Найти в Дзене
Surround Sound AudioDisc

Опрос: что подвигло вас к объёмному звуку?

Привет, владельцы ДК и все неравнодушные к объёмному звуку меломаны! Я открываю эту тему, чтобы спросить всех, как вы начинали своё увлечение. Учитывая, что объёмное звучание - дорогое хобби, мне любопытно, что заставило вас преодолеть это препятствие и дать шанс этой концепции. Иммерсионость = множественность источников звука со всех сторон «Ты помнишь, как всё начиналось?» © У всех нас был свой «первый раз» и, наверное, не менее интересная предыстория, какие-то памятные события, пробудившие интерес и подтолкнувшие на первый шаг. Поделитесь вашей историей, а я расскажу свою. Базовый ДК 5.1 - начальный уровень для всех меломанов Тёмные века: Интрига юрского периода Меня всегда привлекала идея объёмного звучания, ещё с тех времён, когда я был подростком и в музыкальном журнале конца 70-х прочитал статью одного из ныне здравствующих музыкальных критиков о том, что Pink Floyd «экспериментировали с квадрафоническим звучанием». И ни слова больше: что это и как это!! Интриги сильнее
Оглавление

Привет, владельцы ДК и все неравнодушные к объёмному звуку меломаны!

Я открываю эту тему, чтобы спросить всех, как вы начинали своё увлечение. Учитывая, что объёмное звучание - дорогое хобби, мне любопытно, что заставило вас преодолеть это препятствие и дать шанс этой концепции.

Иммерсионость = множественность источников звука со всех сторон
Иммерсионость = множественность источников звука со всех сторон

«Ты помнишь, как всё начиналось?» ©

У всех нас был свой «первый раз» и, наверное, не менее интересная предыстория, какие-то памятные события, пробудившие интерес и подтолкнувшие на первый шаг.

Поделитесь вашей историей, а я расскажу свою.

Базовый ДК 5.1 - начальный уровень для всех меломанов
Базовый ДК 5.1 - начальный уровень для всех меломанов

Тёмные века: Интрига юрского периода

Меня всегда привлекала идея объёмного звучания, ещё с тех времён, когда я был подростком и в музыкальном журнале конца 70-х прочитал статью одного из ныне здравствующих музыкальных критиков о том, что Pink Floyd «экспериментировали с квадрафоническим звучанием».

И ни слова больше: что это и как это!! Интриги сильнее и придумать было нельзя!

К тому времени Pink Floyd превращались для меня в группу №1, своего рода непререкаемый авторитет, поэтому обронённая критиком вскользь информация на долгие годы стала неким пунктиком, нераскрытой тайной!

Рик Райт (Пинк Флойд, 1971) управляет азимут-координатором окружающего звука на концерте
Рик Райт (Пинк Флойд, 1971) управляет азимут-координатором окружающего звука на концерте

Протоистория

Время текло всё быстрее. К середине 1990-х я уверенно попрощался со своим винило-плёночным прошлым: просто отпустил, списав всё на форс-мажор, на невозвратные расходы непреодолимой силы.

Этот непростой и болезненный шаг позволил мне собрать самую лучшую стерео-систему, которую только мог себе позволить: вертушки LD и CD, высококлассный кассетник со сквозным каналом, усилитель, эквалайзер, колонки Jamo со шляпами д’Aртаньяна в роли басовиков. Коллекция фирменных компакт-дисков росла… между тем, тайна оставалась под пеленой мутных догадок:

- Так что же такое та самая квадрафония, над которой «экспериментировали ПФ»?

Ответа не дала и зачитанная до дыр книга Энди Маббета "Pink Floyd. Полный путеводитель по песням и альбомам".

Наоборот, упомянутая в ней некая «бесконечная кассета» породила ещё одну загадку! Что это было? (подсказка в конце статьи)

Ну, послушайте, а откуда было черпать знания?

