Лариса вместе со своим возлюбленным Максимом работает в такси. У неё за плечами уже есть несчастливый брак с затянувшимся разводом. Однажды Максим бесследно исчезает. К ещё большему ужасу Ларисы выясняется, что он задержан по подозрению в убийстве. Бедная женщина полна решимости доказать невиновность своего избранника...
Проект «Мёрзлая земля» затевался в сотрудничестве с американской фирмой, а в качестве режиссёра изначально была выбрана Валерия Гай Германика. Идея для сценария возникла на основе статьи Таисии Бекбулатовой «Дорога в Аскиз». Спойлер: если вам интересна история «Абаканского душителя», он же «Маньяк-таксист» - сворачивайте эту статью и не смотрите этот сериал. Или же посмотрите интервью Саши Сулим со Стеллой Комиссаровой.
«Абаканский душитель» Дмитрий Лебедь прославился в первую очередь именно благодаря своей возлюбленной. А во-вторую - многочисленными фактами халатности со стороны правоохранительных органов. Конечно и Теда Банди в своё время защищали его поклонницы. Но в наш век интернетов бывшая подруга Лебедя, Стелла Комиссарова, быстро стала жертвой травли, поскольку искренне верила в невиновность Дмитрия. И была готова за него биться.
С иностранными партнёрами, по понятным причинам, не срослось. Гай Германика в итоге ушла снимать другой проект о нелёгкой женской доле - «Обоюдное согласие». А «Мёрзлая земля» в итоге была отдана бывшей телеведущей Оксане Карас, попутно побывав в руках целых пяти сценаристов. Вроде как обещалось серьёзное кино с мрачным северным колоритом...
На деле же получилось что-то вроде несмешной комедии. Парочка главных героев - провинциальные таксисты. Аналог грузного «мешка» Лебедя играет Антон Филипенко, выглядящий так, будто только вышел из рекламы трусей. Собственно, личность маньяка для авторов не представляет никакого интереса. Он тут фигура чисто функциональная, и кто бы его не играл - практически не имеет значения.
Тотальный мискаст - это главная героиня. Глядя на Стеллу Комиссарову думаешь, что и сыграть таксистку должна была бы кто-то вроде Людмилы Артемьевой. Ситуация один в один как с мискастом в фильме про маньяка Пола Бернардо «Карла». Хотя проблема не в том, что создавая Ходченкову, рука Господа дрогнула, отчего он просыпал несколько камазов красоты. А в том, что актриса слаба, не тянет совершенно роль провинциалки. И сколько её ни кутай в нелепый гардероб в стиле Данилы Багрова, её аристократично-модельный типаж всё равно не спрячешь.
Местные следаки-беспредельщики представляют собой очень дурную пародию на нелепых полицейских из «Фарго». Особенно режет глаз Сабина Ахмедова - в форме она выглядит так, будто только что вышла из видео про Майора Доигралес. Следователь Орлов с совершенно орлиным профилем Юрия Чурсина выглядит так, будто расследует преступления в перерыве от выступлений в Хоре Турецкого.
Авторы сценария действительно читали вышеупомянутую статью, но все факты из неё перемешали в совершенно глупом ключе, превратив историю в целую одиссею по спасению возлюбленного. Чего только Лариса не сделает за 8 серий, чтобы добиться справедливости. И полицейский отдел на штурм возьмёт, и наймёт первого же попавшегося адвоката в лице местного Эльмана Пашаева, и детективом станет, и улики подтасует, и даже убьёт человека(!).
История отчаяния женщины, которая слепа от любви, превращается в совершеннейшую комедию, в том числе благодаря нелепой Ходченковой. Параллельно разворачивается история её непростых отношений с бывшим мужем - и тут хотя бы есть что-то более глубокое и интересное, в том числе благодаря актёрской игре Андрея Бурковского, поначалу совершенно неузнаваемого в бороде.
Орлов, как типичный рыцарь без страха и упрёка (с типичным начальником с лицом Игоря Черневича, в десятый раз играющего подобную роль) начинает дело с очень высокой ноты (хорист же!), с ходу арестовав нужного подозреваемого. Но постепенно начинает утопать в провинциальном болоте, изменяя себе и становясь параноиком. Заражаясь дебилизмом от коллег, он начнёт выкидывать всё более глупые поступки. Достаточно упомянуть эпизод, в котором он угрожает своему коллеге табельным оружием. Чистейший идиотизм.
Действие развивается весьма монотонно, с головой хватает и всякого филлера. Поездки Ларисы в кризисный центр. Её дочь вместе со своей музыкальной группой из двух хлыщей. Музыка Тео Тао с вайбом из 2007, конечно, хороша - но не когда её на репите играют из серии в серию. Ходченкову раза четыре раздевают, не показывая при этом зрителю ничего интересного. Ну, так, видимо, чтобы мы были в курсе что в редких перерывах от расследования Лариса не забывает принимать душ. Приторный финал - туда же.
Стелла Комиссарова не смогла уйти дальше первой серии. И её прекрасно можно понять. Читая статью Бекбулатовой, довольно грамотно написанную, можно ужаснуться. А глядя сериал Карас можно только плеваться. Постановка уровня какого-нибудь НТВ начала нулевых. Прогнившая система правоохранителей скукожена до двух почти карикатурных персонажей. Художественный вымысел в данном случае огородился от связи с реальностью. Где, как мы знаем, никто не понёс заслуженного наказания за то, что бездействием породил волну насилия.
Оксана Карас конечно мастерица в интервью расписывать новомодным языком про токсичные отношения, маскулинность, травмы и прочее и прочее. Но есть нюанс - этот язык перенести на экран у неё вышло очень посредственно. И в данном случае наиболее удачным элементом стал вообще вымышленный персонаж - бывший муж Ларисы. Всё же, что касается основной проблематики данной истории - халатность полиции и слепая вера Ларисы в невиновность Чалкина - абсолютно всё плохо. К просмотру не рекомендуется.
А что вы думаете о сериале? Поделитесь своим мнением в комментариях.