Найти в Дзене
Светлана Калмыкова

Нахальная свекровь. Глава 12.

Во вторник Олег обычно возвращался с работы с видом побитой собаки, но сегодня он напоминал другую собаку. Ту что не только поколотили, а еще и лишили будки. Он вошел в квартиру тихо, почти бесшумно и надеялся проскользнуть в ванную. Ему не терпелось смыть с себя унижение рабочего дня. Но в доме, где жила Тамара Александровна (заслуженная артистка Сызранского драмтеатра в прошлом), незамеченным проскользнуть практически невозможно. Свекровь сидела в кресле в гостиной, величественно листала модный журнал (его Лариса купила для вдохновения, но так и не открыла). На Тамаре надет шелковый халат с драконами и тот самый тюрбан. Она выглядела как стареющая дива в гримерке перед выходом на бис. — Не верю, — произнесла она своим глубоким, грудным голосом и не оторвалась от страницы. Олег застыл с одним ботинком в руке. — Что, мам? Тамара Александровна медленно опустила журнал и посмотрела на сына поверх очков. — Твоей походке удивляюсь, сын. Ты идешь так, будто у тебя не позвоночник, а веревочк

Во вторник Олег обычно возвращался с работы с видом побитой собаки, но сегодня он напоминал другую собаку. Ту что не только поколотили, а еще и лишили будки.

Он вошел в квартиру тихо, почти бесшумно и надеялся проскользнуть в ванную. Ему не терпелось смыть с себя унижение рабочего дня. Но в доме, где жила Тамара Александровна (заслуженная артистка Сызранского драмтеатра в прошлом), незамеченным проскользнуть практически невозможно.

Свекровь сидела в кресле в гостиной, величественно листала модный журнал (его Лариса купила для вдохновения, но так и не открыла). На Тамаре надет шелковый халат с драконами и тот самый тюрбан. Она выглядела как стареющая дива в гримерке перед выходом на бис.

— Не верю, — произнесла она своим глубоким, грудным голосом и не оторвалась от страницы.

Олег застыл с одним ботинком в руке.

— Что, мам?

Тамара Александровна медленно опустила журнал и посмотрела на сына поверх очков.

— Твоей походке удивляюсь, сын. Ты идешь так, будто у тебя не позвоночник, а веревочка от чайного пакетика. Сгорбился, плечи внутрь... Кто тебя обидел? Режиссер роль не дал?

Олег вздохнул и плюхнулся на пуфик. Сил притворяться не осталось.

— Начальник, мам. Петр Сергеевич. Он... он снова повесил на меня чужой проект. Проект Сидорова. Тот в отпуск улетел, на Бали, а крайний срок сдачи завтра. И начальник сказал: «Олег, ты же у нас самый ответственный, выручай».

— А ты что? — Тамара Александровна приподняла бровь.

— А я произнес... «Конечно, Петр Сергеевич».

Олег закрыл лицо руками.

— Я тряпка, мам. Лариса права. Я просто удобный офисный планктон.

Тамара Александровна отшвырнула журнальчик. Она вскочила с кресла одним плавным, хищным движением.

— Встать! — скомандовала она голосом, которым когда-то играла Кабаниху в «Грозе».

Олег от неожиданности подпрыгнул.

— Мам, ты чего?

— Встать в центр комнаты! Свет! — она щелкнула выключателем торшера и направила поток света на сына. — Сейчас мы станем репетировать.

— Что репетировать? — Олег моргал.

— Сцену «Отказ тирану». Твой начальник — это угнетатель. Ты — смельчак. Но сейчас ты изображаешь жертву. Эта роль тебе не идет, сынок. У тебя фактура героя-любовника, а ты лепишь из себя «кушать подано».

В комнату заглянула Лариса. Она только что уложила Павлика (тот теперь засыпал с розовым «Поп-итом» под подушкой) и услышала шум.

— Что здесь происходит? — спросила она шепотом.