Лихие 90-е – странные дни и прорыва, и затишья перед бурей одновременно. Наконец-то страна дорвалась до доступных фирменных аудио-компонентов и ещё не знала, какая катастрофа грянет в 1998, вместе с долларом, обвалившим надежды на продолжение банкета обновления.

Выброшенные на свалку кумиры = кусок непонятно чего известного цвета
Выброшенные на свалку кумиры = кусок непонятно чего известного цвета

Интернета ещё нет, мы с друзьями по увлечению варимся в собственном соку. Какой телек взять? Какой кабель? Какой видак годится для Hi-Fi stereo? Где тот токарь, который бы выточил шипы под колонки? Где купить / обменять очередной CD в коллекцию?.. И ещё куча всякой ерунды.

В общем, обычная мышиная возня любого серьёзного стереофила, озадаченного тем, как из варёной моркови сделать конфетку.

Да, уже не тот информационный вакуум, каким он был в 70-80-е гг, но ещё достаточно ангажированный и предвзятый.

Единственным и «святым» источником знаний, запускавшим в наши ряды всю эту аудиофильскую движуху являлись продаваны/писаки/журналюги из журнала «Стерео – Видео». Помните такой?

Дичи про звук хватало всегда и сейчас тоже
Дичи про звук хватало всегда и сейчас тоже

Операция "Дичь" ©

(её последствия до сих пор фатальны для некоторых меломанов)

Толстого кошелька и красного словца ради, они вещали нам откровенную дичь про звук: его тёплое тепло, чистую чистоту, прозрачную прозрачность, душевную душу, человечную человечность, натуральную натуральность… Их статейки читались нами взахлёб.

Однако никак не припоминаю, узнал ли я из них что-то конкретное про квадрафонию.

Эволюция домашнего аудио: моно -> стерео -> квадро
Эволюция домашнего аудио: моно -> стерео -> квадро

Innuendo

Я уже было сдал статью в тираж, однако, мне вспомнился единственный случай, произошедший в Тёмные века, когда мне посчастливилось краем уха узнать, что такое 3D-звук.

Дело было в середине 80-х. Студентами мы потащились в кинотеатр, чтобы посмотреть музыкальный блокбастер с участием звёзд нашей советской эстрады. Уже не скажу вам его названия, о сюжете остались только какие-то смутные воспоминания: тягомотная череда пёстрой мишуры в глупых сценах. Ну, что мы хотели, ведь это просто мюзикл!

Зрелище откровенно утомляло, но под самый конец герои фильма - музыкальная группа, как-то уж очень сильно разыгралась, и звукорежиссёр не упустил возможности запустить звук в отрыв по кругу.

Громкой и упругой волной звук прокатился по периметру зрительского зала.

Несмотря на то, что моё место находилось в углу самого верхнего ряда (справа, если смотреть на экран), я получил мощный всплеск адреналина в тот самый момент, когда, изнывая от скуки, уже не ожидал ничего хорошего.

После сеанса мы с друзьями отметили появление столь неожиданного эффекта и… забыли об этом.

Опыт не получил дальнейшего повторения, а значит, закрепления, привыкания и необходимости. Увы.

ОСТы - это предтеча музыки для ДК
ОСТы - это предтеча музыки для ДК

Пролог

В какой-то момент, в начале 2000-х, я прослышал о SACD. Всегда стремясь улучшить звучание своей стереосистемы, приобрел универсальный проигрыватель Pioneer 610 тайской сборки, который читал всё, включая ещё неведомые мне DVD-Audio. Я начал собирать диски hi-rez, чтобы проигрывать их в режиме 2.0, и мне это понравилось.

Pioneer 610 DVD-A + SACD player - зверь-машина = читает всё!
Pioneer 610 DVD-A + SACD player - зверь-машина = читает всё!

Понятное дело, что это решало лишь часть вопроса, а именно, коллекционную: можно было покупать диски любых форматов (ассортимент коих возрос) без опаски в том, какой вертушкой их воспроизводить!

