Найти тему
Фильманьяк

Чикатило (2020 – 2021) - самый провальный проект про самого знаменитого маньяка

Складывается впечатление, что «ростовские» больше озабочены не поимкой преступника, а расстановкой палок в колёса для «москвичей».
Складывается впечатление, что «ростовские» больше озабочены не поимкой преступника, а расстановкой палок в колёса для «москвичей».
80-ые, Ростовская область. В лесополосах находят трупы женщин и детей, изуродованные с невероятной жестокостью. Дело приобретает огласку, в помощь ростовским следователям отправляют спецгруппу из Москвы. Гости из столицы не могут найти общий язык с ростовчанами, несмотря на то, что все они преследуют одну цель. А тем временем убийца разгуливает на свободе....
Для психиатров случай Чикатило действительно стал уникальным. Многие маньяки достаточно быстро находят пути сублимации подавленной агрессии. Чикатило же отличался тем, что его перверсии достигли формы удовлетворения, перепробовав различные пути. В том числе ролевые игры.
Для психиатров случай Чикатило действительно стал уникальным. Многие маньяки достаточно быстро находят пути сублимации подавленной агрессии. Чикатило же отличался тем, что его перверсии достигли формы удовлетворения, перепробовав различные пути. В том числе ролевые игры.

Визит Чикатило на российские экраны был лишь вопросом времени. Хотя в итоге пришлось ждать наступления 2021 года, когда свет увидел сериал «Чикатило». Для сравнения – американцы выдали очень неплохой «Гражданин Икс» всего спустя год после казни Чикатило. Собственно, добрый совет читателю – если вы любите смотреть художественную интерпретацию реальных событий, то в случае с Чикатило лучше обратиться именно к фильму Криса Джеролмо, и миновать версии с МакДауэллом и Нагиевым.

Оператор иногда злоупотребляет «эффектом Джей Джей Абрамса». Зачем?
Оператор иногда злоупотребляет «эффектом Джей Джей Абрамса». Зачем?

К сожалению, произведение Сарика Андреасяна и его остальной армянской братии – мимо кассы. До премьеры казалось, что «Чикатило» станет заметным явлением среди современных сериалов – как никак, это история о самом знаменитом маньяке Советского союза. Однако сперва многих отпугнула кандидатура вездесущего Андреасяна, который уже миллион раз успел испортить себе репутацию всевозможными тупыми сортирными комедиями. Вместе с премьерой многие накинулись и на бедного Нагиева, давнего коллегу Андреасяна, с которым он уже второй раз пытается уйти от комедийных образов и играть серьёзно.

«Perfectly balanced as all things should be» Шутки шутками, но Чикатило в реальности не производил столь отталкивающего впечатления и умел расположить к себе.
«Perfectly balanced as all things should be» Шутки шутками, но Чикатило в реальности не производил столь отталкивающего впечатления и умел расположить к себе.

Так стал ли «Чикатило» заметным явлением? Увы, нет. О нём говорят, как о принесшим рекордный результат видеосервису Okko на котором состоялась премьера, его обсуждают все те, кого это дело коснулось 30-40 лет назад. Но едва ли кого-то ещё этот проект заинтересовал – для массового зрителя, это, скорее, не более чем ещё один сериал по мотивам реального дела.

А знаете, что самое печальное? Что эти же люди будут ловить аналог «Ангарского маньяка» в сериале «Тень Чикатило». Ну, там хотя бы с исполнителем главной роли повезло. А вообще Фёдор Лавров вполне себе хорошо подходил на роль как раз Чикатило. Ну, как минимум внешностью.
А знаете, что самое печальное? Что эти же люди будут ловить аналог «Ангарского маньяка» в сериале «Тень Чикатило». Ну, там хотя бы с исполнителем главной роли повезло. А вообще Фёдор Лавров вполне себе хорошо подходил на роль как раз Чикатило. Ну, как минимум внешностью.

За основу сериала была взята книга Сергея Волкова и Алексея Гравицкого (с которыми Андреасян сотрудничает уже в третий раз) с достаточно графоманским названием «Зверь в клетке». Так что же представляет из себя история Чикатило, которую переписали для массового читателя? Все реальные участники расследования были стёрты из истории. Вместо них у нас есть следственная группа из трёх консультантов из Москвы и трёх ростовских сотрудников милиции.

Психиатр слушает откровения Чикатило. Словно не зная, поражаться ужасающим фактам, повлиявшим на психику - или же удивляться богатству фантазии.
Психиатр слушает откровения Чикатило. Словно не зная, поражаться ужасающим фактам, повлиявшим на психику - или же удивляться богатству фантазии.

