Я меломан со стажем, который более 10 лет назад переключился со стерео на объёмный звук. Открытия в этой области только усилили мой интерес к заслушанным до дыр альбомам и к музыке в целом. С другой стороны, я замечаю, как падает к ней интерес у тех, кто продолжает слушать два стереоканала, и оно понятно, ибо это мало что добавляет к музыкальному содержанию.
Во время ведения блога, посвящённого 3D звуку, я вижу, как проявление интереса у моих "стерео"-читателей к окружающему звуку, так и сдерживающие их стереотипы.
Один из мощнейших сдерживающих факторов – это предубеждение в том, что для создания домашнего кинотеатра требуются какие-то сверхдорогие технические решения.
Да, качественное прослушивание музыки требует некоторых вложений в это увлечение. Когда мы смотрим на стерео-аудиофильские прайс-листы, понимаем их цифры: чего только стоят ухищрения из сверхчистой нано-меди 99, 9999%, позолоты на проводах и штырях, знаем цену басням о тёплом треске непременно с 180-г винила и тому подобным навязанным индустрией мифам.
За ними кроется только одно: заработать на техническом несовершенстве стерео-формата. Дескать, долгий и обязательно дорогостоящий поиск своего "правильного" сет-апа когда-нибудь возможно оживит домашнюю аудиосистему 2.0. Ну, хотя бы, для звучания одного музыкального жанра. Для другой сотни жанров надо прикупить ещё 100500 аудио-фенечек и… бла-бла-бла. Вечная дорога в дюнах.
Однако, есть другой путь: и лучше, и существенно дешевле – окружающий звук домашнего кинотеатра. Для него требуется многоканальный усилитель (ресивер) и требуемое количество колонок, начиная от 4-х.
Очень критичные требования к помещению для стерео-воспроизведения, как и вышеназванные аудио-навороты, в театре вторичны и не играют существенной роли в окружающем звучании. Ибо звук не зажат меж двух каналов, а выплеснут наружу (скорее, внутрь к слушателю со всех сторон).
Но и здесь остерегайтесь ушлых маркетологов. Они знают болевые точки меломанов, скажем, дороговизну аудио-компонентов. Идя на заведомый обман, бизнесмены предлагают дешёвые демократичные и "волшебные" решения для осуществления квази 3D-звучания. Их реклама противоречит физическим законам, когда они изобретают совершенно абсурдные технические устройства.
Один из таких, пробивших дно здравого смысла, стал так называемый саунд-бар (sound bar) от Samsung – узкая пластмассовая коробочка с динамиками от наушников.
Посмотрели? Порадуйтесь за корейский научно-технический прогресс. А теперь забудьте и, даже, развидьте, если сможете.
Ничего виртуального, только железные динамики – суть наших решений. И пусть они окружают нас со всех сторон.
Несколько лет назад у нас появился такой революционный формат, поднявший звук до потолка – Долби Атмос, или просто Атмос: всего пара каналов, поднятых вверх, с головой накроет слушателя музыкой. А если уж будет четыре, шесть... то...
- Можно услышать голос бога……
Давайте на этом примере развенчаем в хлам вредный стереотип, о котором я говорил выше. Вот - хижина дяди Грега:
Здесь нам поможет известный американский звукоинженер. В похожем на пещеру студии–склада Грега Пенни есть автомобиль - красивый винтажный "Фольксваген-жук" с откидным верхом. И два мотороллера "Веспа". Плюс обеденный стол, за которым легко могли бы разместиться 20 человек.
Самое главное, там есть большая фарфоровая модель собачьего скелета. Потому что, конечно, так оно и есть.
Когда вы встречаете Пенни, вы перестаёте удивляться любым (ну, большинству) странностям в его рабочем пространстве. Он - олицетворение аудио-маньяка: непринуждённый, щедрый, слегка чокнутый в хорошем смысле фанатик музыки. Ему нравится в ней всё – играть, продюсировать, микшировать, слушать…
И это видно из его бэк-каталога. Он продюсировал альбомы для K.D. Lang (включая "Absolute Torch", "Twang" и "Ingénue"), одноимённый альбом Пола Янга, множество записей Sparks и Rickie Lee Jones, альбомы Шер "It's a Man's World".… и Элтона Джона "Сделано в Англии".
