Найти в Дзене
Фильманьяк

Хрустальный (2021) - о чувстве беспомощности

Следователь Сергей Смирнов - лучший специалист по отлову серийных убийц в Москве. Его привлекают к расследованию о серии похищений и убийств в городе Хрустальном. Сергей - родом оттуда, и он неспроста покинул город, стремясь избавиться от болезненных воспоминаний детства. Однако несмотря ни на что он всё-таки возвращается... Столичный профи приезжает в провинцию, где окромя маньяка в каждом доме найдётся скелет на антресоли. Думаешь: «О, нет! В четвёртый раз подряд страдать, глядя на фантазии об Ангарском маньяке.» Ведь именно так начинались «Тень за спиной», «Хороший человек», и «Тень Чикатило». Однако первая серия ещё даже не успевает закончится, как впечатление сильно меняется в положительную сторону. Олег Маловичко - плодовитый сценарист, не понаслышке знакомый с маньяками - он приложил руку и к первому и ко второму сезону «Метода». «Хрустального» он придумал, основываясь на некоторых собственных травматичных переживаниях. Это же касается и названия. Маловичко, узнав о том, что ма
Подбор натуры хорош - очень узнаваемая архитектура провинциального города.
Подбор натуры хорош - очень узнаваемая архитектура провинциального города.
Следователь Сергей Смирнов - лучший специалист по отлову серийных убийц в Москве. Его привлекают к расследованию о серии похищений и убийств в городе Хрустальном. Сергей - родом оттуда, и он неспроста покинул город, стремясь избавиться от болезненных воспоминаний детства. Однако несмотря ни на что он всё-таки возвращается...
Камера Батыра Моргачёва - хороший образец того, как надо вести ручную съёмку. Впрочем, он хорош и на статичных планах.
Камера Батыра Моргачёва - хороший образец того, как надо вести ручную съёмку. Впрочем, он хорош и на статичных планах.

Столичный профи приезжает в провинцию, где окромя маньяка в каждом доме найдётся скелет на антресоли. Думаешь: «О, нет! В четвёртый раз подряд страдать, глядя на фантазии об Ангарском маньяке.» Ведь именно так начинались «Тень за спиной», «Хороший человек», и «Тень Чикатило». Однако первая серия ещё даже не успевает закончится, как впечатление сильно меняется в положительную сторону.

Андрею Курносову можно дать Оскара за эту роль - токсичный скуф, вымещающий комплексы в камерах предварительного заключения - персонаж не менее омерзительный, чем Перси Уэтмор.
Андрею Курносову можно дать Оскара за эту роль - токсичный скуф, вымещающий комплексы в камерах предварительного заключения - персонаж не менее омерзительный, чем Перси Уэтмор.

Олег Маловичко - плодовитый сценарист, не понаслышке знакомый с маньяками - он приложил руку и к первому и ко второму сезону «Метода». «Хрустального» он придумал, основываясь на некоторых собственных травматичных переживаниях. Это же касается и названия. Маловичко, узнав о том, что малую родину планируют переименовать, был поражён контрастом между потенциальным новым названием и реальным содержанием изнанки провинции.

Почему про Дмитрия Куличкова не пишут хвалебных статей? Он же просто бог актёрской игры. Здесь у него роль технически заурядная, схожая с амплуа из «Хорошего человека», но даже в ней он чертовски хорош.
Почему про Дмитрия Куличкова не пишут хвалебных статей? Он же просто бог актёрской игры. Здесь у него роль технически заурядная, схожая с амплуа из «Хорошего человека», но даже в ней он чертовски хорош.

Если в плодовитости Маловичко можно заподозрить бракодельность, то в случае с «Хрустальным» проект не иначе как личным не назовёшь, поэтому у автора не было права халтурить. И «Хрустальный» - это один из тех редких отечественных произведений, которые подчас невыносимо смотреть. И под невыносимостью подразумевается, насколько неприятно узнаваемыми могут оказаться те или иные эпизоды.

У Карины Разумовской тут роль самой настоящей женщины-мечты - ламповой няши, скрывающей в себе бездны сексуальной энергетики. Всем бы такую учительницу.
У Карины Разумовской тут роль самой настоящей женщины-мечты - ламповой няши, скрывающей в себе бездны сексуальной энергетики. Всем бы такую учительницу.