Москвичи нежеланные гости в Ростове. Один (носящий усы уныния Лавроненко) пытается адекватно вести расследование. Другой – невротичный психолог, каким-то чудом до сих пор не уволенный - с таким характером едва ли долго продержишься в органах. И третий – адъютант первого, чья роль в деле раскроется ближе к финалу. Ростовчане – вечно бухающий начальник отдела, майор – преданный пёс начальника, любыми методами сажающий вора в тюрьму. И женщина, введённая в повествование чтобы быть романтическим интересом психолога.

Да даже исполнивший роль судьи актёр больше похож на Чикатило. Андреасян в интервью говорил, что есть проблема «знаменитых лиц», дескать пойди он к Машкову или Хабенскому, те бы сразу отказались. Хабенский, однако, не отказался от второго сезона «Метода».
Да даже исполнивший роль судьи актёр больше похож на Чикатило. Андреасян в интервью говорил, что есть проблема «знаменитых лиц», дескать пойди он к Машкову или Хабенскому, те бы сразу отказались. Хабенский, однако, не отказался от второго сезона «Метода».

Большая часть сериала – это повторяющиеся сцены «разногласий» между ростовскими и московскими сотрудниками уголовного розыска. Входит Кесаев в кабинет к Ковалёву, довольный Ковалёв ставит на стол пузырь, чинно наполняет фужеры, вздрагивая от предвкушения и толкает речь о том, что дело в шляпе, можно обмывать. Тяжело вздыхающий из под усов уныния Кесаев говорит, что рано праздновать, есть неувязочка. Ковалёв, желавший бахнуть за здравие, в итоге бахнет, но уже за потенциальный упокой всех москвичей. И разразится гневной тирадой на Кесаева: что, мол, вам здесь надо, что вы жить не даёте?

Место встречи изменить нельзя
Место встречи изменить нельзя

Будут конечно и выезды на место преступления с обязательным шоком сотрудников, будет слабенькая демонстрация оперативной работы. Но основные темы первого сезона – это «разногласия» в отделе, неловкие отношения двух молодых сотрудников из разных отделов. И редкий взгляд на жизнь самого Чикатило, которого ждут взлёты и падения в карьере, огорчения в личной жизни и методичные попытки заманить кого-нибудь в лесополосу.

Отношения внутри семьи Чикатило - не то что выдумка, а бред авторов. В реальности Романыч был подкаблучным баборабом и жену свою побаивался.
Отношения внутри семьи Чикатило - не то что выдумка, а бред авторов. В реальности Романыч был подкаблучным баборабом и жену свою побаивался.

Большая часть первого сезона вызывает смех и скуку. Чуть-чуть разбавляет всё это действо профессор Некрасов, который смотрит и на москвичей и на ростовчан одинаково как на дураков, и, кажется, единственный, кто обладает минимальной заинтересованностью в поимке Чикатило, в итоге лучше всех делает свою работу.

Когда ты гостевой маньяк в сериале про основного маньяка, но играешь куда лучше, чем основной исполнитель.
Когда ты гостевой маньяк в сериале про основного маньяка, но играешь куда лучше, чем основной исполнитель.

Первый сезон обрывают на полуслове, когда кажется, что маньяка готовы схватить – но тут зрителя оставили с носом, заставив почти год ждать выхода второго сезона. Смотрится всё это относительно смотрибельно. Оператор так и норовит скосплеить стиль «Настоящего детектива» или «Ганнибала». Актёры играют в общем сносно и типично для русских проектов – с посредственной дикцией.

В большей степени раздражает Дмитрий Власкин. Возможно, в те времена не у каждого психолога был свой психолог, но вряд ли бы кто-то пошёл бы на приём к подобному специалисту, который мнётся с ножки на ножку, да заикается, потупив глаза.
В большей степени раздражает Дмитрий Власкин. Возможно, в те времена не у каждого психолога был свой психолог, но вряд ли бы кто-то пошёл бы на приём к подобному специалисту, который мнётся с ножки на ножку, да заикается, потупив глаза.

Основное внимание цепляют Карэн Бадалов в роли профессора Некрасова, да Дмитрий Нагиев в титульной роли Чикатило. Первый по сценарию – сам по себе крайне располагающая к себе персона и самый адекватный персонаж. Бадалов явно вложил в образ человеколюбие, пусть и добавил профессору лукавую улыбку всезнайки, который чем-то перекликается, возможно, с профессором Преображенским. Его Некрасов – человек науки, и невежественность советского человека с которой он сталкивается в органах, явно ему претит.

Подход к насилию оказался странным. Основное внимание - на крупных планах изувеченных трупов.
Подход к насилию оказался странным. Основное внимание - на крупных планах изувеченных трупов.