Помню, что уже тогда на дисках были треки с 5.1, но я ещё не знал, как к ним подступиться… поскольку:

«было бы глупо потакать своему досужему любопытству, чтобы в итоге услышать неясно что! Кота в мешке?!»
Вам это тоже знакомо, да?)))

Ведь дома не было главного – ресивера, сердца домашнего кинотеатра (ДК)! А без него звук не летает!

Тогда я ещё не отдавал себе в этом отчёта! Потому что ум сковывали блоки, житейские страхи: этого я никогда не могу себе позволить, не хватает места и т.д. Узнаёте себя?

Ресивер - сердце домашнего кинотеатра
Ресивер - сердце домашнего кинотеатра

Меня радовало уже только то, что купленный по случаю хайрезный DVD-Audio 96/24 5.1 с альбомом Alice Cooper "Welcome To My Nightmare" рвал, как тузик грелку, по части детальности звука точно такой же CD (44/16, если кто забыл).

Однако подкупало то, что на CD находились интересные бонус-треки, которых нет на DVD-Audio 96/24 5.1.
Alice Cooper "Welcome To My Nightmare" DVD-Audio 5.1
Alice Cooper "Welcome To My Nightmare" DVD-Audio 5.1

Тлеющую лучину моего интереса сильнее разжёг альбом "The Dark Side of the Moon", выпущенный Pink Floyd на SACD 5.1 в 2003 году. Он получил большой слушательский резонанс в Рунете и напомнил о пунктике, сохранившемся у меня с начала 1980-х.

Pink Floyd - SACD 5.1 - The Dark Side of the Moon (2003)
Pink Floyd - SACD 5.1 - The Dark Side of the Moon (2003)

Просветление

Наконец, разговор с другом, состоявшийся в 2008 году, который описал ощущение, когда слышишь, как барабанная дробь вращается вокруг тебя в миксе 5.1, стал триггером: пора брать ДК на абордаж!

Я вдруг отчётливо понял, что должен услышать это сам, в своей комнате. Именно в этот момент я осознал, что в какой-то момент в жизни мне понадобится установка, которая будет воспроизводить мне Pink Floyd в объёмном звучании. Точка!

Как раз вовремя подоспели мультиканальные серии из каталогов Depeche Mode и Genesis! Рынок мультиканала насыщался первоклассной музыкой!
Начало ДК: до и после = как было и что стало
Начало ДК: до и после = как было и что стало

Начало

Через год или около у меня появился первый ДК, собранный из «глины и палок», купленных на вторичном рынке за смешные по всем меркам ценам (что-то около 150 долларов): 5 колонок и ресивер. Что может быть проще?

Спойлер: летающий звук — это не про размер колонок, а их количество и аудио-микс!

Кое-как пристроив в комнату-пенал свой «ДК для начинающих», я тут же форсировал охоту за всеми мультиканальными дисками в округе.

В дополнение к указанному выше DVD-A, последовали Queen "A Night at the Opera", Queen "The Game", Yes "Fragile".

Queen - The Game [DVD-Audio 5.1]
Queen - The Game [DVD-Audio 5.1]

Не очень помню, что сыграл сначала, но, когда заиграла "Ночь в опере", совершенно поражённый, я просто завис, потеряв дар речи.

Я был уже в пути.

Queen - A Night at the Opera (DVD-Audio 5.1)
Queen - A Night at the Opera (DVD-Audio 5.1)

На пути

Так я заставил 15-летнего подростка в себе осознать, что объёмные миксы всё-таки существуют!! А сама идея улучшить качество стереозвука поразила меня своей безграничностью.

Я больше не утомлённый стерео-солнцем, я снова меломан!

Откуда и куда я пришёл: от стерео-искажений к полному окружению музыкой
Откуда и куда я пришёл: от стерео-искажений к полному окружению музыкой

Остальное, как говорят, уже другая история (растянувшаяся на 16 лет):

- Постепенное улучшение компонентов в ДК;

- Открытие того, что квадрафоническое наследие 70-х сохранилось в виде цифровых трансферов, оно прекрасно и оно доступно (если владеть тырнетными технологиями);

- Открытие того, что существуют вручную сделанные ап-миксы и они, порою, отлично звучат;

- Переход на Blu-ray: появление этих дисков потребовало покупки «синей» вертушки, которая, в свою очередь потребовала нового ресивера с HDMI-входами. Новые расходы, новые открытия!