Собственно, вся «маньяковая» составляющая в сюжете играет второстепенную роль. И явно небездарный режиссёр Душан Глигоров это тоже понимает. Согласно философии «Хорошего человека», в подобных местах все маньяки, только не всех посадишь. Маловичко, вероятно, объединил сюжеты, встроив в скелет детектива о ловле маньяка драму о «хрустальном» человеке. Весьма предусмотрительный и умный ход - вероятно, без подобных трюков у нас на экран не протащить разговоры о важном. Пылящийся без прокатного удостоверения «Один маленький ночной секрет» тому подтверждение.

«А кто мы друг другу?» - это, пожалуй, один из важных элементов проблематики сериала. Поскольку главные герои, братья, которые в очень противоречивых отношениях. И не раз встаёт вопрос, обязывает ли нас к тому или иному поступку только тот факт, что человек является родственником?
«А кто мы друг другу?» - это, пожалуй, один из важных элементов проблематики сериала. Поскольку главные герои, братья, которые в очень противоречивых отношениях. И не раз встаёт вопрос, обязывает ли нас к тому или иному поступку только тот факт, что человек является родственником?

Единственный нюанс, касающийся сюжетной основы заключается, вероятно, в том, что маньяка угадать оказалось легче лёгкого. Автор не стал как в «Тень за спиной» устраивать традиционную для жанра вереницу подозреваемых, сконцентрировавшись на нескольких ключевых фигурах. Но давайте честно - ход с местным дурачком, увы, не запишешь в удачные решения. Несколько серий подряд из бедного Сергея Гилёва выбивают признательные, а зритель сиди и мучайся, по-пушкински крича про себя: «Не он! Не он!»

Из актёрских работ определённо стоит отметить перфоманс Дарьи Екамасовой. Тонко.
Из актёрских работ определённо стоит отметить перфоманс Дарьи Екамасовой. Тонко.

Установить личность истинного убийцы зрителю, как ни странно, помогает город. Дело в том, что биосфера Хрустального такова, что здесь просто не может быть безгрешных. «Ты уедешь, а нам здесь жить» - рефреном повторяемая реплика, служащая индульгенцией для очередной сделки с совестью. Даже самые ангельские создания (персонажи Карины Разумовской и Екатерины Олькиной) в конечном счёте оборачиваются химерами, волей или неволей выступающие на службе силы зла.

Можно немало почерпнуть для себя, глядя на то, какой выбор делают персонажи. И речь не о поступке, а о выборе отношения к собственному прошлому.
Можно немало почерпнуть для себя, глядя на то, какой выбор делают персонажи. И речь не о поступке, а о выборе отношения к собственному прошлому.

Куда интереснее оказывается именно главный смысловой пласт картины, никуда при этом не исчезающий и не обязанный соблюдать какие-то формальные жанровые рамки. Очень и очень хорошо его охарактеризует самая первая встреча братьев Пронченко. Сергей и Геннадий встречаются на месте преступления впервые через много лет разлуки. Вкраплением монтажом флэшбеков уже в первой серии подразумевает очень сложную историю взаимоотношений между ними. Но, обменявшись тяжёлым взглядом, Сергей, даже не поздоровавшись, угрюмо перейдёт к делу: «Где нашли тело?»

Для Антона Васильева эта роль - просто подарок судьбы для актёра. Беспробойное пьянствое, взрывная истерика, параноидальная одержимость, дистанцированная сдержанность и, конечно, неловкие признания в любви. Есть где разгуляться.
Для Антона Васильева эта роль - просто подарок судьбы для актёра. Беспробойное пьянствое, взрывная истерика, параноидальная одержимость, дистанцированная сдержанность и, конечно, неловкие признания в любви. Есть где разгуляться.

Наличие подобного «слона в комнате» будет и далее, где-то более явно, когда Сергея сопровождают неодобрительные взгляды и шёпоты. А где-то не столь - когда он с Геннадием вдруг начинают выяснять отношения, кажется, что вот-вот всплывёт та боль, о которой каждый умалчивает. Но каждый раз ссора прерывается, поскольку не место, не время, маньяка ловить надо.

Экосистема Хрустального держится на «договорняках». Что характерно, Геннадий, конечно, лично не одобряет, но по-другому уже не может.
Экосистема Хрустального держится на «договорняках». Что характерно, Геннадий, конечно, лично не одобряет, но по-другому уже не может.

