Найти в Дзене
Фильманьяк

Сибирский потрошитель (2016) - дешевизна или бездарность?

Дешёвые по скупости мышления триллеры обычно объединяет присутствие фальш-злодея.
Дешёвые по скупости мышления триллеры обычно объединяет присутствие фальш-злодея.
Обычный день, три подружки встретились у ТЦ и собрались ехать в клуб, дабы нормально оттянуться. Вдруг откуда ни возьмись к ним подошла старушка с просьбой помочь донести тяжёлые пакеты до дома. Вместо того, чтобы прыгнуть в такси или по тихому слиться, компания отправляется на квартиру к бабушке, даже не задумываясь, отчего старушка обратилась за помощью к девушкам, а не к «молодому человеку». Выбраться из квартиры живыми уже не получится...
Сознательное включение в свой фильм типично глупых клише-скримеров больше говорит о том, что сам автор подвержен воздействию столь дешёвых и бессмысленных трюков.
Сознательное включение в свой фильм типично глупых клише-скримеров больше говорит о том, что сам автор подвержен воздействию столь дешёвых и бессмысленных трюков.

Этот любительский фильм был снят на очень экономный бюджет – всего 130 тысяч рублей. И требуется немалое усилие, чтобы преодолеть всякие предубеждения в отношении данного опуса – и низкий рейтинг, и эдакий любительский формат, который говорит о себе с первых же кадров. Перед нами – история по мотивам дела Александра Спесивцева, разыгрываемая не в суровые 90-ые, а в наши дни.

Повествование трещит в первую очередь от отсутствия убедительности на уровне сценария. В отличие от реальных жертв Спесивцева, на экране предстают не 15-тилетние девочки, а вполне себе совершеннолетние барышни
Повествование трещит в первую очередь от отсутствия убедительности на уровне сценария. В отличие от реальных жертв Спесивцева, на экране предстают не 15-тилетние девочки, а вполне себе совершеннолетние барышни

Так вот, при просмотре продолжаешь испытывать борьбу различных чувств. С одной стороны пытаешься преодолеть барьер дилетантской манеры, хотя бы ради того, чтобы словить отвращение от щедрой подачи на экране gore. С другой стороны - чистое любопытство, как вообще всё это могло прийти в голову постановщику. Он, кстати, появляется в одной из последних сцен в качестве сотрудника, ведущего оперативную съёмку. Камео явно следует лучшим традициям, восходящим к Френсису Форду Копполе.

Поэтому не столь противно слушать, как они полфильма наигранно имитируют плач, сколько кажется абсурдным, что те проводили бабку не до дома, не до подъезда, не до квартиры, а аж до стола, не будучи в силах отказать.
Поэтому не столь противно слушать, как они полфильма наигранно имитируют плач, сколько кажется абсурдным, что те проводили бабку не до дома, не до подъезда, не до квартиры, а аж до стола, не будучи в силах отказать.

Просто взгляд режет не только разделка свинины, обильно приправленная чмакающими звуками. Это же касается актёрской игры всех исполнителей, и странными деталями сюжета. К примеру, пока героини находятся в заточении, парень одной из них, сталкиваясь с бездействием органов, начинает усердно осматривать с фонариком всякие заброшенности - выглядит это смехотворно.

«Это же Настя!» - «Нет, это мясо» - устами бабки глаголит истина. И ладно ещё маньяк, но когда две барышни с ножами не предпринимают ничего против одной безоружной бабки. Может быть, если бы плакали убедительнее, то в это можно было бы поверить.
«Это же Настя!» - «Нет, это мясо» - устами бабки глаголит истина. И ладно ещё маньяк, но когда две барышни с ножами не предпринимают ничего против одной безоружной бабки. Может быть, если бы плакали убедительнее, то в это можно было бы поверить.

Перенос действия в действительность сильно не красит эту историю – вызывая вопросы к логике расследования. Главное же, что всё это работает ну не так, как задумано. В том плане, что сидишь, смотришь всё это, в голову лезут всякие мысли, что автор – поклонник «Пилы», «Поворота не туда» и прочих представителей жанра, который пугает шок-контентом (а в остальном, как правило, отличается невообразимой тупостью).

Маньяк весьма основательно охаживает жертв, но на тех лишь прибавляется гуашь, без намёка на вздутые гематомы.
Маньяк весьма основательно охаживает жертв, но на тех лишь прибавляется гуашь, без намёка на вздутые гематомы.

Становится любопытно, неужели средь соотечественников есть такие же бойкие любители мяса на экране (есть)? Но нет, читаешь интервью, и складывается совсем другая картина: один из многих фанатов кино, дорвавшийся до камеры, нашедший вдохновение в собственном обывательском ужасе после просмотра очередной серии «Криминальной России». И вроде как его замысел даже соответствует концепциям лучших фильмов про маньяков.

Знаешь, что общего между полковником Курцем и Генри Ли Лукасом? Их постоянно цитируют.
Знаешь, что общего между полковником Курцем и Генри Ли Лукасом? Их постоянно цитируют.

«Сибирский потрошитель» - это попытка реконструировать кошмар наяву, которая в итоге сама оборачивается кошмаром и ввиду непрофессионализма съёмочной бригады, и ввиду явной незрелости автора, который впечатлился документалкой от НТВ.

Это кино не запомнится вам сценами разделки жертв. Но проклятое словосочетание «картошечка-маркошечка» вряд ли покинет вашу голову.
Это кино не запомнится вам сценами разделки жертв. Но проклятое словосочетание «картошечка-маркошечка» вряд ли покинет вашу голову.

Вроде как «добрые намерения» автора явно прослеживаются в виде демонстрируемых на экране ошибок следствия. В том числе в самом финале, когда мы узнаём, что абсолютно всего произошедшего можно было бы избежать, если бы не досадная бюрократическая ошибка, обыкновенная халатность. да и столь типичные для жанра флэшбеки, посвящённые детской травме, присутствуют.

После неспешной премьеры в сети через несколько лет режиссёр снял дополнительный материал, и теперь на youtube можно посмотреть полную версию, которая на 20 минут длиннее. Там чуть больше гуро, и больше сцен, дополняющих психологический портрет маньяка.
После неспешной премьеры в сети через несколько лет режиссёр снял дополнительный материал, и теперь на youtube можно посмотреть полную версию, которая на 20 минут длиннее. Там чуть больше гуро, и больше сцен, дополняющих психологический портрет маньяка.

Но всё равно в большей степени складывается впечатление, что это «Пила» по-русски, за неимением средств и фантазии осуществлённая по мотивам шокирующей истории, которую ныне вполне можно принять за городскую легенду. Сергей Жизненный говорил в том же интервью, что на уме у него целая трилогия похождений «Андрея», который подобно Джейсону из «Пятницы 13», снова воскресал на экране в ипостаси других отечественных маньяков.

Режиссёр говорит, что с имеющимся бюджетом его команда выжала самый максимум. Тем не менее, максимум мог быть гораздо больше, если бы не его основа - сценарий.
Режиссёр говорит, что с имеющимся бюджетом его команда выжала самый максимум. Тем не менее, максимум мог быть гораздо больше, если бы не его основа - сценарий.

Всё это вроде как даже имеет под собой некое концептуальное зерно в виде исследования феномена изуверов в России. Однако прошло уже почти 10 лет с момента начала съёмок и сиквел мы так и не увидели. Наверное, это к лучшему. Ведь если не задаваться вопросом, кто и зачем это снял, то в увиденном можно усмотреть обыкновенный exploitation.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.