Он так хорошо ладил с сэром Элтоном (их дружба и работа насчитывает десятилетия), что сейчас кропотливо работает над бэк-каталогом артиста, чтобы преобразовать его из обычного стерео в аудиоформаты Dolby Atmos и Sony 360 Reality с полным погружением в звук.
И для этого ему нужна специализированная студия. Обратите внимание, где и из каких материалов она сделана: "я тебя слепила из того, что было…" или, как у нас говорят - из ... глины и палок.
- А что, разве так можно было???
Н-да-с… Фактически можно и Пенни работает с двумя иммерсивными форматами: Dolby Atmos и Sony 360 Reality Audio – так что здесь одновременно используются две конфигурации динамиков.
Его студия содержит полную настройку 7.1.4 Atmos
(где 4 – это количество каналов на потолке и эта конфигурация также будет работать у вас в "плоских" 5.1, 7.1 и т. д.).
Кроме того, есть дополнительные динамики в верхней передней панели, а также трёхполосные боковые динамики для работы в Sony 360.
Холст, на котором инженер создаёт эти музыкальные гобелены, достаточно прост. Это 3D-окно на экране компьютера, содержащее различное количество маленьких зелёных шариков, каждый из которых представляет часть многодорожечной записи. Они появляются и гаснут по мере того, как инструменты начинают и прекращают играть, иногда мягко дрейфуя по виртуальному пространству, а иногда проносясь с энергией разъярённой осы. Так создаётся чудо.
Есть ли соблазн наполнить коробку шариками и заставить их делать всевозможные дурацкие вещи просто для того, чтобы слушатель понял, на что способна технология?
Безусловно, говорит Пенни:
"Со мной такое случалось пару раз. Я бы работал над чем-то серьёзным, и кто-нибудь пришёл бы и сказал: "Чувак, ты должен перемещать все звуки". Так мы и делаем, а потом, в конце, он говорит: "Слишком много движения".
Моя цель - эмоционально воздействовать на слушателя. Если вы сможете создать этот эффект, то механистичность уходит, и что на 10 секунд или на долгие годы – это то, что остаётся у слушателя".
Если вы когда-либо слушали квиновский альбом "Ночь в опере" (Queen, 1975), вы будете иметь некоторое представление о том, каково это - вернуться к прослушиванию в стерео после того, как вы услышали его в 5.1 или вкусили полноразмерный микс элтоновского "Rocket Man" в формате Dolby Atmos. Честно говоря, это вас немного "портит", превращая в звукового гурмана:
Вступление, кажется, физически окружает вас маслянисто-плавным фортепиано и вокалом. Мягкие "о-о-о-о" и акустические гитары мягко погружают вас в спокойствие. И эти "свисты" взлетают впереди, а затем действительно проходят сквозь вас. “Это трансцендентально”,
- говорит Пенни. У него дар преуменьшать.
Он отмечает, что смех - обычная реакция слушателя, впервые погружающегося в мир объёмного звучания. Изумление с отвисшей челюстью – ещё одна. Он даже рассказывает историю об одной журналистке, которая расплакалась, слушая песню Стинга с миксом в Atmos.
"Она просто обернулась и сказала: "Я не могу в это поверить, я никогда не слышала такой музыки’. А потом она начала танцевать под следующую песню!"
Неудивительно, что он любит свою работу… А мы любим её слушать. Ниже я привожу ссылки на альбомы, сведённые Грегом Пенни в 5.1.
Теперь какие же выводы можно сделать?
1 – Если маститый инженер творит свои миксы в таких условиях, тогда что нам мешает слушать в точно таких же? Даже владельцам малогабаритных хрущёвок не стоит отчаиваться. Выставленные по углам вашего помещения, вверху и внизу, колонки сделают своё дело. Просто позвольте вашему ресиверу самому настроить их звучание согласно параметрам комнаты (см. мой видеоролик о том, как это проделать). Вы посмотрите на рабочие условия Грега Пенни, для стерео такие были бы просто смертельны. Но это не про наш формат!!
Калибрую звук под своё помещение – Audyssey
2 – Задача пространственной локализации инструментов, безобразно решаемая в стерео-миксе, с лёгкостью преодолевается дискретностью, задаваемой звукоинженером звукозаписи во время сведения.
