Найти тему
Surround Sound AudioDisc

Сможет ли ИИ микшировать и восстанавливать звукозаписи?

Оглавление

Как скоро микширование, ап-микширование и восстановление звука с помощью искусственного интеллекта (ИИ) достигнут уровня, при котором потенциально может отпасть необходимость в привлечении человека

Звукорежиссёр выполняет указания ИИ
Звукорежиссёр выполняет указания ИИ

Я не люблю работать над рецензиями в тишине. Мне нужна какая-нибудь музыка для сопровождения в фоновом режиме. Несколько месяцев назад для этих целей я нашёл подходящие аудиовизуальные ролики на YouTube, по большей части сгенерированные ИИ.

До сих пор, просматривая их на разных каналах, я удивляюсь диковинности визуальных форм и их фантастическими трансформациями (как-то так):

ૐ Chillout News Mix ૐ Vol.96 / 06-2024 (Chillgressive Psychill Psybient Downtempo Mix)

Восхищённый увиденным и услышанным, я задумался по поводу того, какую помощь ИИ мог бы оказывать музыкальной индустрии и простым потребителям окружающей музыки, как для её производства, так и ап-микса огромного количества стерео-миксов, накопившихся за десятилетия.

Возможно, такая помощь от ИИ однажды придёт.

Почитав немного истории о современном искусственном интеллекте, я пришёл к выводу, что ИИ проходит несколько стадий обучения, подобно маленькому человеческому существу, который родился с «пустыми ячейками памяти» в голове, и по мере взросления, заполняет их полезной информацией, помогающей ему адаптивно жить в этом мире.

И опыт, сын ошибок трудных…

Конечно, по ходу обучения, детям нужно выполнять творческие задачи, а любая творческая деятельность, требует изучения и практики. Это неотъемлемая часть интеллектуального развития, способствующая расширению словарного запаса, логическому мышлению и аргументации. Эти и другие навыки окажут влияние на будущее ребёнка.

Действия по обучению ИИ в чём-то схожи. Инженеры, подобно родителям, способны помогать их детищу через использование Big Data и выполнение заданий, «заточить» тот или иной навык на выполнение определённого рода задач.

Инженер внимает подсказке ИИ
Инженер внимает подсказке ИИ

Что касается звука, я действительно думаю, что искусственный интеллект как инструмент имеет своё применение. В музыке, безусловно, можно использовать обучающие наборы, чтобы помочь в распознавании образов, необходимых для узконаправленных задач, скажем, выделения инструмента.

ИИ-технологии уже сейчас демонстрируют специфические, но полезные возможности.

5.1 Atmos Surround Sound Test - Dolby Orchestra Music 4K HDR

Перед такой операцией полезно изложить ИИ свои требования, подсунув ему, даже, какой-нибудь музыкальный отрывок, сэмпл с понравившимся звуковым эффектом или приёмом в локализации инструментов. После создания определённого звукового коллажа, не будет большим грехом повторить его ещё раз-другой в подходящих треках альбома.

По сути, 30 лет подряд инженеры сведения занимаются тем же самым, выполняя свои шаблонные ремиксы, в которых немало клише и разницы между ними не так уж и много.

Не верите? Как увидите у меня в рецензиях на МК миксы оценки 3, 4, 5, знайте: оно и есть.

Разработчикам программного обеспечения надо поддержать деятельность звукорежиссёров по части выполнения ими рутинных операций: дать звукарям за микшерным пультом инструменты с поддержкой искусственного интеллекта, которые могли бы определять задачи, которые выполняет инженер, и особенно повторяющиеся вещи. Затем ИИ предлагал бы решения / варианты по ходу работы, без необходимости спрашивать или нажимать кнопки.

Инженер звукозаписи готовит шаблон для ИИ, или наоборот
Инженер звукозаписи готовит шаблон для ИИ, или наоборот

Моё видение таких полезных ИИ-продуктов для студийщиков — это программы, через которые прогоняется музыкальное произведение, после чего человек получает сгенерированные тестовые данные. Потом выбирается наилучший вариант, в который также можно внести любые творческие корректировки.