— Мастер-класс, — бросила Тамара Александровна и не обернулась. — Ларочка, садись в партер. Станешь зрителем.

Она подошла к Олегу и начала ходить вокруг него кругами, как режиссер вокруг бездарного дебютанта.

— Итак. Ты перешагнул порог кабинета начальника. Как ты держишься?

Олег ссутулился еще сильнее.

— Ну... вот так.

— Плохо! — рявкнула Тамара Александровна. — Диафрагму расправь! Подбородок вверх! Ты входишь не просить, ты входишь предлагать свои услуги. Твое время стоит дорого. Ты — первый этого офисного театра!

Она ткнула его пальцем в грудь.

— Представь, что Петр Сергеевич — это не начальник. Это... ну, скажем, реквизитор, который забыл вынести тебе шпагу в третьем акте. Ты зол, но ты сохраняешь невозмутимость на лице. Тебя переполняет достоинство. Ну-ка, скажи мне: «Я не собираюсь трудиться за Сидорова».

Олег кашлянул.

— Я... я не собираюсь трудиться за Сидорова.

— Не верю! — закричала Тамара Александровна и всплеснула руками. — Писк комара! Где подача? Где голос? Где, ешкин кот, твое мужское эго? Оно что, в антракте в буфет ушло?

Лариса вдруг подала голос с дивана:

— Олег, попробуй представить, что он отбирает у тебя... ну, не знаю... выходные с нами.

— Не помогает, — буркнула Тамара Александровна. — Ему нужна сценическая злость.

Она подошла к сыну вплотную.

— Олег. Вспомни Сашку Козлова. Того, которого ты портфелем бил. Твой начальник — это Козлов. Только взрослый и в дорогом костюме. Он ворует твое время, жизнь, энергию. Ты мог бы потратить их на жену!

Она махнула рукой в сторону Ларисы.

— Посмотри на неё. Она ждет мужа, а приходит тень. Ты хочешь, чтобы твой сын видел тень?

Олег покосился на Ларису. Она сидела в домашнем костюме, утомленная, но глядела на него с надеждой.

— Нет, — тверже произнес Олег.

— Громче! — потребовала Тамара Александровна.

— Нет!

— А теперь скажи это мне. Я — Петр Сергеевич. Я говорю: «Олег, возьми проект Сидорова». Отвечай!

Олег набрал воздуха в грудь. Он вспомнил ухмылку Сидорова, тот улетал на Бали. Представил кислое лицо начальника.

— Петр Сергеевич, — начал Олег, и его голос внезапно опустился на октаву ниже и прозвучал глубже и резче. — Я не возьму проект Сидорова. У меня свои задачи. Если Сидоров не успел — это проблема его планирования, а не моего свободного времени.

Безмолвие длилось несколько секунд.

Тамара Александровна медленно, театрально захлопала в ладоши.

— Браво, — прошептала она. — Верю. Почти.

Она подошла к Олегу и поправила воротник его рубашки.

— Но текст слабоват, сынок. Слишком интеллигентно. В театре жизни иногда нужно добавить экспрессии. Тебе мало отказаться, а надлежит поставить его на место раз и навсегда. Пауза! Самое главное — это пауза.

Она повернулась к Ларисе.

— Лара, у тебя есть очки? Строгие такие?

— Есть, для компьютера, — растерянно улыбнулась Лариса.

— Неси. И пиджак дай какой-нибудь. Сейчас я покажу тебе, как играет настоящего мерзавца-начальника народная артистка. А ты, Олег, готовься. Во втором прогоне обещаю беспощадность.

Олег вытер пот со лба. Он чувствовал себя странно. Впервые за годы он не жаловался маме, а учился у неё быть... кем? Не хамом, нет. А главным героем своей собственной пьесы.

Фото автора.
Фото автора.

