Найти тему
Фильманьяк

Метод (2015) - ловля маньяков как борьба с суперзлодеями - любопытный экскурс по истории отечественных душегубов

История подаётся как допрос Есении после каких-то, очевидно, нехороших событий.
История подаётся как допрос Есении после каких-то, очевидно, нехороших событий.
Потерявшая в детстве мать, Есения Стеклова поклялась отомстить убийце, для чего пошла по стопам отца-полковника. Едва выпустившись с юрфака, она набивается в стажёры к загадочному детективу, который работает всегда один и при этом имеет самый высокий рейтинг раскрываемости преступлений на всю Россию. Одиозная личность следователя и его метод работы вызывают у окружающих большие вопросы.
В первой же серии гибнет Маша из сериала "Моя прекрасная няня".
В первой же серии гибнет Маша из сериала "Моя прекрасная няня".

Москва, выпускной в академии МВД. Учащиеся – золотая молодёжь, у кого папа генерал, у кого полковник, других тут, видимо, не держат. Да и ездят в свои годы исключительно на Рэнж Роверах или Лексусах. Впрочем, это не отменяет наличия вечного конфликта «отцы и дети». Действие переносится на современный «выпускной бал» - с алкоголем, распутством и прочими прелестями. Одну из выпускниц витиевато, в духе одной из немногих лучших идей «Советника» Ридли Скотта, умерщвляет маньяк с лицом Александра Цекало. Пока золотая молодёжь в тупорылом шоке пялится на предсмертные судороги несчастной, светомузыку дискотеки громогласно прерывает властный голос детектива, который так же как и маньяк Цекало склонен к публичным перформансам – дуэль двух блестящих умов происходит здесь и сейчас, на танцполе.

Угадай, кто убийца?
Угадай, кто убийца?

И, в общем, не надо быть стоумовым, чтобы понять, кто убийца – толпа тупых малолеток, в шоке раскрывающих рты – или седовласый дядечка, скрывающий под очками инфантилизм вперемешку с подавленными сексуальными комплексами. Но для всех окружающих это – доказательство того, что Меглин – гений. Интересно было бы узнать конечно, как бы успешно продвигалось расследование, если бы герой Цекало ушёл домой, а не стоял подле трупа, восхищаясь содеянным. Но подобных условностей тут будет ещё миллион и сто штук.

Русские дальнобойщики скорые на расправу.
Русские дальнобойщики скорые на расправу.

В общем, исходя из личного опыта, это немного напоминает знакомство с «Константин: Повелитель тьмы». Помнится, фильм Френсиса Лоуренса неприятно поразил в свои первые 10 минут, и к его просмотру удалось вернуться только спустя много лет. С первым сезоном «Метода» - аналогичная история.

За 16 серий полегло невероятное количество народу.
За 16 серий полегло невероятное количество народу.

Вступление вместе с представлением Меглина на дискотеке – это очень сильно «звенящая пошлость». Которой и дальше будет уйма. Но – «Константин» оказался не настолько дерьмовым фильмом, каким казался вначале. Так же и с «Методом». Возможно, что его достоинства теперь воспринимаются сильнее, чем недостатки, ввиду того, что сериал обзавёлся препозорнейшим вторым сезоном.

Каждое появление Меглина в новом месте непременно шокирует окружающих.
Каждое появление Меглина в новом месте непременно шокирует окружающих.

Но как бы то ни было, несмотря на массу недостатков, всё же плюсы проекта перевешивают, и в общем несмотря на незначительную затянутость «Метод» оставляет о себе положительное впечатление. Столь долгое вступление с описанием первых сцен обусловлено желанием всё-таки передать именно впечатление положительное, поскольку есть среди зрителей здоровый скепсис, заставляющий искать в отечественном продукте исключительно плохое. Говорить тут можно о многих вещах, начиная с концепции.

Эстетики у сериала хватает с головой.
Эстетики у сериала хватает с головой.

Александр Цекало и доселе был вполне успешным продюсером, но с выходом «Метода» вообще преобразил отечественное телевидение, а ныне без его участия не обходится чуть ли не один из самых громких сериалов сезона. Секрет успеха – тот же что и в случае с другими народно обожаемыми хитами вроде «Моя прекрасная няня» или «Счастливы вместе» - грамотный перенос успешного образца с Запада на отечественную почву. Ключевое в этом – «грамотный».

У Шерлока был Мориарти. У Меглина - человек с псевдонимом ТМНП.
У Шерлока был Мориарти. У Меглина - человек с псевдонимом ТМНП.

В случае с «Методом» грамотность смог обеспечить Юрий Быков, который на тот момент ещё не снял «Дурака», но уже как никто другой умел фиксировать на экране российскую действительность. Правда, его видение этой истории – провинциальная замухрышка набивается в напарники к детективу-алкоголику - завернули прямо с порога. Поскольку установку Цекало дал чёткую - создать свой, русский НВО, яркий и броский.

По ходу действия Меглин встречает очень интересных старых знакомых.
По ходу действия Меглин встречает очень интересных старых знакомых.

Быков не растерялся и внял пожеланиям, выкрутив броскость по максимуму – его замухрышка тут же обратилась в длинноногую курву на стиле с модельной внешностью Паулины Андреевой, угрюмый детектив обратился в квинтэссенцию антигероев в лице Хабенского, образ Меглина которого тут же стали сравнивать с Бэтменом. А ежесерийные поездки по российской глубинке, где обнаруживалось очередное порождение этой самой глубинки реально напоминали комикс с очередным злодеем.

