Во вторник Олег обычно возвращался с работы с видом побитой собаки, но сегодня он напоминал другую собаку. Ту что не только поколотили, а еще и лишили будки.
Он вошел в квартиру тихо, почти бесшумно и надеялся проскользнуть в ванную. Ему не терпелось смыть с себя унижение рабочего дня. Но в доме, где жила Тамара Александровна (заслуженная артистка Сызранского драмтеатра в прошлом), незамеченным проскользнуть практически невозможно.
Свекровь сидела в кресле в гостиной, величественно листала модный журнал (его Лариса купила для вдохновения, но так и не открыла). На Тамаре надет шелковый халат с драконами и тот самый тюрбан. Она выглядела как стареющая дива в гримерке перед выходом на бис.
— Не верю, — произнесла она своим глубоким, грудным голосом и не оторвалась от страницы.
Олег застыл с одним ботинком в руке.
— Что, мам?
Тамара Александровна медленно опустила журнал и посмотрела на сына поверх очков.
— Твоей походке удивляюсь, сын. Ты идешь так, будто у тебя не позвоночник, а веревочка от чайного пакетика. Сгорбился, плечи внутрь... Кто тебя обидел? Режиссер роль не дал?
Олег вздохнул и плюхнулся на пуфик. Сил притворяться не осталось.
— Начальник, мам. Петр Сергеевич. Он... он снова повесил на меня чужой проект. Проект Сидорова. Тот в отпуск улетел, на Бали, а крайний срок сдачи завтра. И начальник сказал: «Олег, ты же у нас самый ответственный, выручай».
— А ты что? — Тамара Александровна приподняла бровь.
— А я произнес... «Конечно, Петр Сергеевич».
Олег закрыл лицо руками.
— Я тряпка, мам. Лариса права. Я просто удобный офисный планктон.
Тамара Александровна отшвырнула журнальчик. Она вскочила с кресла одним плавным, хищным движением.
— Встать! — скомандовала она голосом, которым когда-то играла Кабаниху в «Грозе».
Олег от неожиданности подпрыгнул.
— Мам, ты чего?
— Встать в центр комнаты! Свет! — она щелкнула выключателем торшера и направила поток света на сына. — Сейчас мы станем репетировать.
— Что репетировать? — Олег моргал.
— Сцену «Отказ тирану». Твой начальник — это угнетатель. Ты — смельчак. Но сейчас ты изображаешь жертву. Эта роль тебе не идет, сынок. У тебя фактура героя-любовника, а ты лепишь из себя «кушать подано».
В комнату заглянула Лариса. Она только что уложила Павлика (тот теперь засыпал с розовым «Поп-итом» под подушкой) и услышала шум.
— Что здесь происходит? — спросила она шепотом.
— Мастер-класс, — бросила Тамара Александровна и не обернулась. — Ларочка, садись в партер. Станешь зрителем.
Она подошла к Олегу и начала ходить вокруг него кругами, как режиссер вокруг бездарного дебютанта.
— Итак. Ты перешагнул порог кабинета начальника. Как ты держишься?
Олег ссутулился еще сильнее.
— Ну... вот так.
— Плохо! — рявкнула Тамара Александровна. — Диафрагму расправь! Подбородок вверх! Ты входишь не просить, ты входишь предлагать свои услуги. Твое время стоит дорого. Ты — первый этого офисного театра!
Она ткнула его пальцем в грудь.
— Представь, что Петр Сергеевич — это не начальник. Это... ну, скажем, реквизитор, который забыл вынести тебе шпагу в третьем акте. Ты зол, но ты сохраняешь невозмутимость на лице. Тебя переполняет достоинство. Ну-ка, скажи мне: «Я не собираюсь трудиться за Сидорова».
Олег кашлянул.
— Я... я не собираюсь трудиться за Сидорова.
— Не верю! — закричала Тамара Александровна и всплеснула руками. — Писк комара! Где подача? Где голос? Где, ешкин кот, твое мужское эго? Оно что, в антракте в буфет ушло?
Лариса вдруг подала голос с дивана:
— Олег, попробуй представить, что он отбирает у тебя... ну, не знаю... выходные с нами.
— Не помогает, — буркнула Тамара Александровна. — Ему нужна сценическая злость.
Она подошла к сыну вплотную.
— Олег. Вспомни Сашку Козлова. Того, которого ты портфелем бил. Твой начальник — это Козлов. Только взрослый и в дорогом костюме. Он ворует твое время, жизнь, энергию. Ты мог бы потратить их на жену!
Она махнула рукой в сторону Ларисы.
— Посмотри на неё. Она ждет мужа, а приходит тень. Ты хочешь, чтобы твой сын видел тень?
Олег покосился на Ларису. Она сидела в домашнем костюме, утомленная, но глядела на него с надеждой.
— Нет, — тверже произнес Олег.
— Громче! — потребовала Тамара Александровна.
— Нет!
— А теперь скажи это мне. Я — Петр Сергеевич. Я говорю: «Олег, возьми проект Сидорова». Отвечай!
Олег набрал воздуха в грудь. Он вспомнил ухмылку Сидорова, тот улетал на Бали. Представил кислое лицо начальника.