- Попытка понять логику Pro-Logic I и II – штатных ап-миксеров начала 2000 гг;

- Новый ресивер с хорошими процессорами для домашнего ап-микса стерео-дисков.

Лично я обнаружил, что расширение из 2.0 в 5.0 открыло мне понимание того, какой стерео-микс можно считать хорошим, а какой плохим. И помогает мне в этом процессор ресивера Denon-4700 настолько хорошо, что я могу спрогнозировать эффективность объёмного звучания ещё на этапе знакомства со стерео-записью;

- Обычными для мультиканальных миксов носителями сейчас являются диски Blu-ray и SACD. Качество звука на них студийное и далеко превосходит всё, что было до них. Поэтому выбор в пользу их очевиден любому меломану с чистыми ушами и непромытыми (операцией "Дичь") мозгами.

Быть может, это перфекционизм, но мы этого заслужили!

- Постоянное увеличение мультиканальных изданий на музыкальном рынке делает это хобби бесконечным, а с учётом домашних ап-миксов, так и подавно!

- Погружение с головой в окружающее звучание (ха, каламбур!) позволяет мне вести единственный в Рунете профильный канал, посвящённый данной теме;

- Конечно, есть мечты о настройке потолочной системы Dolby Atmos. Ещё есть куда двигаться!

…to be continued…

Home theatre - Dolby Atmos по схеме 9.4.6
Home theatre - Dolby Atmos по схеме 9.4.6

Выводы

Итак, какие выводы хочется сделать? Что я пережил во время «квантового» перехода с 2.0 на 5.0?

1. Никакой драмы, душевных мук, ненависти к себе и к окружающим за содеянное мною «предательство» по отношению к стерео-догме и, тем более, к отжившим свой век носителям аудиоинформации – винилу и плёнке.

2. Большая благодарность моим учителям, добрым «тайным» советникам в интернете, сложившимся обстоятельствам за те новые знания, которые я получил от них.

3. Мой переход с 2.0 на иммерсивные форматы прошёл легко, непринуждённо, с большим исследовательским интересом, под влиянием и с уважением к историческому контексту, то есть к следующим нарративам:

- в начале 1970-х инженеры и музыканты дураками не были, уж коли они внедрили объёмный (на тот момент квадрафонический) звук, то значит, оно того стоило.

После того, как я лично со всей скрупулёзностью разобрал миксы у нескольких сотен квадра-альбомов, то пришёл к выводу, что инженеры всё сделали правильно, ибо почти все их работы – это высокохудожественные шедевры инженерной мысли.

- а раз так, то и современные нам разработки по канализации звукового поля вокруг слушателя заслуживают глубокого исследования!

4. Вот чему посвящён мой канал и чем я занимаюсь!

Передовые технологии для домашнего аудио
Передовые технологии для домашнего аудио

Только объёмный звук полноценно раскрывает звучание музыки вокруг вас, и в публикациях на моём канале разбирается почему так происходит.

Я люблю логику и логичные решения, а в концепте иммерсивности всё очень логично!

Тривия

p.s.: Книга Энди Маббета, именно та её версия, которая попала ко мне в первой половине 90-х, имела несколько ляпов, допущенных переводчиком. Вот пара, которые запомнились:

Ляп №1 – Термин «бесконечная кассета», упоминаемая в связи с соло Сноуи Уайта (Snowy White) для объединения "Pigs on the Wing" в одну песню, предназначался вот для этого картриджа Q8:

Label: Columbia – JCA 34474
Format: 8-Track Cartridge, Album, Dolby B
Country: US. Released: 1977
Pink Floyd – Animals (Q8)
Pink Floyd – Animals (Q8)

Да, надо признать, что картридж Q8 наделён способностью вращать плёнку бесконечно, покуда фольга на ней включает автопереключение на другую пару дорожек. Однако, кто бы мне рассказал про Q8 и его возможности в то время!