В каждой серии присутствует красивый кадр, как Меглин под музыку мчит по дороге на своём стареньком мерседесе.
В каждой серии присутствует красивый кадр, как Меглин под музыку мчит по дороге на своём стареньком мерседесе.

Меглин в ходе расследования выдавал панчлайны, достойные создания отдельного цитатника. Камера ненавязчиво, но ловила подчёркнутую сексуальность форм Андреевой. А каждого второго злодея недели играл какой-нибудь знаменитый актёр. Главным в этом оставалась режиссура Быкова, талантливо помещавшая вымышленных героев в декорации отечественного бытия.

Съёмки провинциальных городов проходили в Нижнем Новгороде. Тот же Липецк удачно воспроизведён - парк, фонтаны, паровозик.
Съёмки провинциальных городов проходили в Нижнем Новгороде. Тот же Липецк удачно воспроизведён - парк, фонтаны, паровозик.

А это сразу же сильно дистанцировало проект от его идейных вдохновителей, на которых всячески ссылались критики – «Декстер», «Ганнибал», «Настоящий детектив». Конечно же источников для вдохновения было больше и они не самые очевидные. Но во всяком случае комиксная стилистика «Метода» куда лучше оправдывала условности реальности, что творилась на экране.

Суровая правда жизни - персонажи не решают свои проблемы, предпочитая глушить проблемные чувства алкоголем.
Суровая правда жизни - персонажи не решают свои проблемы, предпочитая глушить проблемные чувства алкоголем.

В сравнении, скажем, с «Ганнибалом», серьёзность и эстетизм которого всё-таки не очень уживались с фактом перенаселённости экрана маньяками. «Метод» можно за многое конечно поругать в его условностях, но и сам режиссёр, появляющийся на экране в качестве одного из агентов, допрашивающих Есению, не скрывает собственной усмешки. Забавно, что Быкова от монтажа в итоге отстранили, а сам предмет его сотрудничества с Цекало и Эрнстом в итоге стал предметом умолчания.

Режиссёр с таким лицом взирает на своё творение. Или забавно играет плохого копа.
Режиссёр с таким лицом взирает на своё творение. Или забавно играет плохого копа.

Пожалуй, ключом к правильному пониманию «Метода» будет отсутствие лишней серьёзности. В прессе есть такая привычка писать критику к первым сериям - что априори глупо, ибо пилот – зачастую та вещь, которая остаётся единственно нормальной вещью в сезоне. Так вот и с «Методом» вышла схожая оказия, когда критики кинулись излагать свои впечатления по первым сериям, что было совершенно ошибочно.

Паулина Андреева постоянно выглядит сверхэффектно.
Паулина Андреева постоянно выглядит сверхэффектно.

«Звенящая пошлость» первой серии была только цветочками, дальше шероховатые герои Андреевой и Хабенского в итоге совершали такое удивительное путешествие на правах «красавицы и чудовища», что в их последней совместной сцене было очень трудно удержаться от слёз. А демонстративность приобретала всё большие масштабы – Есения начала орудовать карандашом не хуже Джона Уика, волшебные навыки Меглина в самообороне обнаружили под собой занимательное прошлое в духе «Декстера» или «Банши», а с выходом маньяков было только одно сожаление, что актёрам вроде Цапника или Серебрякова не дали больше экранного времени.

Некоторых актёров можно было задействовать с большей пользой.
Некоторых актёров можно было задействовать с большей пользой.

Впрочем, как покажет «Метод 2» - больше, не всегда лучше. Если же абстрагироваться от основного сюжета, где герои, выполняя свою работу, сближаются, а параллельно идут навстречу тайнам своего прошлого, то мы имеем вполне себе неплохой путеводитель по истории отечественных маньяков.

Зловещий хохот Серебрякова запомнится надолго.
Зловещий хохот Серебрякова запомнится надолго.

Флэшбеки здесь выступают как единственное средство продемонстрировать генезис зла. Сняты они порой схематично, без какой-либо психологической осознанности, но в большинстве своём всё-таки справляются с задачей донести до зрителя хотя бы самое общее представление о том, что подвигает человека на убийство.

Хоть события сериала и вымышленные, у каждого убийцы здесь, к сожалению, есть прототип из реальной жизни.
Хоть события сериала и вымышленные, у каждого убийцы здесь, к сожалению, есть прототип из реальной жизни.

Так что для всех, кто интересуется репрезентацией маньяков в художественном кинематографе – «Метод» обязателен к просмотру, ибо это действительно провокационное произведение, значительно преобразившее облик современных телепроектов. Пусть даже с повальной ориентацией на западный продакшн во всём, вплоть до музыки. Хотя тут скорее плюс – хоть в саундтреке Райана Оттера и узнаёшь Циммера или Оттмана, он написал простые, но довольно эффектные лейтмотивы, которые хорошо бы подошли для вестерна, но удивительно точно ложатся на стиль «Метода». Пожалеть тут можно разве что о том, что вербовщика Меглина сыграл не Алексей Кравченко – закольцевать реальность «Метода» с «Бригадой» было бы весьма остроумно.

А что вы думаете о сериале? Поделитесь своим мнением в комментариях.