Найти тему
Surround Sound AudioDisc

2.0 против 5.1 и аналог против цифры. Чья возьмёт?

Ответы на вопросы моего подписчика

Дорогие друзья, намедни в процессе обсуждения одного популярного альбома в формате DVD-Audio MLP 5.1, читатель моего канала Андрей задал несколько вопросов, выходящих за рамки данного диска.

Я полагаю, что мои ответы будут полезны и другим меломанам, которые ищут свой путь к наилучшему восприятию любимой музыки.

Поэтому я публикую их в отдельной статье и призываю всех подключиться к дискуссии, чтобы поделиться своим опытом.

5.1 против 2.0 - чья сторона возьмёт у тебя дома
5.1 против 2.0 - чья сторона возьмёт у тебя дома

Поехали в формате - вопрос - ответ.

1. Слышал много музыки на виниле и катушках. Память хорошая, когда слушаю с цифровых носителей ожидаю этого же звука, но не всегда он бывает.

-- И я тоже так слушал в своё время. Это естественно, что звук не совпадает, так как на восприятие влияют помещение и его акустика; колонки; искажения, вносимые винилом и петлёй гистерезиса на катушках; возраст и настроение слушателя.

К этому надо добавить, что цифра ближе к звучанию мастер-ленты, такой идентичности не было в давние аналоговые времена.

Даже матрицу под штамповку винила прессовали так, чтобы её уже заниженный динамический диапазон и НЧ ни в коей мере не "подбрасывал" иглу в тонарме.

И ещё именно тут срабатывает психологический гипноз\синдром "колыбельной песни" – правильным кажется то, что услышал в "детстве".

-2

2. Пропажу баса на SACD и CD заметил не я один.

-- Если Вы в общем про эти форматы, то у меня такой статистики нет, хотя в коллекции есть диски и 1980-х, и 2020-х годов выпуска.

Каждый конкретный диск имеет индивидуальное звучание, которое ему придали звукоинженеры, а не болванка SACD, либо CD. Их пластик – это лишь контейнер, куда "залили" звуковые файлы.

После многочисленных экспериментов с домашним ап-миксом, я делаю вывод,что современные альбомы звучат лучше, эффектнее, в том числе и по НЧ.

Внизу пример чудесно звучащего CD – ссылка на альбом Гэри Ньюмана 2021 года.

-3

3. С многоканалами. Так можно дойти и до ста каналов. На каждый инструмент свой.

-- К счастью, уже дошли в технологиях Dolby Atmos и Auro 3D. Вот статья об этом в самом низу:

С "Долби" Atmos и в шалаше… из фетра и палок
100 каналов в действии
100 каналов в действии

На самом деле, задача точной локализации инструментов в пространстве стоит перед инженером и в стереосведении тоже. Однако ошибок при её решении допускается больше. Не оттого ли так много вялых и блёклых записей, извлекаемых из двух аудиоколонок?

При микшировании включаются критерии ширины и глубины стереобазы, аранжировки музыки и баланс звучания инструментов в ансамбле. И всё это надо уместить только в передней панораме, чтобы было слышно всех.

С другой стороны, при наличии ещё и задней (5.1), боковой (7.1) и верхней (Атмос 5.1.4 или 7.1.4) панорам – все инструменты ансамбля имеют больше и достаточно места для точечной локализации.

Система 7.1 даёт больше пространства для точной локализации по сравнению с 2.1
Система 7.1 даёт больше пространства для точной локализации по сравнению с 2.1

Поэтому увеличение количества каналов – правильный путь.

Домашний кинотеатр также решает задачи кино
Домашний кинотеатр также решает задачи кино

4. Спецэффект звука слышал в фильме с VHS кассеты. Недавно смотрел этот фильм BD-рим но спецэффекта этого не было. Самому интересно,что же было на видеокассете такое, чего нет на рипе.

-- Либо микс уже другой, акустика или, скорее всего, всё тот же эффект плацебо – т.е. синдром "колыбельной песни".

5. Мне нужен звук тот самый который был всегда без этих новоштучек, а разбираться, что там напортил звукорежиссёр мне некогда.

-- Тогда надо сесть в машину времени и вернуться в прошлое, в тот же возраст и в то же помещение. Кстати с "напортил" вопрос очень спорный, так как чаще всё наоборот. Слушайте те миксы, которым я поставил от 8 баллов и выше. Впрочем, от 5 баллов уже есть положительный эффект.

В 80-х и 90-х не было объёмного звука в том чудном виде, каким он был в 70-х и есть сейчас. Возврата в стерео я бы совсем не хотел.

При хорошем миксе "разбираться" с ним легко: ансамбль будет вокруг, сиди в центре и "лови руками откуда что прилетело".

Правильно сбалансированные система и микс дают эффект полного окружения - круглую стену из звука.
Правильно сбалансированные система и микс дают эффект полного окружения - круглую стену из звука.

6. Много записей испортили ремастерами. Поджали звук. И винил рипы звучат лучше CD.

-- Испортили, потому, что это стерео и loudness war требует жертв. В многоканале этого почти нет (см. статью). Винил-рипы имеют другие и гораздо более тяжёлые недостатки, нежели компакт-диски: нелинейные искажения, треск, просадка НЧ и проч. тупости игл.

Атмос позволят накрывать слушателя ещё и с головой
Атмос позволят накрывать слушателя ещё и с головой

7. А что такое пинг-понговость?

-- Это эффект, когда звук скачет или бегает по каналам, то есть самый экстремально звучащий микс.