Что касается Нагиева - в первом сезоне он просто приковывает к себе внимание, поскольку артист явно потрудился на созданием характерного и отталкивающего портрета. И пока ещё не совсем ясно, насколько точно он совместил в образе черты реального убийцы и те находки, что привнёс сам. Итог его стараний будет ясен во втором сезоне.

Сами убийства сняты по разному. Некоторые - в духе Тарантино - например, в убийстве на кукурузном поле Чикатило с большим мастерством уклоняется от брызнувшей струи крови, которую тут же зафиксируют крупным планом на початке кукурузы.
Сами убийства сняты по разному. Некоторые - в духе Тарантино - например, в убийстве на кукурузном поле Чикатило с большим мастерством уклоняется от брызнувшей струи крови, которую тут же зафиксируют крупным планом на початке кукурузы.

Второй сезон – микс из чуть устаканившихся отношений Витвицкого и Овсянниковой, всё тех же «разногласий» в кабинетах, на сей раз приправленных новым начальником в лице партийного функционера, который всей душой топит за перестройку. Параллельно продолжению истории реконструируют судебный процесс над Чикатило.

Куда более удачны сцены надругательств над мёртвыми -  тут режиссёр не старается поразить зрителя кровопролитием. Без всякой музыки в потёмках просто показывают копошение Чикатило, в котором нет чего-либо привлекательного.
Куда более удачны сцены надругательств над мёртвыми - тут режиссёр не старается поразить зрителя кровопролитием. Без всякой музыки в потёмках просто показывают копошение Чикатило, в котором нет чего-либо привлекательного.

Из актёров можно выделить удачный перформанс Алексея Кирсанова, который сыграл подражателя Чикатило, и Виталия Кищенко. Кищенко играет полковника Брагина, того самого нового начальника. Роль, в общем, такая же шаблонно-картонно-схематичная, как и у всех других вымышленных персонажей этой истории. Но актёр в ней выглядит гораздо более живым в отличие от его экранных коллег.

Брагин не вчера родился, но уже успел подстроиться под новые запросы власти.
Брагин не вчера родился, но уже успел подстроиться под новые запросы власти.

Даже забавно, что он заменил в сюжете фигуру Кесаева. Ввиду того, что Лавроненко на экране выглядел так, словно понимал исходное качество сценария, и его вселенская грусть по этому поводу отпечатывалась на образе. А Кищенко наоборот словно с наслаждением забавляется в образе, который за последнее десятилетие стал классическим злодеем в фильмах о советском времени.

Истории про войну, голод, съеденного брата - вполне могли быть реальными. Что совсем не важно. Ничто из травмирующих факторов психики не является оправданием для преступлений Чикатило. Личную ответственность никто не отменял.
Истории про войну, голод, съеденного брата - вполне могли быть реальными. Что совсем не важно. Ничто из травмирующих факторов психики не является оправданием для преступлений Чикатило. Личную ответственность никто не отменял.

Партийный функционер, строящий козни главным героям во имя интересов партии (как некоего источника зла в союзе) – как правило изображается эдаким мелочным бюрократом, наделённым властью. Кищенко в образе Брагина наделяет того фанатичной преданостью новому курсу – невольно напоминает начальника шахтоуправления из «Зеркало для героя». В общем, очередной карикатурный образ талантливый актёр делает привлекательным для зрительского глаза.

Чикатило в основном знаменит своими судебными фото, где он уже был обрит. Хотя на момент ареста действительно носил шевелюру. Но даже здесь промахнулись - парик Нагиева стоило делать чуть менее объёмным и густым.
Чикатило в основном знаменит своими судебными фото, где он уже был обрит. Хотя на момент ареста действительно носил шевелюру. Но даже здесь промахнулись - парик Нагиева стоило делать чуть менее объёмным и густым.

Что же касается Нагиева – было ли дело в негативном фидбеке, который актёр получил после премьеры первого сезона, или же к тому обязывал сюжет, во втором сезоне становясь в сценах в зале суда более документальным... Но во втором сезоне актёру пришлось привнести в свой образ больше элементов реального Чикатило. И это не сработало. От слова совсем.

В выбранном для Нагиева парике он порой смахивает на... бабушку.
В выбранном для Нагиева парике он порой смахивает на... бабушку.

В первом сезоне Нагиев в большей степени строил образ из собственных представлений о мерзкой сущности Чикатило, а во втором на то, что уже было сделано, пришлось нанизывать больше из реального портрета «гражданина Икс». Чтобы понять, насколько всё же удачна его работа – достаточно посмотреть всего лишь одно интервью с настоящим Чикатило – и после этого придётся признать, что старания Нагиева всё же напрасны.

Нагиев был выбран в том числе благодаря способности создавать асимметрию лица, которая была свойственна реальному Чикатило. Но к сожалению в его исполнении это больше выглядит как кривляния.
Нагиев был выбран в том числе благодаря способности создавать асимметрию лица, которая была свойственна реальному Чикатило. Но к сожалению в его исполнении это больше выглядит как кривляния.