— Петр Сергеевич, — начал Олег, и его голос внезапно опустился на октаву ниже и прозвучал глубже и резче. — Я не возьму проект Сидорова. У меня свои задачи. Если Сидоров не успел — это проблема его планирования, а не моего свободного времени.
Безмолвие длилось несколько секунд.
Тамара Александровна медленно, театрально захлопала в ладоши.
— Браво, — прошептала она. — Верю. Почти.
Она подошла к Олегу и поправила воротник его рубашки.
— Но текст слабоват, сынок. Слишком интеллигентно. В театре жизни иногда нужно добавить экспрессии. Тебе мало отказаться, а надлежит поставить его на место раз и навсегда. Пауза! Самое главное — это пауза.
Она повернулась к Ларисе.
— Лара, у тебя есть очки? Строгие такие?
— Есть, для компьютера, — растерянно улыбнулась Лариса.
— Неси. И пиджак дай какой-нибудь. Сейчас я покажу тебе, как играет настоящего мерзавца-начальника народная артистка. А ты, Олег, готовься. Во втором прогоне обещаю беспощадность.
Олег вытер пот со лба. Он чувствовал себя странно. Впервые за годы он не жаловался маме, а учился у неё быть... кем? Не хамом, нет. А главным героем своей собственной пьесы.
Лариса вернулась с очками в толстой роговой оправе и своим строгим жакетом, она накинула его на плечи Тамаре Александровне. Свекровь преобразилась мгновенно. Исчезла уютная бабушка в халате с драконами. Перед Олегом стояла акула бизнеса. Она расправила плечи, выдвинула нижнюю челюсть вперед и посмотрела на сына поверх очков взглядом, от которого вяли фикусы.
— Ну что, Олежек, — голос Тамары стал скрипучим и противным, точь-в-точь как у Петра Сергеевича, хотя она никогда его не видела. — Опять косячишь? Сидоров, понимаешь, талант, ему отдыхать надо. А ты кто? Ты винтик. Тягловая лошадь. Бери папку и работай, пока солнце еще высоко.
Она швырнула журнал на пол перед ногами Олега.
Бам!
Олег вздрогнул. Старый рефлекс «быть хорошим мальчиком» сработал молниеносно. Он уже открыл рот для извинений и собирался поднять журнал, но тут...
— Стоп! — рявкнула Тамара Александровна своим обычным голосом. — Куда потянулся? Ты что, половой? Поднимать предоставь тому, кто бросил! Или клининг. Ты — ведущий разработчик! Ты мозг!
Она подошла к нему вплотную и сбила его с панталыку запахом своих резких духов.
— Сынок, запомни главное правило сцены: кто держит паузу, тот держит зал. Когда он на тебя орет или давит — молчи. Смотри ему в переносицу. Как Пашка смотрел на того хулигана. Считай до трех. Раз... два... три... И только потом говори. Тихо. Спокойно. Так, чтобы он сам захотел прислушаться.
— А что произносить-то? — в отчаянии спросил Олег. — Если я откажусь, он меня лишит премии. Или уволит.
— Не выгонит, — вдруг вмешалась Лариса.
Олег и Тамара Александровна обернулись к ней. Лариса сидела на диване, она скрестила ноги, и в её глазах горел профессиональный азарт. Это уже не «жена-пила», а менеджер по управлению кадрами с десятилетним стажем.
— Тамара Александровна права насчет подачи, — изрекла Лариса и встала. — Но тексту полагается соответствовать духу корпорации. Олег, это неправильно отказаться без объяснений. Надо уверить Петра Сергеевича, что ты печешься о бизнесе, а не о себе.
Она подошла к мужу и расположилась по другую сторону от свекрови.
— Смотри, — начала Лариса. — Ты говоришь: «Петр Сергеевич, я высоко ценю ваше доверие. Однако, если я возьму проект Сидорова, это поставит под угрозу сроки моей основной разработки, а она приносит компании Х прибыли. Мы же не хотим потерять клиента Y?».
Тамара Александровна скептически хмыкнула.
— Скукотища. «Ценю доверие», «однако»... Лара, это вода! Ему надо бить фактами, но с переживанием!
— Показывать свои чувства в бизнесе — это слабость! — парировала Лариса.
— Эмоции — это харизма! — возразила Тамара Александровна. — Предположим, он пробубнит как робот, тогда на него снова сядут и поедут.
Они заспорили. Олег стоял между ними и вертел головой то влево, то вправо, как зритель на теннисном матче.
— Девочки... — робко начал он.
— Молчи! — хором ответили они.
— Давай совместим, — предложила Тамара Александровна и поправила очки на носу. — Лара, ты даешь текст. Умный, этот твой... корпоративный. А я ставлю интонацию и жесты. Олег, встань в позу... как это называется...
— Позу силы? — подсказала Лариса.
— Во! Ноги на ширине плеч. Руки не скрещивать! Руки свободные, но уверенные. Представь, что у тебя в руках невидимый арбуз. Большой такой, астраханский.
Олег растопырил руки.
— Вот так?
— Ну, почти, — скривилась Тамара Александровна. — Только лицо попроще сделай, а то как будто ты этот арбуз украл.
Продолжение.
Глава 1. Глава 2. Глава 3. Глава 4. Глава 5. Глава 6. Глава 7. Глава 8. Глава 9. Глава 10. Глава 11.