80-ые, Ростовская область. В лесополосах находят трупы женщин и детей, изуродованные с невероятной жестокостью. Дело приобретает огласку, в помощь ростовским следователям отправляют спецгруппу из Москвы. Гости из столицы не могут найти общий язык с ростовчанами, несмотря на то, что все они преследуют одну цель. А тем временем убийца разгуливает на свободе....
Визит Чикатило на российские экраны был лишь вопросом времени. Хотя в итоге пришлось ждать наступления 2021 года, когда свет увидел сериал «Чикатило». Для сравнения – американцы выдали очень неплохой «Гражданин Икс» всего спустя год после казни Чикатило. Собственно, добрый совет читателю – если вы любите смотреть художественную интерпретацию реальных событий, то в случае с Чикатило лучше обратиться именно к фильму Криса Джеролмо, и миновать версии с МакДауэллом и Нагиевым.
К сожалению, произведение Сарика Андреасяна и его остальной армянской братии – мимо кассы. До премьеры казалось, что «Чикатило» станет заметным явлением среди современных сериалов – как никак, это история о самом знаменитом маньяке Советского союза. Однако сперва многих отпугнула кандидатура вездесущего Андреасяна, который уже миллион раз успел испортить себе репутацию всевозможными тупыми сортирными комедиями. Вместе с премьерой многие накинулись и на бедного Нагиева, давнего коллегу Андреасяна, с которым он уже второй раз пытается уйти от комедийных образов и играть серьёзно.
Так стал ли «Чикатило» заметным явлением? Увы, нет. О нём говорят, как о принесшим рекордный результат видеосервису Okko на котором состоялась премьера, его обсуждают все те, кого это дело коснулось 30-40 лет назад. Но едва ли кого-то ещё этот проект заинтересовал – для массового зрителя, это, скорее, не более чем ещё один сериал по мотивам реального дела.
За основу сериала была взята книга Сергея Волкова и Алексея Гравицкого (с которыми Андреасян сотрудничает уже в третий раз) с достаточно графоманским названием «Зверь в клетке». Так что же представляет из себя история Чикатило, которую переписали для массового читателя? Все реальные участники расследования были стёрты из истории. Вместо них у нас есть следственная группа из трёх консультантов из Москвы и трёх ростовских сотрудников милиции.
Москвичи нежеланные гости в Ростове. Один (носящий усы уныния Лавроненко) пытается адекватно вести расследование. Другой – невротичный психолог, каким-то чудом до сих пор не уволенный - с таким характером едва ли долго продержишься в органах. И третий – адъютант первого, чья роль в деле раскроется ближе к финалу. Ростовчане – вечно бухающий начальник отдела, майор – преданный пёс начальника, любыми методами сажающий вора в тюрьму. И женщина, введённая в повествование чтобы быть романтическим интересом психолога.
Большая часть сериала – это повторяющиеся сцены «разногласий» между ростовскими и московскими сотрудниками уголовного розыска. Входит Кесаев в кабинет к Ковалёву, довольный Ковалёв ставит на стол пузырь, чинно наполняет фужеры, вздрагивая от предвкушения и толкает речь о том, что дело в шляпе, можно обмывать. Тяжело вздыхающий из под усов уныния Кесаев говорит, что рано праздновать, есть неувязочка. Ковалёв, желавший бахнуть за здравие, в итоге бахнет, но уже за потенциальный упокой всех москвичей. И разразится гневной тирадой на Кесаева: что, мол, вам здесь надо, что вы жить не даёте?
Будут конечно и выезды на место преступления с обязательным шоком сотрудников, будет слабенькая демонстрация оперативной работы. Но основные темы первого сезона – это «разногласия» в отделе, неловкие отношения двух молодых сотрудников из разных отделов. И редкий взгляд на жизнь самого Чикатило, которого ждут взлёты и падения в карьере, огорчения в личной жизни и методичные попытки заманить кого-нибудь в лесополосу.
Большая часть первого сезона вызывает смех и скуку. Чуть-чуть разбавляет всё это действо профессор Некрасов, который смотрит и на москвичей и на ростовчан одинаково как на дураков, и, кажется, единственный, кто обладает минимальной заинтересованностью в поимке Чикатило, в итоге лучше всех делает свою работу.
Первый сезон обрывают на полуслове, когда кажется, что маньяка готовы схватить – но тут зрителя оставили с носом, заставив почти год ждать выхода второго сезона. Смотрится всё это относительно смотрибельно. Оператор так и норовит скосплеить стиль «Настоящего детектива» или «Ганнибала». Актёры играют в общем сносно и типично для русских проектов – с посредственной дикцией.
Основное внимание цепляют Карэн Бадалов в роли профессора Некрасова, да Дмитрий Нагиев в титульной роли Чикатило. Первый по сценарию – сам по себе крайне располагающая к себе персона и самый адекватный персонаж. Бадалов явно вложил в образ человеколюбие, пусть и добавил профессору лукавую улыбку всезнайки, который чем-то перекликается, возможно, с профессором Преображенским. Его Некрасов – человек науки, и невежественность советского человека с которой он сталкивается в органах, явно ему претит.
