Обычный день, три подружки встретились у ТЦ и собрались ехать в клуб, дабы нормально оттянуться. Вдруг откуда ни возьмись к ним подошла старушка с просьбой помочь донести тяжёлые пакеты до дома. Вместо того, чтобы прыгнуть в такси или по тихому слиться, компания отправляется на квартиру к бабушке, даже не задумываясь, отчего старушка обратилась за помощью к девушкам, а не к «молодому человеку». Выбраться из квартиры живыми уже не получится...
Этот любительский фильм был снят на очень экономный бюджет – всего 130 тысяч рублей. И требуется немалое усилие, чтобы преодолеть всякие предубеждения в отношении данного опуса – и низкий рейтинг, и эдакий любительский формат, который говорит о себе с первых же кадров. Перед нами – история по мотивам дела Александра Спесивцева, разыгрываемая не в суровые 90-ые, а в наши дни.
Так вот, при просмотре продолжаешь испытывать борьбу различных чувств. С одной стороны пытаешься преодолеть барьер дилетантской манеры, хотя бы ради того, чтобы словить отвращение от щедрой подачи на экране gore. С другой стороны - чистое любопытство, как вообще всё это могло прийти в голову постановщику. Он, кстати, появляется в одной из последних сцен в качестве сотрудника, ведущего оперативную съёмку. Камео явно следует лучшим традициям, восходящим к Френсису Форду Копполе.
Просто взгляд режет не только разделка свинины, обильно приправленная чмакающими звуками. Это же касается актёрской игры всех исполнителей, и странными деталями сюжета. К примеру, пока героини находятся в заточении, парень одной из них, сталкиваясь с бездействием органов, начинает усердно осматривать с фонариком всякие заброшенности - выглядит это смехотворно.
Перенос действия в действительность сильно не красит эту историю – вызывая вопросы к логике расследования. Главное же, что всё это работает ну не так, как задумано. В том плане, что сидишь, смотришь всё это, в голову лезут всякие мысли, что автор – поклонник «Пилы», «Поворота не туда» и прочих представителей жанра, который пугает шок-контентом (а в остальном, как правило, отличается невообразимой тупостью).
Становится любопытно, неужели средь соотечественников есть такие же бойкие любители мяса на экране (есть)? Но нет, читаешь интервью, и складывается совсем другая картина: один из многих фанатов кино, дорвавшийся до камеры, нашедший вдохновение в собственном обывательском ужасе после просмотра очередной серии «Криминальной России». И вроде как его замысел даже соответствует концепциям лучших фильмов про маньяков.
«Сибирский потрошитель» - это попытка реконструировать кошмар наяву, которая в итоге сама оборачивается кошмаром и ввиду непрофессионализма съёмочной бригады, и ввиду явной незрелости автора, который впечатлился документалкой от НТВ.
Вроде как «добрые намерения» автора явно прослеживаются в виде демонстрируемых на экране ошибок следствия. В том числе в самом финале, когда мы узнаём, что абсолютно всего произошедшего можно было бы избежать, если бы не досадная бюрократическая ошибка, обыкновенная халатность. да и столь типичные для жанра флэшбеки, посвящённые детской травме, присутствуют.
Но всё равно в большей степени складывается впечатление, что это «Пила» по-русски, за неимением средств и фантазии осуществлённая по мотивам шокирующей истории, которую ныне вполне можно принять за городскую легенду. Сергей Жизненный говорил в том же интервью, что на уме у него целая трилогия похождений «Андрея», который подобно Джейсону из «Пятницы 13», снова воскресал на экране в ипостаси других отечественных маньяков.
Всё это вроде как даже имеет под собой некое концептуальное зерно в виде исследования феномена изуверов в России. Однако прошло уже почти 10 лет с момента начала съёмок и сиквел мы так и не увидели. Наверное, это к лучшему. Ведь если не задаваться вопросом, кто и зачем это снял, то в увиденном можно усмотреть обыкновенный exploitation.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.