Лариса вернулась с очками в толстой роговой оправе и своим строгим жакетом, она накинула его на плечи Тамаре Александровне. Свекровь преобразилась мгновенно. Исчезла уютная бабушка в халате с драконами. Перед Олегом стояла акула бизнеса. Она расправила плечи, выдвинула нижнюю челюсть вперед и посмотрела на сына поверх очков взглядом, от которого вяли фикусы.

— Ну что, Олежек, — голос Тамары стал скрипучим и противным, точь-в-точь как у Петра Сергеевича, хотя она никогда его не видела. — Опять косячишь? Сидоров, понимаешь, талант, ему отдыхать надо. А ты кто? Ты винтик. Тягловая лошадь. Бери папку и работай, пока солнце еще высоко.

Она швырнула журнал на пол перед ногами Олега.

Бам!

Олег вздрогнул. Старый рефлекс «быть хорошим мальчиком» сработал молниеносно. Он уже открыл рот для извинений и собирался поднять журнал, но тут...

— Стоп! — рявкнула Тамара Александровна своим обычным голосом. — Куда потянулся? Ты что, половой? Поднимать предоставь тому, кто бросил! Или клининг. Ты — ведущий разработчик! Ты мозг!

Она подошла к нему вплотную и сбила его с панталыку запахом своих резких духов.

— Сынок, запомни главное правило сцены: кто держит паузу, тот держит зал. Когда он на тебя орет или давит — молчи. Смотри ему в переносицу. Как Пашка смотрел на того хулигана. Считай до трех. Раз... два... три... И только потом говори. Тихо. Спокойно. Так, чтобы он сам захотел прислушаться.

— А что произносить-то? — в отчаянии спросил Олег. — Если я откажусь, он меня лишит премии. Или уволит.

— Не выгонит, — вдруг вмешалась Лариса.

Олег и Тамара Александровна обернулись к ней. Лариса сидела на диване, она скрестила ноги, и в её глазах горел профессиональный азарт. Это уже не «жена-пила», а менеджер по управлению кадрами с десятилетним стажем.

— Тамара Александровна права насчет подачи, — изрекла Лариса и встала. — Но тексту полагается соответствовать духу корпорации. Олег, это неправильно отказаться без объяснений. Надо уверить Петра Сергеевича, что ты печешься о бизнесе, а не о себе.

Она подошла к мужу и расположилась по другую сторону от свекрови.

— Смотри, — начала Лариса. — Ты говоришь: «Петр Сергеевич, я высоко ценю ваше доверие. Однако, если я возьму проект Сидорова, это поставит под угрозу сроки моей основной разработки, а она приносит компании Х прибыли. Мы же не хотим потерять клиента Y?».

Тамара Александровна скептически хмыкнула.

— Скукотища. «Ценю доверие», «однако»... Лара, это вода! Ему надо бить фактами, но с переживанием!

— Показывать свои чувства в бизнесе — это слабость! — парировала Лариса.

— Эмоции — это харизма! — возразила Тамара Александровна. — Предположим, он пробубнит как робот, тогда на него снова сядут и поедут.

Они заспорили. Олег стоял между ними и вертел головой то влево, то вправо, как зритель на теннисном матче.

— Девочки... — робко начал он.

— Молчи! — хором ответили они.

— Давай совместим, — предложила Тамара Александровна и поправила очки на носу. — Лара, ты даешь текст. Умный, этот твой... корпоративный. А я ставлю интонацию и жесты. Олег, встань в позу... как это называется...

— Позу силы? — подсказала Лариса.

— Во! Ноги на ширине плеч. Руки не скрещивать! Руки свободные, но уверенные. Представь, что у тебя в руках невидимый арбуз. Большой такой, астраханский.

Олег растопырил руки.

— Вот так?

— Ну, почти, — скривилась Тамара Александровна. — Только лицо попроще сделай, а то как будто ты этот арбуз украл.

Продолжение.

Глава 1. Глава 2. Глава 3. Глава 4. Глава 5. Глава 6. Глава 7. Глава 8. Глава 9. Глава 10. Глава 11.