Его Чикатило – это всё же жалкая пародия, крикливое воплощение омерзения. Не имеющего ничего общего с тем, что психиатр Бухановский описал как «гражданин Икс». Если в первом сезоне ещё как-то удавались сцены, где маньяк заманивал детей, то во втором всё это уже не работает, Чикатило выглядит слишком фриковатым на фоне остальных людей.

Странно, что сериал не разобрали на мемы. Ведь благодатная почва.
Странно, что сериал не разобрали на мемы. Ведь благодатная почва.

У реального Чикатило, конечно, была своеобразная манера поведения – но Нагиевым она отображена ни в коей мере не точно – какими-то преувеличенными жестами, замедленной пластикой. В общем и целом выстроенный образ напоминает скорее жабу с занозой в заднице. Это совершенно не вяжется с изначальным психологическим профайлом преступника как «самого обыкновенного человека».

Участие Нагиева было примерно таким же секретом Полишинеля, как десять лет назад было с Безруковым в роли Высоцкого. Спрашивается, что мешало на этот раз потрудиться над пластическим гримом?
Участие Нагиева было примерно таким же секретом Полишинеля, как десять лет назад было с Безруковым в роли Высоцкого. Спрашивается, что мешало на этот раз потрудиться над пластическим гримом?

Но поговорим же о том, ради чего стоило бы терпеть все шестнадцать серий экранизированной графомании про самого известного маньяка России. Получилось ли как-то проанализировать причины зарождения зла? Нет. Второй сезон в этом плане ещё более разочаровывающий – сперва так новящево плясали со всеми персонажами, чтобы в итоге все они остались за кадром, когда станет вопрос о последних часах Чикатило.

История знает случаи, когда талантливые артисты без схожести с прототипом играли так, что им и грим никакой был не нужен. Например, Майкл Фассбендер в роли Стива Джобса. Да даже Малкольм Макдауэлл характерным прищуром умудрился схватить от Чикатило больше, чем Нагиев.
История знает случаи, когда талантливые артисты без схожести с прототипом играли так, что им и грим никакой был не нужен. Например, Майкл Фассбендер в роли Стива Джобса. Да даже Малкольм Макдауэлл характерным прищуром умудрился схватить от Чикатило больше, чем Нагиев.

А какого-то обобщения здесь нет и в помине – есть лишь пересказанные с википедии легенды и слухи. Да авторский бред в виде финальных сцен с жертвами Чикатило - кстати, придуманный в последнюю очередь. Нет, всё же если хотите посмотреть фильм про Чикатило – «Гражданин Икс» за полтора часа гораздо лучше и внятнее объясняет всю суть дела о поимке «ростовского потрошителя».

По невнятным сценам, включающим в себя флешбэк с маленьким Андреем, бегущим среди могил, выходит, что Чикатило должен был погибнуть, но приловчился отправлять на тот свет кого-либо вместо себя.
По невнятным сценам, включающим в себя флешбэк с маленьким Андреем, бегущим среди могил, выходит, что Чикатило должен был погибнуть, но приловчился отправлять на тот свет кого-либо вместо себя.

«Чикатило» Андреасяна – это китч, попытка подражать успешным проектам зарубежного телевидения, не имеющая под собой хоть сколь-нибудь внятной сценарной основы. Максимум, что может сериал донести – что в органах слишком много халатных алкоголиков, которым только бы курить да бухать, а не работать – из-за чего собственно Чикатило и оставался на свободе столь долго. К этому можно добавить разве что небольшую повесточку в виде критики СМИ, которая в финальной серии странным образом вписывается в современную геополитическую обстановку.

В общем, концепция оказалась проста - в далёком прошлом был вот такой урод. Ни как порождение своего времени, ни как исследование патологии отдельно взятого больного разума. Чикатило остаётся фоном для разборок неумёх-следаков.
В общем, концепция оказалась проста - в далёком прошлом был вот такой урод. Ни как порождение своего времени, ни как исследование патологии отдельно взятого больного разума. Чикатило остаётся фоном для разборок неумёх-следаков.

А Гравицкому и Волкову можно разве что за искажение важных фактов повторить коронную реплику профессора Некрасова: «Очень плохо, двойка». Только на пересдачу не надо. Вряд ли кто-то теперь возьмётся снова за эту историю – хайп словили эти графоманы вместе с армянами. Бюджет распилен. Просмотры есть. А чего-то нового в искусстве – увы, не сказано. Так что стоит в очередной раз повториться – смотрите «Гражданин Икс», а вот таких сериалов лучше не выпускать.

А что вы думаете о сериале? Поделитесь своим мнением в комментариях.