ВМ-Т «Атлант» представляет собой тяжелый транспортный самолет, разработанный в ОКБ имени Мясищева в начале 1980-х годов как модификацию стратегического бомбардировщика 3М. Эта машина стала единственной в своем роде, предназначенной для перевозки крупногабаритных грузов космической программы «Энергия-Буран» на космодром Байконур.
Разработка ВМ-Т была вызвана необходимостью доставки массивных компонентов ракетно-космического комплекса, разбросанных по предприятиям СССР. Вертолеты типа Ми-26 с грузоподъемностью 26 тонн не справлялись с задачей, особенно при транспортировке отсеков ракет и планера, требуя рискованных схем с несколькими машинами на тросах. Генеральный конструктор Владимир Михайлович Мясищев предложил переоборудовать отслуживший бомбардировщик 3М, обладавший высоким запасом аэродинамических качеств для дальних полетов.
Проектирование велось полным ходом, несмотря на смерть Мясищева 14 октября 1978 года. Первый полет прототипа состоялся в 1980 году, а 6 января 1982 года машина поднялась в воздух с грузом на фюзеляже под управлением испытателя А. Кучеренко. В апреле 1982 года ВМ-Т выполнил два транспортных рейса по маршруту Куйбышев-Ленинск (Байконур), доставив грузы 1ГТ и 2ГТ.
Всего построили три самолета: один передали для испытаний в ЦАГИ, второй хранился в Дягилево, третий — на территории ЛИИ имени Громова. Два «Атланта» совершили более 150 полетов в 1980-х годах, транспортируя на Байконур крупногабаритные элементы комплексов «Энергия» и «Буран», включая части центрального блока ракеты. Первая отправка части центрального блока из Куйбышева в Жуковский произошла водным путем в октябре 1980 года, после чего в январе 1981 года начались летные испытания ВМ-Т с этим грузом на аэродроме ЛИИ.
Весной 1987 года самолеты доставили на космодром компоненты системы для сборки и подготовки старта. Знаменитый беспилотный запуск «Бурана» 15 октября 1988 года завершился успешной посадкой, но авария первого пуска «Энергии» в 1987 году, когда ракета и спутник упали в океан, подорвала программу. Внешний вид ВМ-Т — поджарый фюзеляж бомбардировщика с громоздким контейнером на спине — принес ему прозвище «летающая бочка».
Технические характеристики включали максимальную скорость 925 км/ч, практическую дальность 13 600 км, дальность действия 9400 км, потолок 12 000 м, экипаж из 8 человек и полезную нагрузку 40 000 кг. Самолет оснащался четырьмя турбореактивными двигателями ВД-7 тягой по 11 000 кгс каждый. Переоборудование требовало значительных изменений геометрии планера для размещения грузов, что меняло аэродинамику и прочностные характеристики, necessitating повторных исследований.
Эксплуатация ВМ-Т длилась с 1982 по 1989 годы. После свертывания программы «Энергия-Буран» в конце 1980-х интерес к машине угас. Планировались варианты, включая воздушные испытания индийского криогенного двигателя Д-57 и создание огромных транспортных систем на базе 3М для негабаритных грузов и воздушного запуска, но они не реализовались. Доставка центрального блока «Энергии» на Ан-225 «Мрия» осталась временной мечтой, так как украинский гигант не был готов вовремя.
Судьба «Атлантов» оказалась трагичной: самолеты были списаны и частично разобраны. Один сохранился как музейный экспонат в Дягилево, другой — в ЛИИ, позволяя прикоснуться к истории советской космонавтики. ВМ-Т остался уникальным символом инженерного гения ОКБ Мясищева и усилий по реализации амбициозной космической программы СССР.
👉 Если вам понравился материал — подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить ещё больше полезного контента! Также подписывайтесь в:
- Telegram: https://t.me/timponomarevofficial
- Официальный сайт: https://timponomarev.ru