8. Спецэффект звука в фильме "Дневник"Бриджет Джонс. Когда она поела грибы и ей стало плохо. В этот момент НЧ звук пошёл из колонок прямо на меня и как бы сквозь меня и обратно. И это на стерео.

-- Сдаётся мне, надо настроить расположение колонок (по науке, так сказать, с учётом градусов и направлений всех пяти\семи каналов) и вспомнить, где тогда стоял сабвуфер (или что там было в то время), и что было тогда за спиной… а могло быть элементарное отражение от стены.

Технически верное местоположение колонок в домашнем театре
Технически верное местоположение колонок в домашнем театре

И откалибровать 5.1 систему ресивером, как здесь

Калибрую звук под своё помещение – Audyssey

9. Я сторонник стереозвука. Но без сабвуфера, особенно, одного. Бывают барабаны НЧ, звук из колонки в колонку, и один сабвуфер этого не передаст.

-- В стерео слишком много уязвимых мест, чтобы всерьёз считать стереосистему годной для меломана: нет внятной локализации инструментов, лишь кое-где динамические эффекты и совсем нет погружения в звук, ибо за спиной ничего нет - стенка, являющаяся источником только отражённого сигнала.

Ведя речь о нужном количестве сабвуферов, мы не говорим об объёмном звуке. Это про размеры основных колонок, размеры их динамиков, мощности и проч.

В окружающем звуке работают те же самые физические законы, что и в стерео: хорошая колонка – это большая колонка. И откажитесь от сабов.

Панорамы - передняя и задняя - залог равномерного окружения звуком
Панорамы - передняя и задняя - залог равномерного окружения звуком

10. Многоканальный звук народ не оценил. DVD-Audio, SACD, Bluray audio не пошли широко в продажу. DVD-A не выпускают, SACD и Blu-ray audio почти не выпускают. Зато винил больше делают, поднялось производство кассет и катушек. Кассетники делают и катушечники начинают выпускать.

-- Народ, выбегающий за пивком во время прослушивания музыки или просмотра фильма, не ценил многоканальный звук всегда, ещё со времён его возникновения в 1969 году. Таким слушателям хватило бы и моно. Желательно, тоже задаром.

Хайрезные диски (т.е. hi-res: DVD-Audio, SACD, Blu-ray) такого типа народом игнорируются, либо скачиваются в сетях, что, конечно, не стимулирует фирменных производителей к наращиванию выпуска и продаж.

Кстати, рост выпуска, на самом деле, наблюдается и тому в доказательство непрерывные анонсы новинок на моём канале на протяжении целого года. Почитайте. Очень много Атмоса на стриминге, если что… просто погуглите и откроются тайны.

Нашим любимым форматам SACD и Blu-ray посвящены два специализированных сайта. Просто набейте в поисковике эти названия и легко их найдёте - полное совпадение. Ознакомьтесь с репертуаром.

Соскучились по кринжу??
Соскучились по кринжу??

А вот рост продаж винила, кассет, магнитофонов и т.п. изначально ущербных – изнашиваемых носителей, преднамеренно стимулируется всё теми же фирмачами от шоу-бизнеса.

И направлена эта реклама, продающая отжившие свой век технологии, на тот самый народ, который не наигрался в (аудио-)"солдатики" в детстве. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы мастер-ленту (хайрез) не просило и исправно продолжало нести денежку за непрерывно изнашиваемые, и не менее фетишные и "легендарные" вещи, причастность которых к звучанию мастер-ленты просто мифическая.

Что, хотите назад в будущее?
Что, хотите назад в будущее?

Кто и зачем распространяет эти мифы тут совершенно понятно: их легко найти на глянцевых страницах Audio & Video. Проиграв в продажах цифры, надо хоть как-то поддержать распространение бизнеса за счёт коллекционной мифологии и аудиофильской стороны этого бизнеса – продажи бескислородной меди в проводах, звука в стойках и шипах, аудио-дзена в ЧСВ.

Как наилучшим способом виниловый звук способен украсить интерьер
Как наилучшим способом виниловый звук способен украсить интерьер

... или лучше так?:

Простейшая система 5.1 уделает любой стерео-хай-энд по качеству подачи звука
Простейшая система 5.1 уделает любой стерео-хай-энд по качеству подачи звука

Полезные ссылки, раскрывающие суть многоканальной музыки

Зачем-таки нужна окружающая музыка:

Чего хотят люди от многоканальной музыки?

Сможет ли ИИ микшировать и восстанавливать звукозаписи?

Почему объёмный звук не становится популярным среди меломанов?

Пример современной записи 2.0 и раскладка её на 5.1:

Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 29 серия: Gary Numan "Intruder" (2021)

Пример современной записи 2.0 и раскладка её на 5.1:

Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 29 серия: Gary Numan "Intruder" (2021)

Новые окружающие с головой форматы:

С "Долби" Atmos и в шалаше… из фетра и палок

Азы акустики:

Действительно ли стерео – это хорошо? Баланс – основа основ.

Как стерео превратить в 5.1:

Surround Master! Неужели чудо свершилось?!

Чудо квадра-микс 1970 года:

Pink Floyd "Meddle" BD 4.0: Пасхальное яйцо

Японский гений электронного многоканала:

Isao Tomita "Pictures At An Exhibition – Ultimate Eition" SACD 4.0: Вдохновляясь музыкой Мусоргского

Многоканал расширяет ассортимент:

Анонс осенних (2021) музыкальных новинок с 5.1: Pink Floyd, Marillion и прочий прог-рок

Ремонт потухшего дисплея Blu-ray Pioneer BDP-LX 55, BDP-450, BDP-440

Самая точная локализация достигается так
Самая точная локализация достигается так