Простой пример: инженер начинает замес, заглушая партию малых барабанов. 30 секунд в режиме ожидания...

ИИ спешит с подсказкой: "Похоже, что вы стробируете партию ударных. Вот готовая версия. Это правильно?"

Конечно, благодаря штатным инструментам это займёт 3 минуты даже при необходимости небольшого ручного вмешательства. Но было бы здорово, если бы это произошло за 30 секунд и в каждом из требуемых сэмплов!

То, на что у человека ушло бы 1-2 дня работы, ИИ выполнил бы за пару часов. Скорость ИИ позволяет человеку, который сделал бы это вручную, иметь время на другие дела. Для меня это и есть использование ИИ в будущем: как инструмента.

Я думаю, что есть ещё несколько моментов, которые следует учитывать, когда речь заходит о возможностях ИИ и ниже я подчеркну их.

Нет смысла повторять, что эти возможности архи-полезны для ап-микса стерео-альбомов, мультитреки которых были навсегда утеряны. Да, можно сказать, что нынешние бытовые процессоры (железные и программные) тоже это делают, однако, они необучаемы.

Восстановление звукозаписей с дефектами, либо низкого качества
Восстановление звукозаписей с дефектами, либо низкого качества

Допустим, в оставшихся «по наследству» лентах мало дорожек, но много записанных на них инструментов (таких как, записи 50-х, 60-х годов, моно и концерты). Обучите искусственный интеллект тщательно отбирать отдельные инструменты / партии, чтобы получить отдельный трек под каждый инструмент для дальнейшей работы.

Тем не менее, помимо разделения каналов, пришла ещё одна идея: широкополосное шумоподавление, когда требуется полная точность результатов, без потерь и артефактов.

Да, уже есть несколько мощных инструментов, которые позволяют добиться потрясающих результатов при правильном подходе инженера! Например, iZotope RX для удаления артефактов с винила: песка и щелчков, по-прежнему являющиеся проблемой, требующей решения.
Что игла ни натрёт, а расчищать всё это ИИ
Что игла ни натрёт, а расчищать всё это ИИ

Однако, когда реставрирование старых записей поставлено на поток, а искажения настолько нелинейны, что в процессе теряется много данных, можно часто интерполировать данные, взяв «потери» из библиотеки данных, которую ИИ-бот сможет просмотреть.

С помощью примера кода он получит достаточно результатов, чтобы выявить концепции и структуры, которые люди использовали в прошлом и которые всё ещё могут быть очень полезны!

Если стоит выбор между «мы это потеряли» и попытаться хоть как-то восстановить «потерю», то я за попытку сделать это! Музыка по своей природе полна сюрпризов!

Сейчас ещё слишком мало людей готовы платить за это приличные деньги, поэтому, вероятно, потребуется слишком много усилий, чтобы должным образом оцифровать и обработать все записи 19, начала 20 веков и издать их в больших масштабах.

Michael Brückner - THREEQUENCES [Full Album]

Остаётся место и для курьёзов. А что, если..?

Давайте научим ИИ изменять голос одного исполнителя на голос другого. Допустим, голос великого Фредди встроим в музыкальные произведения других артистов или музыку, генерируемую искусственным интеллектом. Она уже стала настолько хороша, что её невозможно отличить от настоящей музыки для нетренированного уха.

Маленькое отступление в подтверждение этого!

Намедни мне попалась на глаза вот эта песня (и клип), созданные ИИ.

Illusions of Reality. Darkwave, future pop.