Где он в пространстве поставил точку\"шарик", оттуда заданный инструмент и отыграет и, даже, перелетит, куда ему укажут.
3 – Обратите внимание на то, что я не акцентирую внимание на сверхчистой меди, мега стабильных стабилизаторах напряжения сети и прочих аудофильских фиговинах предметах культа и фетишах. Почему? Да ради Бога, никто их не запрещает и если очень хочется, то можно, ибо полезно и красиво жить не запретишь и понт – наше всё. Однако дело в том, многоканальная музыка с лихвой покрывает все запросы меломана и аудиофила.
Во-первых, почти вся представленная в этом формате музыка хайрезна – 96/24 и выше. Нет смысла выжимать из меди все девятки, добиваясь тёплого и лампового. Высочайшее качество звука дано изначально.
Во-вторых, метод микширования на 4, 5, 7 и т.д. каналов позволяет избежать того ущерба звучанию, к коему звукоинженер вынужден прибегать, чтобы засунуть 48 условных каналов из оригинальной мастер-ленты в 2 стереоканала – см. пункт 2.
В-третьих, у звукорежиссёра нет даже повода для участия в войне громкостей - the loudness war. Музыка, которая выходит из его микшерского пульта не предназначена для бумбоксов, дешёвых \ настольных стереосистем и стереонаушников.
Войну громкостей породило стерео. И эта война идёт на тех полях. В окружающем звуке она бессмысленна.
4 - Говоря о колонках, да, я считаю, размер имеет значение и их технические характеристики (как самого громкого компонента в аудио-тракте) очень важны. Однако для восприятия многоканальной музыки сгодятся любые, что есть под рукой. Работать будут все, что маленькие, что большие. Естественно, большие (и, как правило, лучшие) органолептически будут работать лучше.
Если выбора нет – начните с "минималок". Когда вы видите на картинках, что задние колонки меньше остальных – это неправильно, так хуже, чем могло бы быть.
Поэтому я советую при дальнейшем погружении в звук сделать ап-грейд таким образом, чтобы все напольные колонки были одного размера\мощности.
5 – Правильно настроенный домашний театр универсален - сделает комфортным просмотр фильмов и прослушивание музыки для всех членов вашей семьи с полным погружением в звуковое поле.
Итак, всё это подчёркивает тот факт, что лучшая технология в мире инструментальным методом, если он используется правильно, преодолев стерео-парадигму, может по-настоящему изменить людей. Например, меня он снова сделал меломаном.
А вас??
Коллеги меломаны, у кого из вас отношения с Атмос уже состоялись, и они в прогрессивной стадии развития, отзовитесь! Мы все, в том числе и я, ждём ваших отзывов и советов: конфигурации, настройки, рекомендации, интересные альбомы. Мы все – одна команда.
Другие полезные статьи:
Почему объёмный звук не становится популярным среди меломанов?
Почему я не люблю винил и считаю его тормозом прогресса (часть 1 из 2)
Почему я не люблю винил и считаю его тормозом прогресса. Альтернатива винилу (часть 2 из 2)
Сможет ли ИИ микшировать и восстанавливать звукозаписи?
Ремонт потухшего дисплея Blu-ray Pioneer BDP-LX 55, BDP-450, BDP-440
Домашняя замена лазера в Pioneer BDP-LX 55
Сам себе мастер: замена блока лазерных головок в транспорте Pioneer BDP-LX 55
Surround Master! Неужели чудо свершилось?!
2.0 против 5.1 и аналог против цифры. Чья возьмёт?
Бандероль с 10 дисками SACD 4.0 из Великобритании. Распаковка.
Калибрую звук под своё помещение – Audyssey
Квадро 1970-х: история едва не потерянного чуда
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 103 серия: Kim Wilde "Teases & Dares" (1984)
Очередная "Тёмная сторона Луны" или снова тёмные хитрости шоу-бизнеса
С "Долби" Atmos и в шалаше… из фетра и палок
Действительно ли стерео – это хорошо? Баланс – основа основ.
Uriah Heep "The Best" MLP 5.1: Или как я оптимизирую дурные ремиксы
Получил ресивер Denon AVR-X4700H из Японии. Распаковка
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Задачей являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!