Следователь Сергей Смирнов - лучший специалист по отлову серийных убийц в Москве. Его привлекают к расследованию о серии похищений и убийств в городе Хрустальном. Сергей - родом оттуда, и он неспроста покинул город, стремясь избавиться от болезненных воспоминаний детства. Однако несмотря ни на что он всё-таки возвращается...
Столичный профи приезжает в провинцию, где окромя маньяка в каждом доме найдётся скелет на антресоли. Думаешь: «О, нет! В четвёртый раз подряд страдать, глядя на фантазии об Ангарском маньяке.» Ведь именно так начинались «Тень за спиной», «Хороший человек», и «Тень Чикатило». Однако первая серия ещё даже не успевает закончится, как впечатление сильно меняется в положительную сторону.
Олег Маловичко - плодовитый сценарист, не понаслышке знакомый с маньяками - он приложил руку и к первому и ко второму сезону «Метода». «Хрустального» он придумал, основываясь на некоторых собственных травматичных переживаниях. Это же касается и названия. Маловичко, узнав о том, что малую родину планируют переименовать, был поражён контрастом между потенциальным новым названием и реальным содержанием изнанки провинции.
Если в плодовитости Маловичко можно заподозрить бракодельность, то в случае с «Хрустальным» проект не иначе как личным не назовёшь, поэтому у автора не было права халтурить. И «Хрустальный» - это один из тех редких отечественных произведений, которые подчас невыносимо смотреть. И под невыносимостью подразумевается, насколько неприятно узнаваемыми могут оказаться те или иные эпизоды.
Собственно, вся «маньяковая» составляющая в сюжете играет второстепенную роль. И явно небездарный режиссёр Душан Глигоров это тоже понимает. Согласно философии «Хорошего человека», в подобных местах все маньяки, только не всех посадишь. Маловичко, вероятно, объединил сюжеты, встроив в скелет детектива о ловле маньяка драму о «хрустальном» человеке. Весьма предусмотрительный и умный ход - вероятно, без подобных трюков у нас на экран не протащить разговоры о важном. Пылящийся без прокатного удостоверения «Один маленький ночной секрет» тому подтверждение.
Единственный нюанс, касающийся сюжетной основы заключается, вероятно, в том, что маньяка угадать оказалось легче лёгкого. Автор не стал как в «Тень за спиной» устраивать традиционную для жанра вереницу подозреваемых, сконцентрировавшись на нескольких ключевых фигурах. Но давайте честно - ход с местным дурачком, увы, не запишешь в удачные решения. Несколько серий подряд из бедного Сергея Гилёва выбивают признательные, а зритель сиди и мучайся, по-пушкински крича про себя: «Не он! Не он!»
Установить личность истинного убийцы зрителю, как ни странно, помогает город. Дело в том, что биосфера Хрустального такова, что здесь просто не может быть безгрешных. «Ты уедешь, а нам здесь жить» - рефреном повторяемая реплика, служащая индульгенцией для очередной сделки с совестью. Даже самые ангельские создания (персонажи Карины Разумовской и Екатерины Олькиной) в конечном счёте оборачиваются химерами, волей или неволей выступающие на службе силы зла.
Куда интереснее оказывается именно главный смысловой пласт картины, никуда при этом не исчезающий и не обязанный соблюдать какие-то формальные жанровые рамки. Очень и очень хорошо его охарактеризует самая первая встреча братьев Пронченко. Сергей и Геннадий встречаются на месте преступления впервые через много лет разлуки. Вкраплением монтажом флэшбеков уже в первой серии подразумевает очень сложную историю взаимоотношений между ними. Но, обменявшись тяжёлым взглядом, Сергей, даже не поздоровавшись, угрюмо перейдёт к делу: «Где нашли тело?»
Наличие подобного «слона в комнате» будет и далее, где-то более явно, когда Сергея сопровождают неодобрительные взгляды и шёпоты. А где-то не столь - когда он с Геннадием вдруг начинают выяснять отношения, кажется, что вот-вот всплывёт та боль, о которой каждый умалчивает. Но каждый раз ссора прерывается, поскольку не место, не время, маньяка ловить надо.
Многие охарактеризовали «Хрустального», как драму о насилии под видом триллера о маньяке. Но в этом ли секрет такого успеха и отклика проекта? Рассуждая в подобном контексте, многие ведь наверняка отмахнутся, дескать, со мной такого не было. Секрет необычной для отечественного сериала вовлечённости и глубины в другом. Ведь основная тема - не сексуальное насилие, всячески замалчиваемое и табуированное. Основная тема - то чувство, с которым человеку после этого жить.
И вот тут, вероятно, и есть самое главное попадание в болевые точки зрителя. Ведь чувство беспомощности, с которым мы сталкивались и сталкиваемся в той или иной степени - вещь, всё-таки, более узнаваемая и понятная. Это же делает сериал и актуальным и весьма пригодным для повторного пересмотра. Поскольку при первичном ознакомлении всё же постоянно маячащие флэшбеки могут немного сбивать с толку.
Не случайно многие находят двусмысленность в названии. Ведь главный герой - такой на первый взгляд типично НТВштный крутой мент (внешность Антона Васильева и амплуа в «Невском» символизируют). Притом характеристика «хрустальный» оказывается ему вполне к лицу, поскольку несмотря на грозные физические данные и брутальность манер, Сергей находится в постоянной борьбе с самим собой, пытаясь превозмочь душевную хрупкость.
Возвращение в Хрустальный превращается в самую настоящую Одиссею по кругам Ада в детстве. И навязчивые флэшбеки всё-таки позволяют взглянуть на произошедшее как бы с двух перспектив, отражая динамику переживаний в душе главного героя. Приготовил ли сценарист какой-то универсальный ответ для тех, кто задаётся вопросом, а как жить?
Ответа нет. Это не морализаторская история, а, скорее, рефлексия о различных путях и попытках переживания травмы. Можно биться в тупиках зависимостей, пока не сведёшь себя в могилу. Можно пытаться потерять себя в работе. Или попробовать дать лучшую жизнь другим. В психотерапию автор, судя по всему, не верит, хотя и отмечает некоторую пользу этой практики.
«Хрустальный» лишён изящности, всякие перестрелки, которые норовит автор развязать ближе к финалу, всё-таки лишают общую канву повествования убедительности. Тем не менее, это действительно заслуживающий внимания сериал с весьма живой психологической подноготной. Может быть внешне он и кажется байкой про далёкие от нас ужасы, но в действительности автору удаётся заползти под кожу зрителя, заставив поёжится от тех чувств, что смутно отгоняешь от себя в повседневности. Такой результат явно заслуживает внимания.
А что вы думаете о сериале? Поделитесь своим мнением в комментариях.