Мне настолько понравилась эта музыкальная вещица, что я кинулся гуглить, кто это. Поисковик подсказал вот этот альбом:

J.I.S - Illusions Of Reality (2013)

J.I.S - Illusions Of Reality (2013) [фото из очень уважаемой библиотеки]
J.I.S - Illusions Of Reality (2013) [фото из очень уважаемой библиотеки]

Проделав ещё несколько манипуляций, я прослушал одноимённую демо-запись и был шокирован:

во-первых, это не оно;
во-вторых, это ни в какое сравнение не идёт с творением ИИ, даже без оглядки на разницу в жанрах. «Электронный мозг» уделал творцов из J.I.S по всем параметрам.
ИИ думает, ИИ творит....
ИИ думает, ИИ творит....

Рукописи не горят…

Есть ещё одна категория музыкальных произведений, которые я бы назвал: «рукописи не горят», то есть неоконченные в связи со смертью автора.

Рик Райт (Richard Wright – Pink Floyd) не успел закончить свой альбом
Рик Райт (Richard Wright – Pink Floyd) не успел закончить свой альбом

Не знаю, кому как, но я бы хотел услышать недописанную музыку Рика Райта (Richard Wright – Pink Floyd), над которой он работал несколько лет для своего так и не записанного альбома. С ИИ и банком райтовских клавишных сэмплов и наработанных авторских приёмов, эту работу можно было бы закончить и воспроизвести в готовом виде, да ещё и с многоканальным миксом.

Как вам эта идея? – Не благодарите…

И снова: если мы не хотим ничего терять из наследия великих музыкантов.

Nautis & Deley - Aurora Reality [Chill Space Mix Series 152]

Итак, мои выводы:

1) Я вижу ИИ в качестве ассистента: "ИИ, пожалуйста, сделай акцент на акустической гитаре чуть больше. И, ради всего святого, перестань стонать от этого вокалиста".

Осторожное и продуманное использование этих инструментов в отдельных примерах всё же может дать результаты!

2) ИИ носит ярко выраженный прикладной характер и обладает потенциально бесконечным потенциалом для ведения рутинной работы, такой, как де-клиппинг, ап-семплинг, ап-микс и многое другое.

ИИ и инженер творят историю
ИИ и инженер творят историю

3) Результаты ИИ по своей природе непредсказуемы и невоспроизводимы. Кто-то должен контролировать результат, и этот человек должен быть осведомлён о том, как создать нужный результат.

- Похоже, что ещё нет способа точно настроить результат на микроуровне, который может потребоваться для настройки звука;

Stephen W Tayler Talks About OWOV - неплохой инженер с вечными недоделками
Stephen W Tayler Talks About OWOV - неплохой инженер с вечными недоделками

- ИИ, возможно, отлично справится с тем, чему он научился где-то ещё, но не может быть творческим. Таким образом, в конечном итоге он сможет создать микширование в стиле Стивена В. Тэйлера, которому до Стивена Уилсона ещё далеко. То есть первый рангом пониже второго, что по силам ИИ.

Stephen W Tayler Talks About OWOV

- Я за то, чтобы в некоторых случаях ИИ разбирал микс до отдельных инструментов и создавал новое сочетание этих инструментов. Сейчас это делают уже существующие программы демикширования DeMix Pro и LALAL, когда они используются для демикширования стереофонического трека и его ремикширования до версии 5.1.

Однако и тут требуются человеческие уши, суждения, опыт и слуховая хитрость, чтобы:

1 - Определить, когда разделение определённых инструментов просто недостаточно хорошо. Например, чем раньше была сделана запись, тем хуже было сведение.
2 - Иногда требуется слуховая хитрость, чтобы обмануть человеческое ухо и сгладить артефакты. Примем её, как человеческий "мастер объёмного звучания".

4) Поэтому я думаю, что ИИ может быть отличным инструментом, помогающим людям выполнять работу, которую они не хотят (повторяющуюся) или с которой им нелегко справиться (слишком много информации, чтобы разобраться).

5) По своей сути ИИ неразумен и никогда не сможет проявить творческий подход и не сделает ничего, кроме повторения части своего обучающего набора. Однако все надеются, что ИИ раздвинет свои границы и создаст что-то, на что он раньше не опирался.

