Найти в Дзене
Тимофей Пономарев

История советских космических тягачей: ВМ-Т «Атлант» и его судьба

ВМ-Т «Атлант» представляет собой тяжелый транспортный самолет, разработанный в ОКБ имени Мясищева в начале 1980-х годов как модификацию стратегического бомбардировщика 3М. Эта машина стала единственной в своем роде, предназначенной для перевозки крупногабаритных грузов космической программы «Энергия-Буран» на космодром Байконур.

Разработка ВМ-Т была вызвана необходимостью доставки массивных компонентов ракетно-космического комплекса, разбросанных по предприятиям СССР. Вертолеты типа Ми-26 с грузоподъемностью 26 тонн не справлялись с задачей, особенно при транспортировке отсеков ракет и планера, требуя рискованных схем с несколькими машинами на тросах. Генеральный конструктор Владимир Михайлович Мясищев предложил переоборудовать отслуживший бомбардировщик 3М, обладавший высоким запасом аэродинамических качеств для дальних полетов.

   Изображение сборки компонентов ракеты и космического корабля, расположенных в ангаре с техническими работниками
Изображение сборки компонентов ракеты и космического корабля, расположенных в ангаре с техническими работниками

Проектирование велось полным ходом, несмотря на смерть Мясищева 14 октября 1978 года. Первый полет прототипа состоялся в 1980 году, а 6 января 1982 года машина поднялась в воздух с грузом на фюзеляже под управлением испытателя А. Кучеренко. В апреле 1982 года ВМ-Т выполнил два транспортных рейса по маршруту Куйбышев-Ленинск (Байконур), доставив грузы 1ГТ и 2ГТ.

   Изображение позднего советского технологического процесса, включая мощные машины и крупные детали ракетного комплекта.
Изображение позднего советского технологического процесса, включая мощные машины и крупные детали ракетного комплекта.

Всего построили три самолета: один передали для испытаний в ЦАГИ, второй хранился в Дягилево, третий — на территории ЛИИ имени Громова. Два «Атланта» совершили более 150 полетов в 1980-х годах, транспортируя на Байконур крупногабаритные элементы комплексов «Энергия» и «Буран», включая части центрального блока ракеты. Первая отправка части центрального блока из Куйбышева в Жуковский произошла водным путем в октябре 1980 года, после чего в январе 1981 года начались летные испытания ВМ-Т с этим грузом на аэродроме ЛИИ.

Весной 1987 года самолеты доставили на космодром компоненты системы для сборки и подготовки старта. Знаменитый беспилотный запуск «Бурана» 15 октября 1988 года завершился успешной посадкой, но авария первого пуска «Энергии» в 1987 году, когда ракета и спутник упали в океан, подорвала программу. Внешний вид ВМ-Т — поджарый фюзеляж бомбардировщика с громоздким контейнером на спине — принес ему прозвище «летающая бочка».

-4

Технические характеристики включали максимальную скорость 925 км/ч, практическую дальность 13 600 км, дальность действия 9400 км, потолок 12 000 м, экипаж из 8 человек и полезную нагрузку 40 000 кг. Самолет оснащался четырьмя турбореактивными двигателями ВД-7 тягой по 11 000 кгс каждый. Переоборудование требовало значительных изменений геометрии планера для размещения грузов, что меняло аэродинамику и прочностные характеристики, necessitating повторных исследований.

Эксплуатация ВМ-Т длилась с 1982 по 1989 годы. После свертывания программы «Энергия-Буран» в конце 1980-х интерес к машине угас. Планировались варианты, включая воздушные испытания индийского криогенного двигателя Д-57 и создание огромных транспортных систем на базе 3М для негабаритных грузов и воздушного запуска, но они не реализовались. Доставка центрального блока «Энергии» на Ан-225 «Мрия» осталась временной мечтой, так как украинский гигант не был готов вовремя.

Судьба «Атлантов» оказалась трагичной: самолеты были списаны и частично разобраны. Один сохранился как музейный экспонат в Дягилево, другой — в ЛИИ, позволяя прикоснуться к истории советской космонавтики. ВМ-Т остался уникальным символом инженерного гения ОКБ Мясищева и усилий по реализации амбициозной космической программы СССР.

👉 Если вам понравился материал — подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить ещё больше полезного контента! Также подписывайтесь в: