем в тягучем сценарии как-то сводят впечатление в отрицательную сторону.

Вроде бы реплики записаны неплохо, но порой качество сильно страдает из-за неразборчивого произношения. Присутствует несколько моментов, когда невозможно разобрать сказанное слово или фразу, сколько не перематывай.
Вроде бы реплики записаны неплохо, но порой качество сильно страдает из-за неразборчивого произношения. Присутствует несколько моментов, когда невозможно разобрать сказанное слово или фразу, сколько не перематывай.

Наибольшее раздражение вызывает саундтрек. Замечательный романс «Что так сердце растревожено» в исполнении группы «Ноль» за девять серий успевает сыграть, наверное, более тридцати раз. Музыка, идущая контрапунктом относительно происходящего, здесь явно утрачивает всякий смысл. Вкупе с повторяющимися эпизодами складывается впечатление, что «Твин Пикс» упомянут не просто так. Должно быть, Богомолов в восторге от третьего сезона. Как и Линч, Богомолов не только обманывает ожидания зрителей, но и лишает фильм типичных атрибутов жанра. Насилие показано в микродозе, а секс вообще упрятан в анимацию.

Философия убийцы оказалась довольно интересной, но максимально задвинутой на задний план сюжета.
Философия убийцы оказалась довольно интересной, но максимально задвинутой на задний план сюжета.

За Богомоловым естественно пришла и его театральная слава. А отечественные критики, не скупясь на похвалы отечественной продукции, естественно нашли во всём этом новое слово, постмодернизм и иные термины, которые для обычного зрителя не смогут объяснить, а чем в этом сериале восторгаться? В общем, подведём итоги. Хорошо, что сериал перерос концепцию стандартного детектива. Поднятые темы, освещённые с различных ракурсов – определённо удача. Но вычурность, с которой Богомолов всё это написал и снял, увы, оставляет негативное впечатление. «Хорошего человека» никак не порекомендуешь любителям кино о маньяках. Поскольку несмотря на то, что режиссёр обещал исследовать центрального героя, вышло как-то поверхностно. Глубина тут оказалась разбросана довольно неравномерно, чтобы сериал можно было назвать достойным просмотра.

А что вы думаете о сериале? Поделитесь своим мнением в комментариях.