Многие охарактеризовали «Хрустального», как драму о насилии под видом триллера о маньяке. Но в этом ли секрет такого успеха и отклика проекта? Рассуждая в подобном контексте, многие ведь наверняка отмахнутся, дескать, со мной такого не было. Секрет необычной для отечественного сериала вовлечённости и глубины в другом. Ведь основная тема - не сексуальное насилие, всячески замалчиваемое и табуированное. Основная тема - то чувство, с которым человеку после этого жить.

Фантазия Сергея о встрече с обидчиком из прошлого - как же это знакомо. Надо отметить, что сценарист, которому на тот момент было уже под 50, подошёл к ситуации с умудрённым взглядом.
Фантазия Сергея о встрече с обидчиком из прошлого - как же это знакомо. Надо отметить, что сценарист, которому на тот момент было уже под 50, подошёл к ситуации с умудрённым взглядом.

И вот тут, вероятно, и есть самое главное попадание в болевые точки зрителя. Ведь чувство беспомощности, с которым мы сталкивались и сталкиваемся в той или иной степени - вещь, всё-таки, более узнаваемая и понятная. Это же делает сериал и актуальным и весьма пригодным для повторного пересмотра. Поскольку при первичном ознакомлении всё же постоянно маячащие флэшбеки могут немного сбивать с толку.

Редкие попытки Смирнова быть откровенным с теми, с кем получается сблизится, отпугивают. Неудивительно, что он со скепсисом общается с психотерапевтом после всех таких неудач.
Редкие попытки Смирнова быть откровенным с теми, с кем получается сблизится, отпугивают. Неудивительно, что он со скепсисом общается с психотерапевтом после всех таких неудач.

Не случайно многие находят двусмысленность в названии. Ведь главный герой - такой на первый взгляд типично НТВштный крутой мент (внешность Антона Васильева и амплуа в «Невском» символизируют). Притом характеристика «хрустальный» оказывается ему вполне к лицу, поскольку несмотря на грозные физические данные и брутальность манер, Сергей находится в постоянной борьбе с самим собой, пытаясь превозмочь душевную хрупкость.

Когда персонажи начинают на повышенных тонах выяснять отношения, так и кажется, что вот-вот, дойдут до некой точки, когда всё наладится. Но крик души идёт вникуда, поскольку у каждого тут своя правда.
Когда персонажи начинают на повышенных тонах выяснять отношения, так и кажется, что вот-вот, дойдут до некой точки, когда всё наладится. Но крик души идёт вникуда, поскольку у каждого тут своя правда.

Возвращение в Хрустальный превращается в самую настоящую Одиссею по кругам Ада в детстве. И навязчивые флэшбеки всё-таки позволяют взглянуть на произошедшее как бы с двух перспектив, отражая динамику переживаний в душе главного героя. Приготовил ли сценарист какой-то универсальный ответ для тех, кто задаётся вопросом, а как жить?

Спасение ребёнка как отчаянная попытка закрыть гештальт. А можно ли вообще вырости нормальным человеком в среде, где условия тебе диктуют бросать слабых?
Спасение ребёнка как отчаянная попытка закрыть гештальт. А можно ли вообще вырости нормальным человеком в среде, где условия тебе диктуют бросать слабых?

Ответа нет. Это не морализаторская история, а, скорее, рефлексия о различных путях и попытках переживания травмы. Можно биться в тупиках зависимостей, пока не сведёшь себя в могилу. Можно пытаться потерять себя в работе. Или попробовать дать лучшую жизнь другим. В психотерапию автор, судя по всему, не верит, хотя и отмечает некоторую пользу этой практики.

Если сделать ставки, кто выживет к финалу, а кто нет - есть большой риск проиграть. От авторов требовали сиквела, но Глигоров и Маловичко твёрдо дали понять, что история закончена.
Если сделать ставки, кто выживет к финалу, а кто нет - есть большой риск проиграть. От авторов требовали сиквела, но Глигоров и Маловичко твёрдо дали понять, что история закончена.

«Хрустальный» лишён изящности, всякие перестрелки, которые норовит автор развязать ближе к финалу, всё-таки лишают общую канву повествования убедительности. Тем не менее, это действительно заслуживающий внимания сериал с весьма живой психологической подноготной. Может быть внешне он и кажется байкой про далёкие от нас ужасы, но в действительности автору удаётся заползти под кожу зрителя, заставив поёжится от тех чувств, что смутно отгоняешь от себя в повседневности. Такой результат явно заслуживает внимания.

А что вы думаете о сериале? Поделитесь своим мнением в комментариях.