Что касается Нагиева - в первом сезоне он просто приковывает к себе внимание, поскольку артист явно потрудился на созданием характерного и отталкивающего портрета. И пока ещё не совсем ясно, насколько точно он совместил в образе черты реального убийцы и те находки, что привнёс сам. Итог его стараний будет ясен во втором сезоне.
Второй сезон – микс из чуть устаканившихся отношений Витвицкого и Овсянниковой, всё тех же «разногласий» в кабинетах, на сей раз приправленных новым начальником в лице партийного функционера, который всей душой топит за перестройку. Параллельно продолжению истории реконструируют судебный процесс над Чикатило.
Из актёров можно выделить удачный перформанс Алексея Кирсанова, который сыграл подражателя Чикатило, и Виталия Кищенко. Кищенко играет полковника Брагина, того самого нового начальника. Роль, в общем, такая же шаблонно-картонно-схематичная, как и у всех других вымышленных персонажей этой истории. Но актёр в ней выглядит гораздо более живым в отличие от его экранных коллег.
Даже забавно, что он заменил в сюжете фигуру Кесаева. Ввиду того, что Лавроненко на экране выглядел так, словно понимал исходное качество сценария, и его вселенская грусть по этому поводу отпечатывалась на образе. А Кищенко наоборот словно с наслаждением забавляется в образе, который за последнее десятилетие стал классическим злодеем в фильмах о советском времени.
Партийный функционер, строящий козни главным героям во имя интересов партии (как некоего источника зла в союзе) – как правило изображается эдаким мелочным бюрократом, наделённым властью. Кищенко в образе Брагина наделяет того фанатичной преданостью новому курсу – невольно напоминает начальника шахтоуправления из «Зеркало для героя». В общем, очередной карикатурный образ талантливый актёр делает привлекательным для зрительского глаза.
Что же касается Нагиева – было ли дело в негативном фидбеке, который актёр получил после премьеры первого сезона, или же к тому обязывал сюжет, во втором сезоне становясь в сценах в зале суда более документальным... Но во втором сезоне актёру пришлось привнести в свой образ больше элементов реального Чикатило. И это не сработало. От слова совсем.
В первом сезоне Нагиев в большей степени строил образ из собственных представлений о мерзкой сущности Чикатило, а во втором на то, что уже было сделано, пришлось нанизывать больше из реального портрета «гражданина Икс». Чтобы понять, насколько всё же удачна его работа – достаточно посмотреть всего лишь одно интервью с настоящим Чикатило – и после этого придётся признать, что старания Нагиева всё же напрасны.
Его Чикатило – это всё же жалкая пародия, крикливое воплощение омерзения. Не имеющего ничего общего с тем, что психиатр Бухановский описал как «гражданин Икс». Если в первом сезоне ещё как-то удавались сцены, где маньяк заманивал детей, то во втором всё это уже не работает, Чикатило выглядит слишком фриковатым на фоне остальных людей.
У реального Чикатило, конечно, была своеобразная манера поведения – но Нагиевым она отображена ни в коей мере не точно – какими-то преувеличенными жестами, замедленной пластикой. В общем и целом выстроенный образ напоминает скорее жабу с занозой в заднице. Это совершенно не вяжется с изначальным психологическим профайлом преступника как «самого обыкновенного человека».
Но поговорим же о том, ради чего стоило бы терпеть все шестнадцать серий экранизированной графомании про самого известного маньяка России. Получилось ли как-то проанализировать причины зарождения зла? Нет. Второй сезон в этом плане ещё более разочаровывающий – сперва так новящево плясали со всеми персонажами, чтобы в итоге все они остались за кадром, когда станет вопрос о последних часах Чикатило.
А какого-то обобщения здесь нет и в помине – есть лишь пересказанные с википедии легенды и слухи. Да авторский бред в виде финальных сцен с жертвами Чикатило - кстати, придуманный в последнюю очередь. Нет, всё же если хотите посмотреть фильм про Чикатило – «Гражданин Икс» за полтора часа гораздо лучше и внятнее объясняет всю суть дела о поимке «ростовского потрошителя».
«Чикатило» Андреасяна – это китч, попытка подражать успешным проектам зарубежного телевидения, не имеющая под собой хоть сколь-нибудь внятной сценарной основы. Максимум, что может сериал донести – что в органах слишком много халатных алкоголиков, которым только бы курить да бухать, а не работать – из-за чего собственно Чикатило и оставался на свободе столь долго. К этому можно добавить разве что небольшую повесточку в виде критики СМИ, которая в финальной серии странным образом вписывается в современную геополитическую обстановку.
А Гравицкому и Волкову можно разве что за искажение важных фактов повторить коронную реплику профессора Некрасова: «Очень плохо, двойка». Только на пересдачу не надо. Вряд ли кто-то теперь возьмётся снова за эту историю – хайп словили эти графоманы вместе с армянами. Бюджет распилен. Просмотры есть. А чего-то нового в искусстве – увы, не сказано. Так что стоит в очередной раз повториться – смотрите «Гражданин Икс», а вот таких сериалов лучше не выпускать.
А что вы думаете о сериале? Поделитесь своим мнением в комментариях.