Стивен Уилсон просто хороший
Стивен Уилсон просто хороший

6) Честно говоря, не хотелось бы, чтобы такие люди, как Стивен Уилсон, меняли свои рабочие места (я знаю, у него есть группа, но вы понимаете, что я имею в виду). Кроме того, ремиксы оригинальных мультитреков могут уйти в прошлое, поскольку крупные звукозаписывающие лейблы ухватятся за возможность избежать дорогостоящего поиска, реставрации и трансфера их в цифру.

7) С другой стороны, есть люди, которые хотят «поиграть в продюсера», не потому что умеют это делать хорошо, а просто могут, не вкладывая в это сил, в эти привлекательные инструменты, получать некий результат.

Это будет нехорошо, покуда не схлынет первая волна халтурщиков, и лучшая часть из них не достигнет достаточно приемлемого уровня.
Я в окружении ИИ и звукового поля. Нравится...
Я в окружении ИИ и звукового поля. Нравится...

8) Когда вы ознакомитесь с моими рецензиями на миксы, то увидите жалобы на большинство релизов, по крайней мере, те, которым я дал от 3 до 6 баллов. Человеческий фактор никуда не денется: критическое мышление управляет эмоциями.

Если это сделано человеком? Вежливые жалобы:

- "Я бы хотел, чтобы в окружении было больше экшена".

Сделано ИИ?

- "Зачем ты это так смешал, тупой ублюдок?"

Шутка юмора: Тебя просили окружение, так зачем ты выстроил тут стену звука, тупой ублюдок?!
Шутка юмора: Тебя просили окружение, так зачем ты выстроил тут стену звука, тупой ублюдок?!

Добавляйтесь в чат, чтобы помечтать о том, что ИИ даст (и не сможет) для наших музыкальных ДК.

Сравнится ли искусственный интеллект (ИИ) с человеческими способностями в области звукозаписи? Если да, то какими и в какой мере?

Как вы проголосуете?

Ментальная связь меломана с домашним ИИ
Ментальная связь меломана с домашним ИИ

Полезные для понимания темы многоканальной музыки (МК) и ДК статьи:

Почему объёмный звук не становится популярным среди меломанов?

Чего хотят люди от многоканальной музыки?

Домашняя замена лазера в Pioneer BDP-LX 55

Ремонт потухшего дисплея Blu-ray Pioneer BDP-LX 55, BDP-450, BDP-440

Сам себе мастер: замена блока лазерных головок в транспорте Pioneer BDP-LX 55

Surround Master! Неужели чудо свершилось?!

2.0 против 5.1 и аналог против цифры. Чья возьмёт?

Бандероль с 10 дисками SACD 4.0 из Великобритании. Распаковка.

Калибрую звук под своё помещение – Audyssey

Квадро 1970-х: история едва не потерянного чуда

Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 103 серия: Kim Wilde "Teases & Dares" (1984)

Очередная "Тёмная сторона Луны" или снова тёмные хитрости шоу-бизнеса

С "Долби" Atmos и в шалаше… из фетра и палок

Почему я не люблю винил и считаю его тормозом прогресса (часть 1 из 2)

Почему я не люблю винил и считаю его тормозом прогресса. Альтернатива винилу (часть 2 из 2)

Действительно ли стерео – это хорошо? Баланс – основа основ.

Uriah Heep "The Best" MLP 5.1: Или как я оптимизирую дурные ремиксы

Получил ресивер Denon AVR-X4700H из Японии. Распаковка

Подписывайтесь на мой канал, расширяйте музыкальные горизонты вширь и ввысь! Слушайте любимую музыку в лучшем из форматов!

Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc

"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!

Свободное пространство для творчества ИИ. Давайте добавим сюда и пол!
Свободное пространство для творчества ИИ. Давайте добавим сюда и пол!