Pink Floyd – Animals (Q8) - Format: 8-Track Cartridge, Album, Dolby B
Pink Floyd – Animals (Q8) - Format: 8-Track Cartridge, Album, Dolby B

Ляп №2 – ФИО Полли Сэмсон, супруги Дэвида Гилмора, склонялась по правилу, как для мужской фамилии, что ставило меня в недоумение: да кто это, чёрт возьми такой!?

Звучало как-то так: «стихи Сэмсона» ©

Сей ляп говорит о том, что переводчик и сам не знал, кем был (-а) некий (-кая) Сэмсон!

Полли Сэмсон - досье
Полли Сэмсон - досье

Здесь и сейчас

Надеюсь, что мой рассказ раскрыл перед вами простые истины:

- Чтобы собрать свой ДК не нужны килотонны денег и тайны эзотерических знаний. Всё, что вам потребуется – желание достичь своего.

- ДК для музыки — это не прихоть, а самый лучший инструмент для раскрытия красоты в любом музыкальном произведении.

Вот из этой логики и надо действовать, если вы поставили своей задачей слушать музыку в лучшем её виде.

ДК оставит вас под куполом звука
ДК оставит вас под куполом звука

А теперь ваша очередь поделиться историей, тем сет-апом ДК, которого сейчас достигли, или вашими мечтами!

Окружайте себя волнами любимой музыки - ДК вам в помощь!
Окружайте себя волнами любимой музыки - ДК вам в помощь!

Окружайте себя звуками любимой музыки и подписывайтесь на канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.

Извините за эксцессы, связанные с вашим недопониманием окружающего звучания и последующими дискуссиями на эту тему.

Купите себе домашний кинотеатр (ДК), и вы всё поймёте, чакры откроются.

Другие статьи на тему многоканального звучания:

Действительно ли стерео – это хорошо? Баланс – основа основ

Чего хотят люди от многоканальной музыки?

Квадро 1970-х: история едва не потерянного чуда

"The Red Room - Красная комната" Питера Гэбриэла

ABBA внедряет Dolby Atmos

Ремонт потухшего дисплея Blu-ray Pioneer BDP-LX 55

Сможет ли ИИ микшировать и восстанавливать звукозаписи?

С "Долби" Atmos и в шалаше… из фетра и палок
Калибрую звук под своё помещение – Audyssey

Чего хотят люди от многоканальной музыки?

Surround Master! Неужели чудо свершилось?!

Домашняя замена лазера в Pioneer BDP-LX 55

Surround Master! Неужели чудо свершилось?!

2.0 против 5.1 и аналог против цифры. Чья возьмёт?

Почему объёмный звук не становится популярным среди меломанов?

Очередная "Тёмная сторона Луны" или снова тёмные хитрости шоу-бизнеса

Что такое статика в домашнем кинотеатре? Манифест канала, ч. 2

Pink Floyd "Echoes" DTS 4.0: "Вы слышите звук со всех сторон"

Pink Floyd "Live At Pompeii" Blu-ray 5.1: Везувий, амфитеатр, квадрафония

Pink Floyd "Animals 2022" SACD, DVD, BD 5.1: Наш скотный двор

Действительно ли стерео – это хорошо? Баланс – основа основ

ParSonics - "Зелёная комната", студия, где творит Алан Парсонс

Узнать больше о многоканальной музыке в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc.

Приобрести фирменные диски 5.1 через сайт, посвящённый этой теме.

Канал НЕ монетизирован, поддержите автора любой суммой, нажав кнопку «Поддержать». Все деньги пойдут на мультиканальную музыку с целью её рецензирования.

"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!

Схема квадро 4.0 - вполне достаточно, чтобы погрузить вас с головой в звук
Схема квадро 4.0 - вполне достаточно, чтобы погрузить вас с головой в звук